Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика проведения групповых занятий. 2 страница






ПРИУЧЕНИЕ К ПОИСКУ ЧЕЛОВЕКА ПО ЗАПАХОВОМУ СЛЕДУ

Выработка навыка самостоятельного обнаружения запахового следа и заинтересованного, безотказного поиска человека по запаховому следу до его задержания является основным приемом подготовки розыскных и сторожевых собак.

Условные раздражители: основные — команда «След» и жест (показ рукой в направлении следа); вспомогательные — команды «Нюхать», «Ищи»; дополнительные — команды «Голос», «Тихо», «Сидеть» и др.

Запах следа становится условным раздражителем.

Безусловный раздражитель — помощник. Кроме того, в зависимости от индивидуальных особенностей поведения собак в качестве безусловных раздражителей могут быть использованы пища, апортировочный предмет и сам дрессировщик.

Навык вырабатывается на базе врожденных обонятельно-поисковой, активно-оборонительной и пищевой реакций пове­дения.

Основной показатель пригодности собаки для приучения ее к поиску человека по запаховому следу — наличие обонятельно-поисковой и активно-оборонительной реакции поведения. Можно дрессировать и собак, сильно заинтересованных в апортировке и имеющих преобладающую пищевую реакцию.

Первый период. Задача: выработать у собаки первоначальный условный рефлекс активного, заинтересованного поиска человека по его запаховому следу.

Прежде чем приучить собак к поиску человека по запаховому следу, необходимо отработать следующие подготовительные приемы: установление контакта и выработка общедисциплинар­ных навыков, необходимых для управления собакой; развитие злобы и недоверчивости к посторонним людям; приучение к задержанию помощника на месте; развитие физической выносливости (кроссы на 1—3 километра); развитие обонятельно-поисковой реакции; приучение к работе в темное время суток; ознакомление с раздражителями окружающей среды на мест­ности, где будут проводиться занятия по приучению собак к работе по запаховому следу.

Требования к подготовленности дрессировщика. Основой успехов в подготовке собак является обучение самих дрессиров­щиков, поэтому методика обучения их дрессировке собак поиску человека по его запаховому следу должна обеспечить постепен­ное воспитание у них смелости, уверенности, необходимой инициативы в работе с собакой по следу.

Дрессировщик должен верить в свои способности, уметь доверять собаке, знать особенности ее поведения при работа по запаховому следу и хорошо ориентироваться на местности.

Ко времени первоначальных упражнений дрессировщик должен: владеть приемами умелого, ровного (без рывков) управления собакой длинным поводком на различной местности; уметь запоминать трассы слада и ориентироваться на местности; изучать поведение собаки при работе по запаховому следу; свободно распределять внимание на свои действия и на управ­ление собакой, окружающую обстановку, сигналы инструктора и другие, а также уметь выполнять роль помощника дрессиров­щика: прокладывать следы по указанным ориентирам; маскиро­ваться на местности и находиться с надветренной стороны по отношению к собаке без шума, шорохов и т. д.; принимать собаку на плащ или на специальные рукава, не снимая их с себя, и вести борьбу с соблюдением мер безопасности.

Кроме того, дрессировщик обязан в совершенстве владеть следопытством, необходимым условием для контроля за работой собаки и отыскания утерянного следа. С этой целью рекомен­дуется проводить тренировки по проработке следов без собаки.

Безусловно, дрессировщик и собака должны быть хорошо подготовлены к бегу на средние и длинные дистанции.

Первые занятия нужно проводить с соблюдением следующих правил. Заниматься желательно рано утром или ночью на участке, покрытом травой, с минимальным количеством отвлекающих раздражителей, т. е. в условиях, когда хорошо сохраняется запаховый след. В дневные часы, особенно при ясной погоде, запахи человека на травяном покрове довольно быстро разру­шаются по следующим причинам: зеленые части растений (листья) в результате фотосинтеза выделяют кислород, который как активный окислитель нейтрализует запахи человека; вследст­вие разницы температур в приземном слое атмосферы и более высоких ее слоях во много раз усиливается вертикальное перемещение воздуха (инверсия), в результате чего из верхних слоев атмосферы в приземный слой происходит большой (по сравнению с темным временем суток) приток озона, являющего­ся сильнейшим окислителем органических соединений, в том чис­ле и запаховых частиц человека; солнечная радиация ускоряет уничтожение запаховых частиц человека.

