Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Третий период






 
 


       
   
 
   
 
   

 

 


ПРИУЧЕНИЕ К ВЫБОРКЕ ВЕЩЕЙ

Навык выборки вещей необходим для опознания искомого человека по заданному запаху.

Выборка вещей способствует развитию чувствительности обоняния собаки, совершенствованию дифференцировки запахов и является базой для приучения собаки к выборке человека по запаху вещи. Условные раздражители — основные: команда «Нюхай» и жест показ рукой в направлении предметов; вспомогательные: Апорт», «Хорошо», «Дай», «Фу» (в тихой интонации) и др.

Безусловные раздражители — апортировочный предмет, ла­комство, поглаживание.

Навык вырабатывается на базе обонятельно-поисковой, пищевой реакций поведения и навыка апортировки.

К выборке вещей можно приступать только в том случае, когда собака заинтересованно обнюхивает предлагаемый пред­мет, активно ищет его с помощью обоняния среди большого количества подобных беззапаховых предметов, подносит его и садится перед дрессировщиком. Для этого отрабатываются следующие подготовительные упражнения:

приучение к спокойному обнюхиванию предмета по команде «Нюхай»;

апортировка чужих предметов, разнообразных по форме, размерам и качеству материала;

апортировка чужих запаховых предметов из 50-70 штук, беззапаховых и небольших до 1 X10 сантиметров по величине.

В целях развития у собаки обонятельно-поисковой реакции целесообразно проводить следующие апортировочные упражне­ния: апортировка палочек, камней из большого количества подобных предметов и т. д.; поиск сосновой шишки, желудя с запахом дрессировщика, помощника среди большого количест­ва беззапаховых.

Для контроля за работой собаки все апортируемые предметы необходимо пометить так, чтобы можно было определить, кому принадлежит каждый предмет.

В ходе подготовительных упражнений собака должна быть приучена к спокойному, заинтересованному поиску своего и чужого апортировочного предмета с последующей подноской искомой вещи к дрессировщику и усадкой перед ним. Отработка этих подготовительных упражнений имеет решающее значение, особенно при 5—6-месячном курсе дрессировки розыскных собак.

Главное здесь — приучение собаки к заинтересованной апортировке чужих запаховых предметов, так как конечная цель приема — выборка чужих вещей.

Приучить собаку заинтересованно апортировать вещи помощ­ника можно следующими способами:

1. Помощник возбуждает собаку на апортировочный предмет и бросает его к другим подобным предметам. Дрессировщик посылает собаку за предметом. За каждую поднесенную вещь собака поощряется лакомством. На одном занятии упражнение повторяется 10—15 раз.

2. Дрессировщики кладут в полиэтиленовые мешочки по10—15 предметов и по указанию руководителя занятия обмени­ваются ими, и затем каждый занимается апортировкой чужих предметов.

Методика и техника дрессировки. Первый период. Задача: выра­ботать у собаки первоначальный условный рефлекс выборки вещи из 5—6 подобных запаховых предметов.

Для этого каждый дрессировщик должен в совершенстве знать и строго выполнять правила организации и проведения упражнений по выборке вещей.

Правила подготовки места для выборки вещей. Занятия по выборке вещей проводят на знакомой для собаки местности с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей (осо­бенно запаховых), на специально подготовленной площадке. В этом случае собака привыкает к обстановке, всевозможным запахам, т. е. у нее угасают ориентировочные рефлексы на новизну обстановки, что способствует быстрому образованию условного рефлекса. И, наоборот, если каждое занятие проводить на различной местности, то собака будет отвлекаться на незнако­мые запахи, новизну обстановки. Это замедлит процесс выработ­ки условного рефлекса выборки вещей (рис. 62).

