Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






За гремучую доблесть грядущих веков…»-анапест






Стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков...» было написано в 1931 году. Те­ма — трагическая судьба поэта, живущего в эпоху «века-волкодава». Рассмотрим центральные образы произведения. «Отцами» Мандельштам называл поэтов-предшественников, а себя ощущал званым гостем на их пиру. Но от русской поэзии, поэт был изолирован («Я лишился й чаши на пире отцов»). Была возможность приобщиться к другому братству: всему человечеству. Для этого надо было поверить в будущее этого братства и не замечать настоящего: «не видеть ни труса, ни липкой грязцы, ни кровавых костей в колесе». Но для этого нужно стать «зверем», а лирический герой «не зверь по крови своей». Он не принимает дружбу с веком-волкодавом: Таким образом, лирический герой открыто провозглашал готовность принять мученический венец «за гремучую доблесть грядущих веков, за высокое племя людей».

Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»-анапест

Лирический герой, вернувшийся в родной город, «знакомый до слез, до прожилок, до детских припухлых желез», напряженно и взволнованно пытается «узнать» его. Однако его старания тщетны: он не может разглядеть в нем ничего дорогого и близкого. Черно-желтая цветовая гамма («к зловещему дегтю подмешан желток») вызывает ощущение тоски и беспокойства. Герой верит, что он не один в этом страшном мире «ленинградских речных фонарей», но телефон молчит. Не только город стал неузнаваем — изменились люди.Еще одна характерная примета того времени тотальной несвободы и страха — звонок, ударяю­щий в висок: В то время звонок в дверь, раздающийся ночью, как правило, обозначал арест. Дверные засовы, крючки и цепочки символизируют кандалы, оковы, надетые, в первую очередь, на души, на волю людей.

В.В. Маяковский

А вы могли бы?»-ямб

В стихотворении «А вы могли бы?» (1913) заявлена чрезвычайно важная для Маяковского те­ма поэта и поэзии. Здесь, отвергая традиционные формы поэзии, он предлагает свое видение мира и свои, глубоко новаторские и экспериментаторские способы его воплощения. Поэтическое «я» противопоставлено тем, кто никогда не поймет поэта и навсегда останется в плену пошлости жиз­ни, кто никогда не увидит «на блюде студня» «косые скулы океана», для кого водосточные трубы не запоют подобно флейте. В стихотворении «А вы могли бы?» противопоставление поэта и толпы еще только намечено. Размежевание между поэтом и окружающими определяется пока только степенью живописной зоркости и эмоциональной полноты при взгляде на будничные вещи: А выНоктюрн сыгратьМогли быНа флейте водосточных труб?

Лирический герой этого стихотворения одинок, он страдает от непонимания окружающих его людей, тоскует по другой живой человеческой душе, его удручает однообразие, обыденность мысли. Обычный человек, глядя на водосточную трубу, видит в ней всего лишь уродливо изогнутую конструкцию из металла, имеющую утилитарное назначение. Но лишь поэту в любой вещи, в любой житейской мелочи видится необычное: водосток кажется похожим на флейту, мир – на старую жестяную рыбу или на студень. В отличие от очень многих, поэт воспринимает простую водосточную трубу как изысканный музыкальный инструмент, он слышит «зовы новых губ», то есть новые идеи, новых людей. Лирический герой Маяковского – бунтарь. Он не мирится с серостью и пошлостью, бездуховностью и унылостью, бросает вызов миру, и ему многое удается изменить: «Я сразу смазал карту будня». Замечательно, что герой стихотворения воспринимает себя равновеликим целому миру, недаром стихотворение открывается лирическим «я» поэта, а слова, находящиеся в начале или в конце строки, уже в силу своего положения звучат по-особому. Ярким пятном лирический герой врывается в серость мира, выплескивая на него краску искренних чувств. Он «показал на блюде студня косые скулы океана». Казалось бы, это предложение бессмысленное. Действительно, что такое здесь это «блюдо студня»? Вне контекста стихотворения – закусочное блюдо, но в данном случае – это метафора, обозначающая нечто мутное, дряблое, тающее, скользкое, прозаическое, противопоставленное океану. Соседство (сравнение) с «блюдом студня» особенно ярко подчеркивает поэтичность, великолепие, величественность, энергию «океана» с его «косыми скулами» («косыми скулами» в реальном плане могут выступать и океанические волны, в метафорическом же смысле «косые скулы» – это знак собранности, твердости, мужественности, в отличие от аморфности «студня»). Слова в стихотворении, будучи соединенными особым образом, представляют собой как бы новое слово со своим новым значением, и это новое метафорическое значение необыкновенно расширяет семантику стиха.И вот уже герой не ощущает себя одиноким. В «жестяной рыбе», то есть в холодном, жестоком, механическом мире ему видятся люди, солидарные с ним, герой читает «зовы новых губ». Зарождается чувство единства и, главное, надежда. Надежда на то, что на зов поэта откликнется родственная душа, что в душе обычного человека зазвучат лирические струны. Теоретически при прочтении последней фразы «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» возможна двоякая интонация: интонация вопросительная, с упреком другим, с акцентированием своего собственного превосходства над другими, и интонация вопросительная с надеждой на то, что и другие смогут сыграть ноктюрн на водосточной трубе. Однако название стихотворения подчеркивает, что стихотворение написано именно как обращение к другим с мечтой, мольбой об отклике, о понимании. К тому же местоимение «я», при всей масштабности лирического героя, не выделено в отдельную строку, а «вы» занимает отдельную строку, акцентируется.

«Послушайте!»-

Лирика Маяковского отличается сильным ритмом и нарочитой грубостью. Однако, за этим скрывается глубокий философский смысл и чувствительная, ранимая натура автора.В стихотворении «Послушайте!» автор задает, казалось бы, совсем детский вопрос «Кто зажигает на небе звезды?». В этом произведении сквозит светлая надежда и робкая, несмелая уверенность в том, что «это кому-нибудь нужно». Автор будто понимает, что в жизни все неспроста, все подчиняется своему порядку и имеет значение. Ничего не происходит просто так. Может, таким образом, Маяковский задает вопрос о смысле жизни? И сам же отвечает, что смысл в том, чтобы жить. Так и звезды загораются просто потому, что они нужны каждому человеку.Ведь, если звезды зажигают —значит — это кому-нибудь нужно? Настроение этих строк наполнено робкой радостью человека, который, как ему кажется, познал важность своей жизни.Во время написания этого стихотворения автор был совсем юн, он только начинал свое становление как поэта. Он терзался неизвестностью, искал свой творческий путь. В этом стихотворении Маяковский задается вопросом о нужности миру его своеобразной лирики. Первое слово стихотворения не зря выделяется восклицательным знаком. В этом крике «Послушайте!», поэт пытается привлечь внимание, он желает быть услышанным. В вопросе о звездах, автор завуалировано спрашивает читателя, а нужна ли лирика самого поэта?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.