Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. ГЛАВА 1. Понятие «Творческое мышление» и его развитие у учащихся начальной школы.






СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………..3-7

ГЛАВА 1. Понятие «Творческое мышление» и его развитие у учащихся начальной школы.

1.1 Понятие «Творческое мышление» …….…………………….......8-9

1.2 Развитие творческого мышления у учащихся начальной школы………………………………………………………………………..9-12

1.3 Понятие «Нестандартное задание».…………………………...12-13

1.4 Особенности нестандартного задания…..…………………….13-26

Вывод по Главе1………...……………………………………….....27-28

ГЛАВА 2. Учебные задания нестандартного характера для учащихся начальной школы.

2.1 Диагностика уровня развития творческого мышления у учащихся начальной школы........................................................................................29-31

2.2 Интервью с учителями начальной школы на тему: «Применение нестандартных заданий на уроках в начальной школе»………………..31-33

2.3 Конспекты уроков русского языка, математики, литературного чтения и окружающего мира с применением нестандартных заданий для учащихся 2 класса………………………………………………...………33-43

2.4 Рекомендации для учителя по составлению нестандартных заданий для учащихся начальной школы……………………………….43-44

Вывод по Главе 2………...………………………………………...44-45

Заключение ………………………………………………………...46-48

Список использованной литературы……………………………..49-50

Приложения

Приложение 1. «Иллюстрации к заданию для уроков литературного чтения»

Приложение 2. «Иллюстрации к нестандартным заданиям по русскому языку»

Приложение 3. «Иллюстрации к нестандартным заданиям по математике»

Приложение 4. «Иллюстрации к нестандартным заданиям по окружающему миру»

Приложение 5. «Диагностика учащихся на выявление уровня развития творческого мышления»

 


Введение

 

На протяжении многих лет проблема развития креативных способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний, так как " в наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа". Творческое, нестандартное, неординарное мышление является одним из важнейших типов мышления, так как Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) указывает на то, что помимо воспитания образованной, воспитанной личности, учителю необходимо создать условия для развития не ординарно мыслящей личности. Однако недостаточная теоретическая и практическая подготовка учителей для целенаправленного развития креативных способностей не позволяет педагогам самостоятельно контролировать динамику развития и является одной из причин отсутствия контроля развития креативных способностей учащихся в школе. Что же характеризует творческое мышление? Это особенность необходимости применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений.

Что же такое творческое мышление? По мнению Р.С. Немова - это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.

Попадая в современное общество, ребенок начинает изучать его при помощи различных средств массовой информации, общаясь со сверстниками и т.д. Попадая в школу, ведущей деятельностью ученика становится обучение. И тут конечно большую роль играет учитель. Обладая профессиональными компетенциями, необходимыми умениями и навыками преподавателю будет легко организовать процесс обучения так, чтобы он был направлен и на развитие творческого мышления.

Конечно, необходимо учитывать и возрастные и личностные особенности учащихся, для этого необходимо проводить диагностики различных видов и различной направленности. Ведь как показали многочисленные эксперименты, весьма существенны индивидуальные различия в уровне усвоения знаний. Школьники, находящиеся в идентичных условиях обучения, усваивают новый для них материал по-разному: одни на высоком, другие на среднем, третьи на низком уровне. В уровнях усвоения знаний проявляются типичные для учащихся устойчивые особенности психики, от которых зависит успешность учебной деятельности, возможность решать проблемы, требующие предусмотренных программой знаний. Так же имеет место быть вариативность типов мышления. Например, может преобладать наглядно- образное мышление, аналитическое или практическое мышление. Развивая творческое мышление, ни в коем случае нельзя забывать и про это. Решение задачи исследования творческого мышления предполагает выделение совокупности индивидуальных особенностей мышления, формирующихся качеств ума от которых зависит легкость овладения новыми знаниями, широта переноса, применения этих знаний на практике.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качества ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Однако такие условия обеспечиваются в начальном обучении пока не в полной мере, поскольку все еще распространенным приемом в практике преподавания является организация учителем действий учащихся по образцу: излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании и не требующие проявления выдумки и инициативы. Как доказывает практика, это не совсем эффективно, ведь мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него большое значение. Формирование самостоятельности в мышлении, активности в поиске путей достижения поставленной цели предполагает решение детьми нетиповых, нестандартных задач, имеющих иногда несколько способов решения, в разной степени оптимальных. Таким образом, указанные проблемы определили область исследования и позволили сформулировать тему: Решение нестандартных заданий как способ развития творческого мышления у учащихся младшего школьного возраста.

Объект исследования: развитие творческого мышления у учащихся начальных классов.

Предмет исследования: учение особенностей творческого мышления учащихся в начальных классах; создание учебных нестандартных заданий для учащихся 2 класса и рекомендаций для учителя по составлению нестандартных заданий.

Целью данного исследования является изучение особенностей творческого мышления учащихся младшего школьного возраста, создание учебных нестандартных заданий для учащихся 2 класса и рекомендаций для учителя по их составлению.

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:

1.Раскрыть понятие «творческое мышление» и его развитие у учащихся начальной школы.

2. Изучить понятия: «нестандартное задание», особенности нестандартных заданий.

3. Изучить требования к составлению и организации работы учащихся с нестандартными заданиями на уроках.

4. Разработать серию уроков русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира с использованием заданий нестандартного характера для формирования творческого мышления у учащихся начальной школы.

5. Создать рекомендации для учителя по составлению нестандартных заданий для учащихся начальной школы.

Гипотеза звучит следующим образом: мы полагаем, что решение нестандартных заданий способствует развитию творческого мышления младших школьников, если:

-соблюдены требования к заданиям нестандартного характера;

-созданы оптимальные условия для решения нестандартных заданий учащимися;

-задания созданы с учетом возрастных особенностей, соответствующих учащимся начальных классов.

Методы исследования:

- теоретические (анализ литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности)

- эмпирические (изучение и обобщение массового и индивидуального педагогического опыта)

- практические (интервью с учителями на тему «Применение нестандартных заданий на уроках в начальной школе; наблюдение за детьми во время учебного процесса; диагностику на выявление уровня развития творческого мышления у учащихся начальной школы)

Практическая значимость работы заключается в том, что помимо теоретического материала в данной работе большая часть отведена практическим разработкам, которые были апробированы на преддипломной практике. Интеграция в учебной программе специальных развивающих методов, способствующих развитию у детей творческих способностей, предполагает создание и внедрение заданий по развитию творческого потенциала младших школьников.

Кроме разработок нестандартных заданий по разным школьным предметам, имеют место быть и четкие рекомендации, которые помогут учителю самостоятельно разработать творческие задания, а в последствии и организовать работу с ними в классе.

Данная работа будет актуальна для учителей начальных классов, воспитателей группы продленного дня, студентов педагогического колледжа и родителей.

Объём и структура работы: введение, две главы (теоретическая и практическая), список литературы, состоящий из одиннадцати наименований, и приложения. Общий объём работы -50 страниц.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.