Специальное место для выборки вещей состоит из следующих элементов. Оборудуется площадка для раскладки предметов размером 1, 5 Х 1 метр, которая выравнивается, очищается от травы, при необходимости снимается верхний слой земли (№ 1). В одном метре от площадки обозначается место для посадки собаки (№ 2). Расстояние определяется с учетом удобства управления собакой коротким поводком (его длина 1, 5 метра) и так, чтобы собака видела лежащие апортировочные предметы. Справа в одном шаге от места посадки собаки обозначается площадка для вещей основного помощника (№ 3), а в одном шаге от нее — площадка для запасных вещей, запаховых или беззапаховых (№ 4) (чтобы при выборке собака не отвлекалась на предметы, находящиеся на площадках для основного помощ­ника (№ 3) и для запасных вещей (№ 4), целесообразно площадки слегка углубить; позади в 1, 5 метрах от места посадки собаки — площадка для использованных вещей (№ 5).

Специально оборудованные площадки располагаются в один ряд с промежуточными расстояниями не менее 5 метров. Их закрепляют за дрессировщиками с учетом индивидуальных особенностей собак (нежелательно соседство собак, злобно относящихся друг к другу), а также степени подготовленности самих дрессировщиков. Места для выборки вещей метятся номерными указателями, установленными у площадки для использованных предметов. Дрессировщики распределяются на пары, один из двух назначается старшим, и выборку проводят, помогая, друг другу.

Здесь же целесообразно оборудовать стеллажи для выветри­вания вещей (один на отделение или для каждого дресси­ровщика).

После выработки у собаки прочного условного рефлекса выборки вещей занятия можно проводить на различных участках местности.

Правила подбора и хранения предметов, используемых при выборке вещей. До начала выборки вещей упражнения по апортировке должны проводиться в целях развития у собаки обонятельно-поисковой реакции. Поэтому все предметы должны быть небольшими, в пределах 5—10 сантиметров длиной и 1—1, 5—толщиной, различные по форме, цвету и качеству. На небольших предметах концентрация запаха меньше и собаке труднее обнаружить их в траве, кустах.

Для первоначальных упражнений выборки вещей целесо­образно использовать апортировочные предметы, изготовленные из твердого картона в виде треугольников, прямоугольников, кружков, предварительно перегнутых пополам (собаке удобнее поднимать их с земли). Бумага хорошо впитывает в себя запахи, удобна для переноски в карманах, к тому же используется только один раз. Это обеспечивает чистоту индивидуального запаха человека на предметах, имеющего решающее значение при выборке вещей.

Если одна и та же вещь в течение занятия применяется несколько раз — при обыске местности, апортировке, выборке вещей и ее хватают несколько собак (от каждой из них остается на предмете запах слюны), то апортировочный предмет про­питывается комплексом всевозможных запахов. Это приводит к выработке у собаки нежелательного условного рефлекса — выборки вещи не по индивидуальному запаху человека, а по силе комплексного запаха, что отрицательно влияет на подготовку розыскной собаки.

Для обеспечения (сохранения) чистоты индивидуального запаха на предметах необходимо соблюдать следующие правила:

все апортировочные предметы каждого дрессировщика Должны быть обозначены или пронумерованы, чтобы исключить их обезличку;

каждому дрессировщику иметь личный пинцет и все вещи брать, раскладывать, давать обнюхивать собаке только с его помощью;

ежедневно после каждого занятия выветривать вещи на специальных стеллажах, а через 3—4 занятия заменять их;

во время занятий хранить предметы в строго определенном месте: в сумке для апортировочных предметов, полиэтиленовом пакете, карманах одежды, куда запрещается класть другие запаховые предметы;

правильно пользоваться лакомством (давать только левой рукой), готовить его заранее, нарезав мелкими кусочками;

если при выборке вещей используются деревянные предметы, то их необходимо делать из различных пород дерева, чтобы не выработать у собаки нежелательную связь на специфический запах дерева;

предметы, используемые при выборке, должны быть разно­образными по форме, размерам, цвету и качеству материала.

По мере упрочения у собаки условного рефлекса выборки вещей (в конце 2-го периода дрессировки) необходимо исполь­зовать предметы, которые встречаются при выполнении служеб­ных задач, такие, как расчески, ножи, пистолеты (макеты), ключи, записные книжки, носовые платки, поясные ремни, носки, ручки, перчатки и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.