Местность должна быть знакомой для собаки, закрытой, с естественными укрытиями (кусты, овраги и т. д.). В течение первого периода дрессировки занятия лучше проводить на одном месте.

Собака должна находиться в полуголодном (голодном), бодром состоянии, Дрессировку проводят при умеренном ветре (лучше слабом), след прокладывают по направлению ветра. Дрессировщик должен знать исходную и конечную точки следа и маршрут движения помощника. Место для прокладки следа и привязывания собаки подбирают такое, чтобы она не смогла увидеть направление движения помощника, а также найти его путем слухового или зрительного поиска, В этом случае она вынуждена будет пользоваться обонянием.

След надо прокладывать закругленной или зигзагообразной формы, длиной 250—400 метров.

На одном 4—6-часовом занятии упражнения по проработке следа можно выполнять 3—4 раза.

В зависимости от индивидуальных особенностей собак (степени их подготовленности и выраженности преобладающих реакций) применяются различные способы приучения их к поиску человека по запаховому следу.

Первый способ (основной) — пуск собаки по запаховому следу человека без предварительного дразнения используется для собак, имеющих активно-оборонительную реакцию. Выработка первоначального условного рефлекса производится следующим образом. Руководитель занятия (инструктор) в присутствии дрессировщика дает задание помощнику на прок­ладку следа, указывая исходную точку, маршрут движения и конечную точку за укрытием. Дрессировщик обязан следить за прохождением трассы следа и хорошо запомнить ее. После того как помощник дошел до конечной точки, дрессировщик выгу­ливает собаку и через 20—30 минут после прокладки следа приступает к его проработке под непосредственным наблюде­нием инструктора. За 50—60 метров до трассы по команде «Гуляй» направляет собаку в сторону следа и наблюдает за ее поведением. Расстояние от места пуска собаки до трассы запахового следа зависит от ее индивидуальных особенностей. Чем подвижнее собака, тем расстояние должно быть больше, в этом случае собака успокоится и обнаружит запаховый след при первом же пересечении. Как только собака принюхается к запаховому следу, дрессировщик произносит команду «След» и, слегка приспустив поводок, следует за ней на удалении 5—10 метров и с помощью поводка и жеста направляет ее вдоль трассы следа. Активность работы собаки подкрепляет периоди­ческим восклицанием «Хорошо!» На конечной точке дает ей возможность потрепать верхнюю одежду помощника (брезенто­вый плащ, дрессировочную куртку, специальные рукава и др.)

Команды «След», «Хорошо, след» подаются только в тот момент, когда собака активно принюхивается к запаховому следу.

В случае, когда собака не обнаружила запахового следа (не принюхалась) или проскочила линию следа при первом пересечении, дрессировщик должен направить ее в обратную сторону через трассу следа. Повторять до тех пор, пока собака не начнет принюхиваться к запаховому следу. Каждое очередное пересечение следа осуществляют путем продвижения вперед до обнаружения собакой запахового следа.

На конечной точке помощник не должен показываться собаке до тех пор, пока она не подбежит к нему и не обнюхает.

В целях безопасности помощник должен отводить полу плаща палкой, а не сбрасывать его с себя. При этом дрессировщик следит за поведением собаки и умело управляет ею с помощью поводка. После небольшой «борьбы» собаке подается команда «Рядом», а помощнику —«Ложись». Затем дрессировщик, успокоив и выгуляв собаку, возвращается вдоль трассы следа к месту расположения отделения.

Для собак с пассивно-оборонительной реакцией рекомендует­ся прорабатывать второй отрезок следа. На одном занятии выполнять не менее 2—3 упражнений по выработке первоначаль­ного условного рефлекса (рис. 51).

