Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности СПК в коллективе.






Серьезное влияние на психологический климат, по крайней мере, в рамках отдельных производственных групп, могут оказывать и ситуативные негативные психологические состояния, переживаемые отдельными работниками в процессе производственной деятельности. Влияние таких состояний тем значительней, чем больше сотрудников через регламентацию деятельности от таких работников зависят. Если руководитель подразделения, в процессе осуществления деятельности личностно психологически мало стабилизирован — это, наверняка, в той или иной степени затронет и всех сотрудников подразделения.

Особенности СПК семьи ( «психологическая атмосфера семьи», «эмоциональный климат семьи»)

О.А. Добрынина, СПК семьи: её обобщённая, интегративная хар-ка, кот-я отражает степень удовлетворённости супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения.

СПК можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.

ПК в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак.

Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные учёные также подчёркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.

Психологическое здоровье — это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворённость, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремлённость на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего характеризуют степень её благополучия.

Особенности СПК ученической группы (класса)

"...Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного " Я".

Устойчивый ПК складывается из более мелких составляющих – психологических атмосфер или временных эмоциональных состояний класса, вызванных проведением или подготовкой конкретных дел.

Благоприятный ПК способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного ПК в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.

... именно на педагога ложится весь груз ответственности за качество психологического климата..." Леонтьева Е. М.

Стиль преподавания оказывает заметное влияние на характер межличностных отношений в школе, в целом на эффективность процесса обучения. Преобладание стиля общения - демократического, авторитарного, либерально-попустительского – сказывается на формировании социальных установок у школьников, способов разрешения конфликтов, характера отношений к людям.

Личности педагога отводится особое место в педагогическом процессе. Личность учителя – мощный фактор формирования личности ученика. В реальной жизни он демонстрирует модели поведения, социальные нормы и ценности.

Психологи подчеркивают, что если взаимодействие педагога с учениками строится на основе одних лишь нормативно-ролевых предписаний без учета личности и индивидуальности ребенка, это может порождать такие негативные состояния, как лицемерие, негодование, злоба. (Р.В. Петровский).

Субъект-объектная форма взаимоотношений: Педагог озабочен, главным образом, преобразованием когнитивной сферы ученика, его знаний, интеллекта. Критерием успешности деятельности преподавателя в этом случае служит соответствие достижений учеников заданным эталонам. Для учителя важно «подогнать» внешнее школьное поведение под определенные стандарты. Основной целью становится усвоение стандартов образования. Мотивационно-смысловая сфера ребенка игнорируется, не затрагивается. Обучение становится для ученика скучным, монотонным, формальным.

Специальные исследования показали, что функционально-ролевая ориентация педагога характеризуется использованием им ролевых штампов воздействия, когда учебные ситуации типологизируются, и «у человека всегда одно решение на сто ситуаций». Преобладает позиция доминирования и подчинения, а не партнерства. Подобная ориентация учителя мало способствует актуализации таких важных для учащихся систем ценностей, как «ценность доверия» и «ценность творчесвта», высокозначимая особенно в подростковом и старшем шк. возрасте» (А.В. Петровский).

Стиль руководства и общения создает психологический климат в школе, классе.

Психологический климат в классе:

Угрожающий - при доминировании авторитарного, функционально-ролевого стиля общения, делающего упор на послушание, конформизм подчиненных. Основное средство – угрозы, обещания, поощрения и наказания

Развивающий - ПК, основанный на внимании, одобрении и поддержке, направленный на укрепление человеческого достоинства, самоуважения, развитие способностей.

Соц. псих. В.Б. Ольшанский: признаки поведения педагога, создающего разв. кл.

1. Открытость, непринужденность общения.

2. Понимание, способность «войти в положение» другого.

3. Не оценивание личности, а анализ фактов.

4. Не приказ, а ориентация на проблему.

5. Сослагательность, а не категоричность, скорее, предложение, чем директива. Излишняя строгость унижает человека, продуцирует недовольство».

Общение со сверстниками. Особое значение приобретает в подростковом возрасте, когда главным мотивом поведения и деятельности учащихся в школе является их стремление найти свое место в коллективе сверстников. Если этого не происходит, то возможно снижение у учеников успеваемости, изменение поведения, возникновение аффективных переживаний. Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и главное – занимать среди них удовлетворяющее его положение. Именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего являются причиной недисциплинированности и даже правонарушений. Это сопровождается и повышенной конформностью (податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства) подростков по отношению к подростковым компаниям. Переживания по поводу общения со сверстниками для подростка являются наиболее значимыми. Вместе с тем часто ошибочно полагают, что подростки больше всего переживают по поводу общения с учителями.

В V классе доминирующим мотивом общения является желание быть вместе со сверстниками, что-то делать, играть; в VI-X классах возникает потребность занимать определенное место в коллективе, а в X-XI классах центральным становится стремление подростка к автономии в коллективе сверстников и поиск признания ценности собственной личности в их глазах.

Непопулярность, социальная отверженность ребенка могут стать причиной отклоняющегося поведения, нарушений характера.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.