Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 11. Экономика стран Западной Европы как базовая организационно-экономическая структура европейской экономики.






Сложившееся к настоящему времени положение ЕС как интегра­ционной структуры и одного из лидеров мировой экономики явля­ется результатом экономического и политического развития дан­ного сообщества государств за достаточно продолжительное время. По существу начало формированию Европейского экономического сообщества было положено еще в 1945—1950 гг., когда США начали осуществлять так называемый «план Маршала», связанный с эко­номической помощью западноевропейским странам. Для регули­рования этой помощи в 1948 г. была создана Организация евро­пейского экономического сотрудничества — ОЕЭС, впоследствии трансформировавшаяся в Организацию экономического сотрудни­чества и развития — ОЭСР. В1948 г. был создан таможенный союз Бенилюкс, который составили Бельгия, Нидерланды и Люксембург, в 1951 г. — Европейское объединение угля и стали — ЕОУС, в кото­рое вошли Франция, Германия, Италия и три указанные страны Бенилюкса. Именно эти 6 стран в 1957 г. подписали договор о соз­дании Европейского экономического сообщества — ЕЭС, а также договор о создании Европейского сообщества по атомной энер­гии — Евратом. При этом ЕЭС и Евратом руководил один орган— Комиссия ЕЭС — Евратом. В 1965 г. произошло слияние высшего руководящего органа ЕОУС и Комиссии ЕЭС — Евратом и были учреждены единый Совет и единая Комиссия Европейских сооб­ ществ (этот договор вступил в силу с 1 июля 1967 г.).

В марте 1957 г., когда был подписан договор о создании Евро­пейского экономического сообщества (ЕЭС), или, как его еще называли, Договор об «Общем рынке», в состав этой межгосудар­ственной организации входили лишь шесть государств (Германия, Италия, Франция, а также Бельгия, Нидерланды и Люксембург). В начале 2008 г. стран — участниц ЕС было уже 27:

■ Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Фран­ция (страны — родоначальницы ЕС);

■ Великобритания, Ирландия и Дания (присоединились к Сооб­ществу в 1973 г.);

■ Греция (вступила в Сообщество в 1981 г.);

■ Испания и Португалия (имеют членство в Сообществе с 1986 г.);

■ Финляндия, Швеция и Австрия (вошли в состав Сообщества в 1995 г.);

■ Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Мальта и Кипр (вошли в состав ЕС в мае 2004 г.);

■ Болгария и Румыния (вошли в состав ЕС в январе 2007 г.).

С расширением ЕС до 27 государств он еще более усиливается в экономическом и политическом отношении. За эти 50 лет Евро­пейское экономическое сообщество не просто расширилось с 6 до 27 стран-участниц, но и приобрело новое качество, пройдя все основные стадии процесса международной экономической интегра­ции — зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз — и, как результат, трансформи­ровавшись в Европейский союз — ЕС.

ЕС в настоящее время располагает целой системой институтов, обеспечивающих реализацию процесса международной экономи­ческой интеграции.

Специфическим инструментом является общий бюджет ЕС. Доходы этого бюджета формируются за счет собственных ресур­сов ЕС, в том числе таможенных пошлин, установленных в рамках Единого таможенной тарифа ЕС на импортируемую на террито­рию Союза продукцию; налогов на импорт сельскохозяйственных товаров из третьих стран, ввозимых на территорию ЕС; отчисле­ний государствами-членами в размере 1% собираемого налога на добавленную стоимость. Важным источником единого бюджета ЕС являются и отчисления государств-членов, определяемые в соответствии с величиной их ВНП.

Однако несмотря на достигнутые успехи, в странах ЕС сохраняются достаточно сложные социально-экономические проблемы

Например, в большинстве этих стран значителен уровень безработицы. Она в последние годы составляла 8—9% экономически актив­ного населения в ЕС в составе 15 стран-участниц (ЕС-15) и более 14% — в новых странах—членах ЕС. Из числа «старых» членов ЕС наиболее высоким был уровень безработицы в Германии и Фран­ции (около 10%), а из числа новых членов ЕС — в Польше (более 18%). Только после 2015 г., в результате структурных реформ на рынке труда, в сфере образования и профессиональной подготовки, а также в области дерегулирования предпринимательской среды, уровень безработицы в ЕС, как ожидают, должен снизиться по ЕС в составе 27 стран до 5—6%.

В странах ЕС ухудшается демографическая ситуация, нарастает старение населения. При этом наименьший уровень рождаемости (менее 10%) характерен для стран — членов ЕС из Центральной и Восточной Европы, Мальты, Греции, Испании и Италии, с кото­рыми сопоставимы лишь Германия и Австрия. Данная ситуация осложняется нарастанием эмиграции значительной части эконо­мически активного населения из стран Центральной и Восточной Европы в развитые страны ЕС. Кроме того, возрастает опасность роста в странах Европейского союза неконтролируемой иммигра­ции, которая порождает и усиливает межнациональную и соци­альную напряженность.

Серьезной для ЕС является проблема энергетической безопасно­сти, особенно обострившаяся в связи с сохраняющимся высоким уровнем цен на топливно-энергетические ресурсы.

Актуальными остаются проблемы различий между странами ЕС (а в их рамках — и отдельными регионами) в уровнях социаль­но-экономического и научно-технического развития, сохранения отсталых и дад*ессивных районов. В ходе расширения Европей­ского союза (учитывая то, что в последние годы в него вступали далеко не самые развитые страны) эти различия не уменьшались, а, напротив, возрастали. Так, у девяти восточноевропейских госу­дарств (включая вступившие в 2007 г. в ЕС Болгарию и Румынию) уровень ВВП на душу населения колебался от 30 до 70% среднего по Европейскому союзу уровня.

Изменить ситуацию могут кардинальные сдвиги, связанные с переходом экономики ЕС на путь инновационного развития.

Есть проблемы и с ходом собственно интеграционных преоб­разований в рамках Европейского союза. Так, не все страны — члены ЕС (в том числе и Великобритания) к началу 2008 г. входили в состав «зоны евро» (Экономического и валютного союза). Рас­ширение ЕС до 27 государств не снимает эти проблемы, а в опре­деленной степени их усиливает.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.