Рис. 51.Пуск собаки по следу помощника без предварительного дразнения

Активизировать принюхивание собаки к запаховому следу на первых занятиях можно усилителями запаха: вареное мясо кладут в специальные мешочки, которые привязывают к обуви между каблуком и подметкой. Если собака голодна, она с первого пересечения обнаруживает такой запаховый след и активно идет по нему. На конечной точке трассы после борьбы с помощником дрессировщик поощряет собаку лакомством. На последующих занятиях усилители запаха привязывают к обуви одной ноги, а затем периодически через 20—50 метров. После 3—5 занятий усилители можно не применять.

Таким образом, вначале необходимо проверить способность собаки к поиску человека по его запаховому следу без предвари­тельного дразнения. Если этим способом у собаки не удается выработать первоначальный условный рефлекс, то нужно приме­нять другие способы приучения к поиску человека по запаховому следу.

Второй способ — приучение собак к поиску человека по запаховому следу с предварительным дразнением — реко­мендуется использовать при дрессировке недостаточно злобных собак. Упражнение выполняется в следующей последователь­ности. На участке руководитель занятия в присутствии дрессиров­щика дает помощнику задание (инструктаж), в котором указывает, где будет привязана собака, место укрытия для помощника до дразнения, порядок дразнения (с учетом особенности собаки), исходную точку и маршрут прокладки следа, конечную точку и порядок действий в момент борьбы с собакой. Одновременно намечается прокладка второго отрезка следа.

Затем дрессировщик, выгуляв собаку, привязывает ее к дереву (приколу, столбу) с помощью длинного поводка на расстояние 1, 5—2 метра так, чтобы можно было быстро отвязать его.

Физически сильных собак привязывают на цепь и в таком месте, чтобы собака не смогла проследить прокладку следа помощником, тогда она вынуждена будет пользоваться обо­нянием.

Помощник должен иметь прут, куртку от дрессировочного костюма, а при использовании плаща необходимо предваритель­но выработать у собаки заинтересованную и смелую хватку за этот вид одежды.

По сигналу дрессировщика помощник выходит из-за укрытия, возбуждает собаку ударами прута и убегает по намеченному маршруту, прокладывая след закругленной (дугообразной) формы длиной 150—200 метров. Дрессировщик контролирует прокладку следа и запоминает его трассу.

После того как помощник скрылся в укрытии, дрессировщик отвязывает собаку и, держа за поводок на расстоянии 1—2 метра, подводит ее к следу и по команде «След» жестом пускает собаку на пересечение с трассой следа. При принюхивании собаки к запаховому следу произносит команды: «След», «Хорошо, след». В том случае, когда у собаки уже выработан условный рефлекс на команду «Нюхай», то можно подавать команды «След, нюхай».

Некоторые собаки стремятся идти на зрительный поиск. В подобных случаях надо укоротить поводок и в сочетании с показом рукой на след вести ее по трассе до конечной точки, повторяя команду «След».

Если собака идет точно по следу, поводок можно слегка приспустить и дать ей некоторую свободу преследования. В конце следа собаке разрешают схватить костюм, плащ помощ­ника и потрепать его.

После короткой борьбы помощник «вырывается» и проклады­вает второй отрезок следа по заранее указанному маршруту. Проработка его производится так же, как и первого отрезка. После трепки на конце второго отрезка помощнику подается команда «Ложись», а собака выгуливается. Затем дрессировщик с собакой возвращается к месту расположения группы по своему участку. За один выход на 4—6-часовом занятии рекомендуется проработать 3—4 отрезка следа.

В методике и технике приучения собак к работе по следу первым и вторым способами надо строго соблюдать следующие требования:

дрессировщик должен внимательно контролировать движе­ние помощника и точно знать трассу следа;

каждый след надо обязательно проработать и на конечной точке следа деть собаке возможность потрепать помощника, это будет активизировать работу собаки по следу;

на первых занятиях по проработке следа руководитель должен лично следовать за дрессировщиком и помогать управ­лять собакой;

предварительное дразнение собаки производить только на первых занятиях и с появлением у нее интереса к поиску прокладчика следа пускать по следу без дразнения.

