Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Танец и Пляс






«Танец1. Искусство пластических и ритмических движений тела… 2. Ряд таких движений, исполняемых, в собственном темпе и ритме в такт музыке, а также музыкальное произведение в ритме и стиле таких движений…

3. Увеселительное собрание, вечер на к-ром танцуют…»

«Перепляс… русская народная парная или групповая пляска…

Переплясать… Превзойти другого в пляске, в танце…».

 

«Танец – это почти объяснение в любви»

(Ф. М. Достоевский «Дневник писателя»).

 

Ранимостью хранимая,

Над храмом жизни зримая

Звезда любви затеплилась.

Наш вальс тепла.

Наш тёплый вальс.

(Анна Ашинова «Танцы, танцы…»)

 

Трудно сегодня представить праздник без танцев, без пляски. Я говорю не только о народных праздниках.

И свадьбы, и дни рождения, и юбилеи, и другие большие и маленькие праздники не полноценны без танцевальной программы.

Помимо увеселения, у пляски и танца есть и развивающая, и оздоровительная задачи.

Раньше ведь тренажеров и спортивных секций не было. Откуда же брались сильные воины и искусные в рукопашном бою люди?

Посмотрите внимательно на восточные единоборства и на русский мужской пляс. Те же самые движения: подбивы, подсечки и т. п.

Славянский воин ударом ноги вышибал всадника из седла. Гвардия китайского императора на 90 % состояла из славянских воинов. И сами китайские монахи признают, что переняли систему рукопашных единоборств у северных соседей – русичей, конкретно – у скоморохов. Именно скоморохи были последними сохранителями богатырского боя. И передавали эти знания последующим поколениями своего Рода - через пляс. После тяжелого трудового дня, после тяжкого крестьянского труда - «на улице» (так обычно, в деревнях назывались места вечерних сходок молодежи) собирались парни и девки и отчаянно плясали.

И не просто плясали.

«Перепляс»: это еще и состязание – «кто кого»!

Вот уж, поистине, физическая нагрузка на тело и мышцы. Но есть одно «но» - пляска, танец берут ровно столько сил, сколько нужно. Каждый плясал в меру своих физических возможностей, а не через «не могу», что сегодня происходит в профессиональном спорте и профессиональном танце. Поэтому, перекаченных мышц и хрупких костей не было. Устал – отдохни.

И плясали не для медали и денег, а из-за куража и – Радости!.. А Радость инвалидов не рождает!

В танце вырабатывалась особая осанка – стать.

«Стать» - это и красивое, пластичное тело, и действенный жизненный глагол – «стать».

Не согнуться, не смотреть только под ноги, а самопроявиться и жизнеутвердиться, т. е. – стать Человеком.

Впрочем, это относится ко всем основам Праздника.

Про оздоровительный эффект танца (пляса) уже сказано много. Есть даже термин – «танце-терапия».

Например: женщин Востока гораздо меньше проблем с болезнями по гинекологии. Это связывают с традиционными восточными танцами.

Танец (пляс) – это и физическое, и чувственное развитие человека.

Но в отличие от спортивного (я имею в виду профессиональный спорт) оно не несет разрушающий для человеческого тела характер.

В хороводных танцах это – и единение людей, и мощный, нарастающий по силе круговорот энергии (энергообмен).

Это и сброс тяжелой энергии – вспомните – одиночные танцы вдов.

Это и подзарядка энергии, и зарядка тел для будущих действий – пляски уходящих на фронт мужиков. И совершенно другая энергетика в плясках солдат в паузах между боями.

Это и личный фактор: вспомните пляску Мересьева - проверка своих возможностей и утверждение себя.

Вспомните первый танец Наташи Ростовой

в романе «Война и мiр» - выход в свет и «познание самоё себя».

Можно привести множество примеров о том – что такое Танец (пляс) в нашей жизни.

Но главное: танец, пляс – это праздничная танцевально-плясовая система общения.

Обратите внимание и на русские, и на классические (сегодня – это

«бальные»), и на современные танцы – в их основе лежит общение через танец.

Это - касания, как в кадрили, или агрессивный спор «кто кого» - брейк

данс, или чувственное слияние – вальс и танго…

Даже самый робкий в словах человек может все сказать языком интимного (не путать с эротическим) танца.

Что уж говорить про танцы-игры и целовальные танцы.

 

Есть еще одна основа праздника. Для меня она стоит отдельно, особняком.

Это – игра.

О ней мы поговорим отдельно.

А пока вернемся к перечисленным выше основам праздника.

 

Итак.

Основы праздника - это:

обряды (и, стало быть, сохранение Традиции)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.