Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стихотворное подкрепление к теме «ПРАЗДНИК и ЧУВСТВО».






 

С. Кирсанов

ОДНО ИЗ НАБЛЮДЕНИЙ».

 

Отцом среди своих планет

и за Землёй следя особо –

распространяло Солнце свет

(но чувствовалось, что оно поеживается от озноба).

 

В мильоны градусов

озноб пятнал сияющее тело

(иногда оно выбрасывало с васильками и кашкою сноп

и беспрестанно вновь блестело).

 

Отцовски спокойное, он заходило за Монблан,

но багровело над Камбоджей,

и было ясно, что Земля

озноб испытывает тот же.

 

И я не мог ни лечь, ни сесть,

(по статистическими данными это происходило со всеми).

Знобило. Тридцать семь и шесть.

Что делать? – всё в одной системе!

 

 

А теперь вернемся к седьмой основе Праздника – Игре.

 

Игра

И игровые принципы

 

«Играть, игрывать – шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-либо для забавы, от скуки, безделья; издавать и извлекать музыкальные звуки; представлять что-либо, изображать на театре; мелькать, шевелиться туда-сюда; петь…

Игры, игрища – народные сборища, сходбища для забавы, увеселенья; скачки, ратоборства; представления всякого рода, для потехи…

Игрец стар. – актер, лицедей, шут, потешник напоказ, скоморох». (В.И. Даль)

«Игра2. Занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. 3. Комплект предметов для такого занятия». (С.И. Ожегов)

«Вероятно, игре присуще прежде всего Творчество, питаемое интересом, азартом, опытом, а также и точным правилом. Из игры выходят тотчас, как только она становится неинтересной, другими словами, нетворческой». (В. Белов «Лад»)

«Игра. Общеслав. Принятой этимологии не имеет. Вероятнее всего образовано с помощью суф. – ра (ср. этот же суф. в Искра) см. от той же основы, что и греческое – «священный трепет».

Первоначальное значение – восхваление и умилостивление божества пением и пляской». («Краткий этимологический словарь русского языка»)

«… таким образом, игра означает собственное восхваление или умилостивление божества…» (А.Г. Преображенский «Этимологический словарь русского языка»)

Зинаида Гиппиус

ИГРА.

 

Совсем не плох и спуск с горы:

Кто бури знал, тот мудрость ценит.

Лишь одного мне жаль: игры…

Ее и мудрость не заменит.

 

Игра загадочней всего

И бескорыстнее на свете.

Она всегда – ни для чего,

Как ни над чем смеются дети.

 

Котенок возится с клубком,

Играет море в постоянство…

И всякий ведал – за рулем –

Игру бездумную с пространством.

 

Играет с рифмами поэт.

И пена – по краям бокала…

А здесь, на спуске, разве след –

След от игры остался малый.

 

Пускай! Когда придет пора

И все кончаются дороги,

Я об игре спрошу Петра,

Остановившись на пороге.

 

И если нет игры в раю,

Скажу, что рая не приемлю.

Возьму опять суму мою

И снова попрошусь на землю.

(1938г. Гиппиус было 70 лет)

 

«Еслиребенокнеиграет, онлибоболен, либо

перепедагогизирован » ( Н. К. Крупская).

Сегодня многиетеоретики от игры утверждают, что главное в игре – «получение наслаждения».

Мне кажется, что главное в игре – ощущение Радости. Во-первых, за это и корневая основа слов: РАдость, пРАздник, игРА. Во-вторых, «радость» включает в себя «наслаждение».А вот «наслаждение» не всегда бывает радостным. Радостью нельзя пытать, а наслаждением можно.

Повторюсь: Радость делится на многие составные: наслаждение, блаженство, веселье, услада, утеха, удовольствие, душевное удовлетворение и другие.

Мы говорим: «Радость великая!» И как-то кощунственно будет звучать: «наслаждение великое!» Все равно что: «глубокое удовлетворение».

«Наслаждение» необходимо человеку – как стимулятор передачи определенной жизненной(и родовой также) информации из поколения в поколение. Радость – стимулятор передачи оптимизма. Оптимизм – не информация. Оптимизм – Мироощущение. Мы испытываем радость при взгляде на изобильный, ломящийся от снеди стол, и получаем наслаждение, когда приступаем к самому потреблению праздничной снеди…

Радость больше связана с душой, а наслаждение – с телом…

Радость – это основное чувство Игры.

Игра, не приносящая Радость – плохая игра.

Игра теряет большую долю Радости – как высшего Сверхчувства – когда в нее внедряется интерес получения выгоды…

Какая радость при таком интересе?

Игра начинает распадаться на азартные, спортивные, коммерческие игры и… умирает, как «священный трепет».

С другой стороны: неинтересная игра радости не приносит.

Игра порождает обряды. Обряды сохраняют игры, дав им смысл. Без смысла игра становится пережитком: она или умирает совсем или становится просто развлечением.