Положительные моменты первого и второ­го способов: собака заинтересованно принюхивается к запаху следа и активно ищет человека, с первых дней приучается к непосредственному поиску помощника, что и является конечной целью этого приема. Недостатком этих способов является то, что они требуют предварительного развития у собаки злобы, чего не всегда удается достичь в начале курса.

Третий способ — поиск апортировочного предмета по следу дрессировщика или помощника. Применяется для собак, заинтересованных в подноске предметов, особенно малозлобных и чрезмерно злобных.

Упражнения выполняются в таком порядке. Дрессировщик, подобрав участок для занятия, привязывает собаку к дереву (приколу, столбу), начинает игру апортировочным предметом, вызывающим у собаки наибольший интерес, не давая схватить его. Достаточно возбудив собаку, он уходит от нее и проклады­вает след (желательно бегом) до 100-—150 метров с небольшим закруглением. На конечной точке кладет вещь и возвращается к собаке.

Дрессировщик подходит к собаке, отвязывает ее и по команде «След» жестом направляет по следу. Управление собакой такое же, как и в первом способе. На конечной точке следа дрессиров­щик подводит собаку к предмету. Когда она поднимет предмет, по команде «Дай» отбирает его, поощряет собаку дачей лакомства и выгуливает.

На каждом занятии упражнение следует повторять 2—3 раза с постепенным удлинением трассы следа и включением поворо­тов (углов).

Конечная цель приучения собаки к работе по следу — поиск помощника, поэтому необходимо переключать собаку со следа дрессировщика на след помощника, унесшего апортировочный предмет. Для этого дрессировщик привязывает собаку и кладет перед ней апортировочный предмет так, чтобы она не могла достать его.

Помощник выходит из-за укрытия, подходит к собаке, подни­мает предмет, размахивая им перед ней, возбуждает ее и прокла­дывает след длиной до 200—250 метров с небольшим закруг­лением. В конце трассы кладет вещь и прячется в укрытие. Дрессировщик пускает собаку по следу и, отобрав у нее предмет, поощряет лакомством. Помощник выходит из-за укрытия и нападает на собаку. Собака хватает его за плащ. После короткой борьбы помощник «вырывается» и прокладывает след длиной 100—150 метров. Проработка второго отрезка следа заканчивает­ся отысканием и «трепкой» помощника за плащ. К этому периоду дрессировки собака должна быть приучена к задержа­нию убегающего помощника.

В результата таких упражнений у собаки вырабатывается первоначальный условный рефлекс работы по следу. Кроме того, она приучается к безотказному обнаружению вещей помощника, оставленных им на следу. В дальнейшем вводят усложнения и на трассе оставляют несколько вещей помощника. Этот способ позволяет собаке работать по следу спокойно и с первых же занятий обнаруживать вещи на следу, однако невозможно начинать работу по запаховому следу с собаками, не приученными к апортировке, в результате затягивается курс дрессировки собак розыскной службы. Собаки, приученные таким способом, по следу работают медленнее.

Четвертый способ — пуск собаки по следу помощни­ка, унесшего пищу. Применим для дрессировки собак, малозлоб­ных и незаинтересованных в подноске предметов, но имеющих ярко выраженную пищевую реакцию.

Упражнение выполняется так. Дрессировщик привязывает собаку к дереву и ставит перед ней кормушку с пищей с таким расчетом, чтобы она могла дотянуться до корма. Как только собака начнет есть, из-за укрытия выходит помощник и уносит кормушку. Через 300—350 метров он ставит кормушку и прячется в укрытие. Дрессировщик пускает собаку по следу и в конце трассы дает ей возможность немного поесть. Помощник вновь отбирает кормушку и прокладывает второй отрезок следа. После проработки этого следа собака доедает остатки корма. Дрессировщик выгуливает собаку и возвращается в исходный район. Помощник следует за ними на удалении до 50 метров.

