Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Адаптация личности является актуальной и одновременно одной из сложных проблем социальной педагогики






 

Адаптация личности является актуальной и одновременно одной из сложных проблем социальной педагогики, так как она представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого личность приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Но порой, особенно в переломные периоды, как жизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных экономических и социальных реформ, возникает несоответствие потребностей личности требованиям окружающей среды. Результатом такого несоответствия является возникновение состояния личностной тревоги. Наличие или отсутствие тревоги определяет уровень адаптивности или дезадаптивности личности в социальной среде [21, с. 99].

Адаптация учащихся в системе непрерывного образования – это сложный процесс, связанный с преодолением трудностей учащимися и педагогического коллектива на любой ступени образования. Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника. Механизмы же приспособления, возникающие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируются и используются в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера [11, с. 2].

Адаптация широкое понятие, включающее в себя адаптация к макросоциуму, микросоциуму, в том числе и к новому коллективу. В результате формируются социальные качества общения, поведения и предметной деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться.

Наиболее остро проблема адаптации к новому коллективу стоит у учащихся старших классов, готовых к поступлению. Приспособление к новой образовательной среде влечет за собой изменения его межличностных контактов, социального статуса, жизненных стереотипов, сложившейся системы взаимоотношений с окружением. Новая социальная ситуация требует от учащихся пересмотра установок, представлений о социальных ролях таким образом, чтобы они были адекватны вновь сложившимся условиям [53, с. 37].

Эффективность процесса адаптации в значительной мере определяет морально-психологическое самочувствие учащихся, их дисциплинированность, отношение к учебе, активность жизненных позиций.

Для решения проблемы адаптации старших подростков к условиям учреждения образования необходима грамотная, квалифицированная организация этого процесса. Актуальность данной темы определена также социально-экономическими условиями, предполагающими необходимость развития в человеке адаптивности как осознанной способности активно взаимодействовать с постоянно меняющейся внешней средой.

Теоретический анализ научной литературы подтвердил важность и актуальность проблемы адаптации. О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребенка на различных этапах обучения достаточно написано в отечественной психологической и педагогической литературе (И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова). В науке к настоящему времени накоплен фонд знаний, необходимых для решения исследуемой проблемы. Различные аспекты адаптации, этапы адаптационного процесса представлены в исследованиях Ю. А. Александровского, А. И. Захарова, И. С. Кона, Ф. Б. Березина, А. В. Петровского и других. И. К. Кряжева описала критерии адаптированности. Проблема адаптации учащихся к требованиям социальной среды в разное время освещалась в работах А. С. Белкина, С. Е. Матушкина и др., что позволяет раскрыть специфику педагогических условий адаптации. Проблемы, связанные с бесконфликтным вхождением личности в новые обстоятельства жизнедеятельности активно разрабатывались зарубежными учеными.

Проблемы старших подростков в адаптационный период связаны с противоречием — между необходимостью в комплексной социально-педагогической деятельности по адаптации старших подростков к условиям учреждения образования и отсутствием программы по адаптации.

Объект процесс социально-педагогической деятельности по адаптации старших подростков.

Предмет содержание социально-педагогической деятельности по адаптации старших подростков к условиям учреждения образования.

Задачи контрольной работы:

1. Проанализировать понятие «адаптация» в современной научной литературе.

2. Основные направления социально-педагогической деятельности по адаптации старших подростков к условиям учреждения образования.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.