Например, мало кто знает, что детская игра «Царь горы» – это

тризненская, мальчишеская потеха. На тризне по павшим воинам в нее играли мальчишки, как бы давая понять душам погибших, что есть кому защищать Родину. Игра осталась, а смысл ее потерян. Да и играют в нее мальчишки все реже и реже.

Все купальские, рождественские, троицкие, масленичные забавы, потехи имели свой смысл. Так же, как свой смысл имело и крашеное пасхальное яйцо и съедание блина…

Сегодня, с потерей обряда, с потерей смысла игр, теряется и смысл и наполненность Праздника.

Породив обряд – игры медленно умирают без него: игра – жизнь обряда,

обряд – накопитель игр и их сохранитель.

Сама Игра, как и все целостное, имеет свойство делиться на мелкие составные части. Это принцип той же игрушки «Матрешка». Как большая «Матрешка» делится на более мелкие «матрёшечки», так и Игра делится на игровые принципы.

Уже было много попыток систематизировать игровые разнообразия. Я предлагаю вам свой взгляд на эту тему.

Сегодня в работе многих культорганизаторов, массовиков, мастеров игровых программ и хорошего настроения заметен кризис. Кризис наступил давно. Его породило увлечение сюжетно-игровыми программами.

Госпожа Игра уступила дорогу его величеству Сюжету.

Уже много лет ведущие игровых программ выходят к зрителям не

порадовать их игрой, а поразить сюжетным ходом, нестандартным образом, необычной раскруткой темы, игрового (или бытового) предмета.

Да, вначале это было неожиданно, ново… А затем стало проступать то, что сегодня называется методической правильностью, раскрытием тематики и… тошнотворной скукой. Дошло до того, что сегодня дети на выступлениях массовиков не то что не смеются, но даже не улыбаются. Идет некий дубляж школы: не порадовать ребенка игрой, а научить его чему-нибудь «нужному».

Еще десять лет назад профессор Челябинского университета культуры Николай Петрович Шилов (кстати, наиболее активно работающий в направлении сюжетно-игровых программ) предупреждал об этой опасности и предлагал вернуться к самой Игре.

Но проходят годы, проходят фестивали, а «воз и ныне там». И по-прежнему выходят массовики, которые по 20 минут говорят со зрителями и по 10 минут играют. А у хорошего грамотного ведущего должно быть все наоборот: минимум слов и больше игр. Но сюжетно-игровые программы требуют раскрытия темы и поэтому на площадках стоит треп скучный, нудный, но тематически «нужный» и «педагогически целесообразный».

Или много активного, однообразного и бессмысленного движения, типа: «покрутились, повертелись, попрыгали, ручками похлопали, ножками потопали».

На мой взгляд, игра делится на двадцать два игровых принципа. Может быть их и больше – предлагаемая ниже схема жива и подвижна, как таблица Менделеева, и если обнаружатся другие игровые принципы, то они тут же будут включены в схему.

Давайте же рассмотрим, на какие игровые принципы делится игра.

 

Игровые принципы:

игра

конкурс

аттракцион

аукцион

викторина

лотерея

потеха

забава

розыгрыш

прикол

затея

состязание

фант

хороводные игры

игры в кругу

игро-танцы

танцевальные игры

песня

игро-песня

комикс-игра (игровое представление)

занятие

 

Игра.

1.

«Было странно смотреть, как седобородые, наверняка столетние старцы и старицы играют в пятнашки, бегают и беспричинно смеются. Показывая исключительно здоровые зубы».

(Сергей Алексеев «Покаяние пророков»)

 

Вспомните детство. Выходя во двор, дети предыдущих поколения не сидели на лавочках, как сидит сегодня почти вся современная ребятня. И сидят они не потому, что такие плохие, такие скучные и квелые, а потому что не знают, во что можно играть во дворе. А игр-то море. И дворовые, и посиделочные игры не требуют раскрытия темы или развития сюжета. Выходили и играли в те же «прятки» и час, и два, пока не загонят. Были условия или правила игры. Вместо ведущего выбирался водящий. И этого было достаточно. Какие сюжеты, какая тематика? Играй и радуйся!

И победители в игре не выявляются. А зачем, когда все в радость и в удовольствие, и на здоровье.

Сам игровой принцип Игры делится на две основные – и самостоятельные

и взаимосвязанные – части: дворовые игры, посиделочные игры.

И дворовые, и посиделочные игры также делятся на свои составные части. Назовем их видами.

Дворовые игры: пряточные («прятки»), беговые («салочки – пятнашки – горелки»), прыгательные («прыгалки – скакалки – классики») и т.п.

Посиделочные игры: жмурочные, целовальные, словесные и т.п.

Главное их отличие друг от друга в том, что одним играм (дворовым) требуются территориальное пространство и простор для двигательных действий, а другим (посиделочным) – нужно небольшое, но удобное помещение (целовальные игры при зрителях проводить не совсем удобно, и не совсем приятно).