Для безопасности помощника в момент отбирания кормушки собаку рекомендуется привязывать на короткий поводок. После проработки следа ей дается возможность потрепать помощника, и упражнение заканчивается дачей собаке корма.

Пятый способ — пуск собаки по следу дрессировщика. Вначале у собаки вырабатывается доверчивое отношение к другому дрессировщику. Дрессировщик привязывает собаку и, подав команду «Ко мне», «Ко мне!», скрывается в укрытии и прокладывает след длиной 200—250 метров. Помощник, наблю­давший за движением дрессировщика, подходит к собаке, отвязывает ее и пускает по следу хозяина. На конечной точке следа дрессировщик играет с ней, дает ей лакомство и выгули­вает. Как только собака начнет принюхиваться к следу дрессиров­щика, ее переключают к проработке следа помощника одним из вышеизложенных способов.

Первые занятия по приучению собак к работе по запаховому следу должны проводиться только под руководством инструктора (преподавателя), который обязан определить наиболее подходя­щий способ дрессировки.

Дрессировщик при затруднениях собаки в работе обязан своевременно оказать ей помощь.

При работе по запаховому следу нельзя применять метод принуждения собаки поводком, громкими командами и др. Если натаскивать собаку на след, то у нее вырабатывается защитный условный рефлекс на команду «След» (она будет бояться, уходить в противоположную сторону от следа или убегать от дрессировщика).

Во время работы собаки по следу особое внимание уделяется управлению поводком: оно должно быть мягким, ровным, без рывков. Резкое задержание собаки, рывки тормозят, и снижает заинтересованность собаки к поиску прокладчика следа, поэтому всегда необходимо иметь запас поводка.

Дрессировщик должен не только хорошо владеть приемами дрессировки, но быть внимательным, наблюдательным, знать поведение своей собаки, строго соблюдать последовательность ввода новых усложнений, избегать однообразных условий работы (проведение занятий на одном участке, прокладка следа в одном направлении, расположение помощника в однообразном укрытии и др.)

В первом периоде приучения собак к работе по следу дрессировщику необходимо знать маршрут движения помощни­ка. В практике пользуются двумя способами контроля за движением прокладчика следа.

Первый способ — визуальный, когда дрессировщик и инструктор, находясь на возвышенности, наблюдают за движе­нием помощника от начальной до конечной точки следа.

Второй способ — наблюдение за помощником путем движения дрессировщика параллельно с ним на удалении 50—80 метров (при боковом ветре с подветренной стороны).

Методические советы руководителю занятия. В первом периоде приучения собак к работе по запаховым следам инструктор должен сопровождать каждого дрессировщика, учить его на конкретных примерах. На первых занятиях устанавли­вается такой порядок: дрессировщики прорабатывают следы только под непосредственным руководством инструктора. По мере овладения навыками управления собакой и активизации ее поисковой реакции отдельным из них разрешается работать самостоятельно.

Учитывая, что конечная цель этого сложного приема дрес­сировки—приучение собаки к работе по следу помощника и активной «трепке» его, необходимо постепенно переключать собаку к работе только по следу помощника и усложнять условия Дрессировки с учетом степени ее подготовленности.

Если собака по команде «След» принюхивается к запаховому следу и активно ищет его прокладчика, вводятся следующие усложнения: увеличивается длина и давность следа; изменяются формы следов, т. е. на следу делаются различные углы (поворо­ты); собака пускается на след под различными углами. Усложнения включаются и отрабатываются параллельно, по принципу от простого к сложному, от легкого к трудному.

Увеличение длины и давности следа. Физическая выносли­вость и длительная работоспособность обоняния собаки выраба­тывается постепенно, путем увеличения длины следа в среднем на 50 метров, а давности следа — на 5—10 минут на каждом занятии с учетом погодных условий и характера почвенно-растительного покрова на участке занятий. Работа собаки по следу требует не только физического напряжения, но и напряженной деятельности всей центральной нервной системы. При работе по запаховому следу собака удерживает запах в памяти, отличает от других, иногда более сильных, чем запах следа. Во время поиска на собаку воздействуют другие отвлекающие раздражи­тели: посторонние люди, животные, сильные звуки и другие. Чтобы не потерять следа при этих условиях, от собаки требуется весьма напряженная нервная деятельность. Поэтому совершенст­вование работы обонятельного анализатора собаки требует соблюдения последовательности ввода усложнений.

