Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О необходимости восстановлении шаманских святилищ.






 

Тайлгын газарнууд, Тагылы-не что-то новое, придуманное и привнесенное извне, а суть издревле существовавшие святилища шаманистов, места отправления главных важнейших молебнов тайлганов.

Сегодня идет восстановление древних святилищ тагылов, но у многих возникают сомнения о целесообразности их и многие говорят: «на нашей памяти и памяти родителей их не было, значит их не было никогда». Но это не так. В подтверждение этому приведу выдержку из статьи известного исследователя Александра Хамарханова в газете «Угай зам» (№11, октябрь 2004г.). статья называется «Ухэр манхай 1900-2004. Разрушенная святыня, уничтоженные алтари.»

 

…Я хочу обратить ваше внимание на то, что собой представляет тот комплекс сегодня ритуальный комплекс Ухэр Манхай-это небольшой холм Ухэр на правом берегу и гора Манхай на ее левом берегу. Очень живописное место. Манхай с ее двумя плоскими вершинами известна тем, что на ней найдены захоронения бронзового и раннего железного веков и рунические надписи древнетюркского типа. Буряты булагатских родов, лишенные воможности поклоняться своему первопредку Буха Нойону, привезли с горы Буха Нойона с горы в Тунке три камня и закопали их в горе Манхай, превратив ее в святилище всех булагатов, расселившихся по рекам Куда, Ида, Оса и другим местам Предбайкалья.

 

Этот природный комплекс был своего рода материальным символом единства булагатских родов, и после того, как он в послереволюционное время в период гонений на религию, и на шаманизм в особенности, перестал быть местом тайлганов, начало исчезать и единство булагатов. В советское время у большинства местных жителей сформировалось даже отрицательное отношение к этому месту, усугубленное соседством возникшей Бозойской женской исправительной колонии.

 

К сегодняшнему дню это шаманистское святилище разрушено точно так же, как православные соборы, дацаны. На холме Ухэр нет ни следа 15 каменных алтарей, более того, вся поверхность холма полностью разрыта бульдозерами, исключая всякую возможность восстановления алтарей. Следует помнить, что каждое семейство, участвовавшее в тайлгане, привозило на сооружение алтаря по три камня, и в этом смысле там располагались все семейные алтари булагатов. Это аналоги семейных алтарей в домах буддистов, которые, видимо, вскоре появятся и в домах западных бурят. На Ухэре нет возможности не только совершать жертвоприношения, но и просто сидеть на этом холме, как сидел Картэн с нашими предками в 1900 г., наблюдая гору Манхай напротив, эти «дома неописуемой красоты и богатства», в которых располагались булагатские бурханы.

 

«Тайлган, или жертвоприношение лошадью происходит на холме под названием Ухэр в семи милях от Усть-Орды. На этом холме было сооружение пятнадцать больших каменных алтарей.» - из описаний американского ученого, лингвиста, историка, философа, путешественника Джеремиа Картена («Путешествие по Южной Сибири»).

И для большей убедительности мы предоставляем фотографию сделанную в 1912 г. На горе Ухэр другим известным исследователем Б.Э. Петри.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.