Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы диагностики






Для изучения, работы с СПК в группе используются определенные приемы, направленные на:

1. определение неформальной структуры группы, выявление лидера и его роли в группе;

2. определение уровня развития группы, социально-психологическая коррекция групповых процессов и состояний;

3. определение причин конфликтов в группе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;

4. коррекция формальной и неформальной структуры группы (например, посредством перевыборов формального лидера);

5. социально-психологическая коррекция взаимоотношений в кол-ве (проведение социально-психологических тренингов и психологических консультаций).

Диагностический опросник СПК группы: позволяет определить уровень развития ПК группы относительно других групп в рамках одной организации, дать общую оценку ПК, а также выявить те факторы его формирования, которые могут быть использованы для коррекции и совершенствования ПК. Опросник разработан для изучения ПК в трудовом кол-ве. После незначительных изменений ряда вопросов он может быть использован в учебных, спортивных и других группах.

Заполняется каждым членом группы индивидуально.

Вопросы касаются удовлетворенности условиями труда, межличностными отношениями сотрудников, отношения к руководству и т.д.

Изучение психологического климата кол-ва. С помощью данной методики можно определить ПК группы с точки зрения индивида. И определить среднегрупповую оценку ПК, а также процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный.

Экспертная оценка психологических характеристик личности руководителя. Определить психологические особенности (свойства) конкретного руководителя Для проведения теста выбирается несколько человек-" экспертов" (от 8-10 до 15-20) занимающих в трудовом кол-ве одинаковые должности. Текст теста зачитывается психологом, работающем на данном предприятии сразу всей группе опрашиваемых участников. Каждый тестируемый получает чистый лист бумаги, проставляет на нем цифры, соответствующие определенному количеству зачитываемых психологом утверждений.

Социометрия (Дж. Морено) применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т.е. взаимных симпатий между членами группы и решения следующих задач:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

В семье:

Опросник «Пословицы» исп. для изучения гендерных установок, касающихся распределения ролей в семье. Составлен И. С. Клециной и апробирован в курсовых и дипломных работах студентов ППФ Герцена.

" Стратегии семейного воспитния" С помощью этого теста можно оценить свою стратегию семейного воспитания (стиль): авторитетный (демократический), авторитарный, либеральный и индифферентный.

Ролевые ожидания и притязания в браке(ждя м и ж) шкалы: интим-секс, хоз-быт, соц.достиж, идентиф. с партнером, родит, эмо-психотер, вне привлек.

Шкала Семейного Окружения автор Мос. На русском языке адаптирована С. Ю. Куприяновым.

Создана для измерения трёх основных компонентов функционирования семейной системы: отношения, личный рост и управление системой. Каждый компонент, в свою очередь, содержит несколько шкал.

ШСО включает десять шкал, каждая из которых представлена девятью пунктами, имеющими отношение к характеристике семейного окружения. Приводим краткое описание шкал, инструкцию к заполнению и сам текст опросника.

А. Показатели отношений между членами семьи

1. Сплоченность (С). Степень, в которой члены семьи заботятся друг о друге, помогают друг другу; выраженность чувства принадлежности к семье.

2. Экспрессивность (Э). Степень, в которой в данной семье разрешается открыто действовать и выражать свои чувства.

3. Конфликт (К-т). Степень, в которой открытое выражение гнева, агрессии и конфликтных взаимоотношений в целом характерно для семьи.

Б. Показатели личностного роста

4. Независимость (Н). Степень, в которой члены семьи поощряются к самоутверждению, независимости к самостоятельности в обдумывании проблем и принятии решений.

5. Ориентация на достижения (ОД). Степень, в которой разным видам деятельности (учебе, работе и пр.) придается характер достижения и соевнования.

6. Интеллектуально-культурная ориентация (ИКО). Степень активности членов семьи в социальной, интеллектуальной, культурной и политической сферах деятельности.

7. Ориентация на активный отдых (ОД.О). Степень, в которой семья принимает участие в различных видах активного отдыха и спорта.

8. Морально-нравственные аспекты (МНА). Степень семейного уважения к этическим и нравственным ценностям и положениям.

В. Показатели управления семейной системой

9. Организация (О). Степень важности для семьи порядка и организованности в плане структурирования семейной активности, финансового планирования, ясности и определенности семейных правил и обязанностей.

10. Контроль (К-л). Степень иерархичности семейной организации, ригидности семейных правил и процедур, контроля членами семьи друг друга.

Шкала предназначена для использования в практике семейного консультирования и семейной психотерапии. Она может быть использована как для первичной инструментальной диагностики семейной ситуации, так и для измерения степени изменения её в процессе терапии и объективизации результата.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.