Кроме того, необходимо учитывать, что у собаки быстро вырабатывается условный рефлекс поиска человека по запахово­му следу на определенное расстояние. Поэтому на каждом занятии длина и давность следа должны постепенно меняться как в сторону увеличения, так и уменьшения. Вводить усложнения необходимо с учетом активности и заинтересованности работы собаки по запаховому следу, а также состояния погоды.

Методические советы руководителю занятия. В группе, как правило, не все собаки работают по запаховым следам одинако­вой давности и в целях экономии времени можно прокладывать следы одновременно 2—3 дрессировщиками путем параллельно­го движения. В этом случае второй дрессировщик, проложив след, возвращается к собаке и работает по следу первого дрессировщика. Проработав след, он оставляет собаку в укрытии и идет к конечной точке. А первый дрессировщик (помощник) быстро возвращается по своему следу к собаке, выгуливает ее и затем работает по следу второго, дрессировщика (давность запахового следа к этому времени будет больше, чем первого).

Это дает возможность на одном занятии проработать с соба­ками больше запаховых следов, одновременно увеличивая давность их в соответствии с планом дрессировки.

Изменение трассы следа. После выработки у собаки первона­чального условного рефлекса поиска человека по запаховому следу необходимо избегать прокладки однообразных следов, особенно по прямой линии. Это приводит к образованию у собаки нежелательного условного рефлекса — движения по прямому направлению, иногда даже без запахового следа.

Следы должны быть различной формы: закругленные, зигзагообразные, а в последующем с тупыми углами. Расстояние между тупыми углами 100—150 метров. При работе по таким следам собаке нужно предоставлять возможность самостоятель­но находить продолжение следа, умело помогать ей (рис. 52).

При отработке подобных усложнений дрессировщику надо уделять особое внимание на управление собакой поводком в местах изменения направления следа (например, на углах).

Пуск собаки на след под углом. Самостоятельное обнаруже­ние следа собакой и определение ею направления движения человека имеет важное практическое значение. Поэтому если в первое время собаку пускали на след с указанием направления, то в дальнейшем — со стороны, под углом к нему.

Не доходя 30—50 шагов до линии запахового следа, дресси­ровщик по команде «Ищи след» жестом пускает собаку под тупым углом к линии следа. В дальнейшем это расстояние постепенно увеличивается, и угол пуска доводится до прямого. Если собака не обнаруживает след, то дрессировщик с помощью поводка направляет ее на трассу запахового следа.

Периодически собаку пускают на след под различными углами (острыми, тупыми и прямыми) как с правой, так и с левой стороны следа.

Обучение дрессировщиков проработке неизвестных следов.

Методические советы руководителю занятия. Системати­ческая проверка практических навыков обучаемых и степени подготовленности собак позволяет своевременно выявлять ошибки дрессировщиков и нежелательные связи у собак.

Лучший способ — проверка работы по неизвестному следу, когда дрессировщик не знает исходную и конечную точки, а также направление и прохождение его.

На неизвестном следу дрессировщик наиболее полно изучает особенности поведения собаки, тогда как на известном, стараясь не потерять направление следа, мест поворотов (углов), он, как правило, мало обращает внимания на ее поведение.

Дрессировщик должен изучать и знать темп движения, актив­ность принюхивания, положение головы, ушей и хвоста у собаки. Работа по неизвестным следам способствует также подготовке дрессировщиков преследованию человека по оставленному запаховому следу при выполнении служебных задач.

На определенных этапах подготовки специалистов и дресси­ровки собак проработка известных следов даже необходима. При первоначальном обучении работе по следам и вводе новых усложнений дрессировщик должен знать трассу следа: он может проконтролировать, правильно ли идет собаке, поправить ее, если она собьется со следа. На известных следах дрессировщик усваивает некоторые навыки управления собакой.