А в целом, и дворовые игры и посиделочные взаимосвязаны. Резких и отталкивающих границ между ними нет: и в «прятки» можно играть в помещении, и в «жмурки» во дворе, а темным вечером – при свете луны – и целовальные игры хорошо идут…

Я предлагаю мастерам игровых программ вспомнить, когда они в последний раз использовали в своей работе (а не в фестивальных программах) подобные игры? Да даже и в фестивальных программах не грех было бы их использовать, а уж в повседневной работе – сам Бог велел.

Когда я работал директором Дома культуры, мы нередко проводили досуговые вечера под названием «Играем в «сардинку». Это игра, на которую собирались, в основном, взрослые люди и молодежь.

«Сардинка» – это прятки наоборот.

Представьте себе небольшой танцевальный зал, где люди отдыхают, танцуют, пьют чай. И вот ведущий (тут он необходим) предлагает всем присутствующим тянуть жребий. Не важно из чего (шляпа, мешок или лототрон), но все вынимают по свернутой бумажке. У кого-то одного бумажка помечена или «крестиком», или «галочкой», или каким-либо другим отличительным знаком. Этого «кого-то» (кто вытянул жребий) представляют всем, а затем он уходит и прячется где-то в просторах Дома культуры. Остальные гости продолжают пить чай и танцевать.

Через пять минут все идут искать «избранного жребием».

Но не забудьте – это прятки наоборот.

Тот, кто находит спрятавшегося, не кричит, не шумит, никого не зовет к себе, а тихо пристраивается рядом. Потом пристраиваются следующие и следующие… У нас за шторкой одного окна (на подоконнике) спряталось около двадцати человек. Тут надо и уместиться, и удержаться, и не рассмеяться, и не выдать себя. Одна девушка забралась в декоративный гроб за сценой, к ней (когда нашли) тут же пристроились еще пять человек. Самые интересные ощущения у последнего оставшегося человека, который никак не может понять, куда все схоронились.

После того, как нашлись все, гости возвращаются в свой зал, продолжают отдыхать, а через некоторое время опять бросаютжребий. Вот вам целый досуговый вечер, простой и забавный.

Можно ли на этом вечере играть в другие развлечения?

Конечно. Тут могут быть и танцевальные игры, и посиделочные, и жмурки, и песни, и многое-многое другое. Но главное его событие – это игра «Сардинка».

Виды игры переполнены самыми разнообразными играми. Вот такая игра

слов, которая отражает суть игрового принципа Игры.

Давайте, как говорится, тряхнем памятью…

Или встряхнем ее: кому как удобнее.

Посиделочные игры: «Я садовником родился», «Испорченный телефон», «Колечко-колечко», «Голосянка», «Бирюльки», «Города», «Море волнуется», «Трудовой рубль» и другие.

«Жмурки»: «Двое слепых», «С колокольчиком», «Жмурки на местах», «Жмурки с голосом», «Звонок», «Жарена кишка», «Дыркач», «Киськи» и другие.

Дворовые игры:

«Прятки»: «Палочка-выручалочка», «Двенадцать палочек», «Сардинка», «Прятки с домом», «Пожмурки» и другие.

«Прыговые игры»: «Резиночка», «Сахреоба», «Зеркало», «Забегалы», «Котлы», «Скачки», «Классики» и другие.

«Салочки»: «Простые пятнашки», «Пятнашки с домом», «Прерванная пятнашка», «Салка с добавлением», «Круговые пятнашки», «Салки на одной ноге», «Выше ноги от земли», «Горелки обычные», «Горелки парные», «Горелки с платочками», «Салки с мячом», «Штандер», «Вышибалы» и т. п.

Симбиоз «салочек» и «пряток»: «Казаки-разбойники», «Ромбики».

В вышеперечисленных дворовых примерах, игры строятся на двух основных действиях: «найти» и «догнать». Все различия между видами игры условны, так же, как условна сама игра.

Те же самые «жмурки» можно рассматривать как разновидность «пряток»,

а «горелки» – по сути своей – такие же «салочки». Симбиозом двух вышеуказанных действий можно считать такие игры как «казаки-разбойники», «ромбики» и им подобные игры, где сначала прячутся, а потом догоняют и ловят. И в то же время – это разные игры, поскольку у них разные условия игры. Именно «условиями» («правила», на мой взгляд, больше относятся к состязаниям и спортивным играм) игры и отличаются друг от друга.

Ну, а теперь примеры некоторых игр.

Я сознательно буду приводить примеры не старинных народных игр

(сейчас выходят много сборников, в которых их описывают) и не современных интернетовских (кому нужно, пусть сам заглянет в Интернет – отравится «качеством» и «нравственностью» большинства предлагаемого игрового ассортимента), а игр 50-70 годов.

Сборники с этими играми не переиздаются, а игровой опыт тех лет достоин внимания современного человека.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.