Преимущество проработки неизвестных следов заключается в том, что, приучая собаку к поиску нарушителя по запаховому следу, дрессировщик совершенствует, навыки следопытства, лучше изучает поведение собаки, овладевает приемами управле­ния собакой и в результате оказывается более подготовленным Для действий в реальных условиях службы.

Понятия неизвестный и известный запаховый след касаются только дрессировщика. Собака идет по запаховому следу, пользуясь им как условным раздражителем, показывающим направление и путь движения прокладчика следа.

При обучении молодых дрессировщиков правилам проработ­ки неизвестных следов необходимо учесть две важнейшие задачи: научить управлять собакой и применять ее на службе и подготовить собаку к поиску человека по запаховому следу. Обе задачи должны выполняться параллельно, поэтому и рассматривать их нужно в неразрывной связи.

Сложность подготовки дрессировщика заключается в изучении им особен­ностей поведения своей собаки, без чего невозможно ее применение в поиске человека по запаховому следу. Умение дрессировщика видеть поведение собаки во многом зависит от его наблюдательности и методики обучения его инструктором (преподавателем). На первых занятиях ему трудно сосредоточить свое внимание на всех раздражителях и видах деятельности. Это легко можно представить по схеме распределения внимания дрессировщика при проработке следа. Поэтому методика обуче­ния дрессировщика проработке запахового следа должна строиться с учетом особенностей внимания и его психических качеств (рис. 52).

Известно, что человек может распределить внимание только между двумя разнородными действиями и то, если одно из них привычно (автоматично). Следовательно, как до начала приучения собаки к работе по запаховому следу, так и в процессе каждого очередного занятия нужно добиваться от обучаемых последова­тельного овладения навыками непринужденного распределения внимания на управление собакой, на свое поведение, окружаю­щую обстановку и другие раздражители.

Дрессировщик должен уметь правильно управлять собакой командами, с помощью поводка, одновременно находя наиболее удобные способы движения на различных по характеру участках, уметь свободно ориентироваться на местности и др. Во время работы по следу дрессировщик вынужден сосредоточивать внимание на трассе следа и на поведении собаки, не забывая и остальные объекты.

Исследования показывают, что большую часть внимания молодой дрессировщик сосредоточивает на трассе следа и меньшую — на поведении собаки. Это объясняется рядом причин.

Во-первых, чтобы приучить собаку к поиску человека по запаховому следу, приходится вести ее строго по трассе движе­ния помощника, в противном случае у собаки может образоваться нежелательный условный рефлекс — поиск прокладчика следа по направлению. Это обстоятельство заставляет дрессировщика тщательно отбирать ориентировочные или местные предметы, по которым он определяет трассу следа.

Во-вторых, при работе по известным следам трудно убедить дрессировщика в необходимости тщательного изучения поведе­ния собаки на следу. Исследования показали, что при переходе от известных следов к неизвестным многие дрессировщики не знают, с чего начинать поиск прокладчика следа, как управлять собакой. Это свидетельствует о том, что на известных следах дрессировщиком недостаточно изучалось поведение собаки.

рис.52.Распределение внимания дрессировщика при работе с собакой по следу.

В-третьих, при многократном повторении упражнений по проработке известных следов дрессировщик начинает сосредото­чивать свое внимание на объектах и действиях, чтобы не сбиться со следа, он больше смотрит на местные предметы, видимые отпечатки обуви, выбирает более удобный путь движения и т. д., реже наблюдает за собакой, перестает замечать особенности ее поведения.

Отсюда следует, что чем позднее осуществлен переход от работы по известным следам к неизвестным, тем сильнее будет развито у дрессировщиков внимание на трассу следа, окружающую обстановку и меньше — на поведение собаки. Поэтому в последующем будет сложнее переключить внимание дрессировщика с привычных раздражителей на непривычные, т. е. на поведение собаки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.