Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ понятия «адаптация» в современной научной литературе






 

В науке всегда существовала потребность в общепринятых понятиях. Исследование проблем адаптации в различных областях науки и техники показывают, что на роль такой общенаучной категории вполне обосновано и логично может претендовать понятие «адаптация». Прежде чем приступить к анализу различных подходов адаптации, необходимо дать определение адаптации как социальному механизму. Существует множество определений адаптации, как имеющий общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного их множества уровней – от биохимического до социального.

Термин «адаптация» появился впервые в физиологии и использовался изначально в биологических науках. В научный оборот он был введен немецким физиологом Г. Аубертом и обозначал изменения (приспособительного характера) чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей [18, с. 79].

В литературе по данной тематике встречаются следующие определения адаптации:

— К. К. Платонов считает, что адаптация это приспособление органа, организма, личности или группы к изменению внешних условий. Он различает физиологическую, социально-психологическую и профессиональную адаптацию [5, с. 36];

— по мнению А. А. Налчаджяна, адаптация – это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности [37, с. 21];

— в общей психологии А. В. Петровский, Р. С. Немов, одинаково определяют адаптацию как ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя [45, с. 21];

— психологические словари определяют адаптацию как приспособление функций организма, его органов и клеток к условиям среды [46, с. 12].

В современной научной литературе проблема адаптации рассматривается в различных направлениях: биологическом, физиологическом, педагогическом, психологическом, социологическом.

С возникновения в стране новых социальных, экономических и политических отношений особенно остро стоит проблема социальной адаптации. Встает необходимость личностного роста человека, развития его мировоззренческих позиций и изменений социально-психологических установок.

Анализ литературных источников по исследуемой проблеме свидетельствует так же о многообразии взглядов в определении понятия социальная адаптация. Необходимо отметить, что социальная адаптация широкое понятие. Оно включает в себя адаптацию к микросоциуму, в том числе к условиям лицея и к вновь сформировавшемуся коллективу.

Ключевым в определении данного понятия является процесс активного освоения личностью социальной среды, в котором личность выступает, как в качестве объекта, так и в качестве субъекта адаптации, а социальная среда является одновременно и адаптирующей и адаптируемой стороной.

В социологическом энциклопедическом словаре социальная адаптация рассматривается как процесс активного приспособления индивида или группы к определенным материальным условиям, нормам и ценностям социальной среды [49, с. 17].

В социологическом справочнике дается следующее определение понятия социальная адаптация – это активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды [50, с. 10].

В психологическом словаре под редакцией В. П. Зинченко, социальная адаптация рассматривается следующим образом: с одной стороны, как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, с другой — как результат этого процесса [46, с. 11].

Согласно Д. В. Ольшанскому, социальная адаптация – это вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе, которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта [42, с. 24].

По мнению Е. П. Никитина, Н. Е. Харламенковой социальная адаптация – система методов и приемов, имеющих целью оказания социальной поддержки людям в процессе их социализации или приспособления к новым социальным условиям, в связи с изменением социального статуса, жизненных утрат и неудач, а также неадаптированным личностям [20, с. 45].

Л. В. Мардахаев трактует это понятие как активное приспособление человека к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе [51, с. 12].

М. А. Галагузова дает понятие социальная адаптация как процесс освоения ребенком механизма ролевого поведения, обеспечивающего ему успешную включенность в социальные отношения [14, с. 37].

Рассматривая это понятие, не следует отделять психологический аспект от социального аспекта, т.к. адаптация является комплексным феноменом – социальная среда, где вращается личность, подразделяется на предметную и личностную.

Социально-психологическую адаптацию принято рассматривать как процесс взаимодействия личности и социальной среды. Так, А. А. Налчаджян определяет социально-психологическую адаптацию как состояние взаимодействия личности и группы, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность и в полной мере идет на встречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа. Переживает состояние самоутверждения и свободного выражения творческих способностей [37, с. 21].

Механизм социальной адаптации выступает как единый процесс деятельности, общения, самосознания в социальной деятельности человека, когда происходит преобразование его внутреннего мира, реализация скрытых возможностей, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активности личности. Социальное самосознание личности выступает как механизм социальной адаптации, при которой происходит формирование и осознание своей социальной принадлежности и роли. Существуют и такие механизмы социальной адаптации личности, как: когнитивный включающий все психические процессы, связанные с познанием – ощущение, восприятие, представление, память, мышление и т.д.; эмоциональный, включающий в себя различные моральные чувства и эмоциональные состояния; поведенческий, предлагающий определенную направленную деятельность человека в социальной практике [3, с. 78].

В исследовании проблем социальной адаптации можно выделить три направления. Первое связано с психоаналитическими концепциями взаимодействия личности и социальной среды. В рамках этого направления социальная адаптация трактуется как результат, выражающийся в равновесии личности с требованиями внешнего окружения (среды). Содержание процесса описывается обобщенной формулой: конфликт – тревога — защитные реакции. В рамках этого направления конфликт рассматривается как следствие несоответствия потребностей личности ограничивающим требованиям окружающей среды. Результатом конфликта является актуализация состояния личностной тревоги. Реагируя на тревогу и нарушение внутреннего равновесия, «эго» мобилизует личностные ресурсы. Включаются защитные реакции, которые преимущественно действуют на бессознательном уровне. Важно подчеркнуть, что степень адаптированности личности при данном подходе определяется характером ее эмоционального самочувствия. Вследствие этого выделяется два уровня адаптации: адаптированность и неадаптированность. Адаптированность при этом связывается с отсутствием у личности тревоги, неадаптированность – с ее наличием [22, с. 32].

Второе направление представлено работами, в которых целью является достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценности социума. При этом предполагается развитие у адаптирующегося определенных необходимых личностных качеств. В этом подходе критикуется понимание адаптации в рамках психоаналитической модели и выдвигается положение об оптимальном взаимодействии личности и среды. Процесс адаптации в данном подходе описывается формулой: конфликт – фрустрация – акты приспособления. Причем конфликт возникает при рассогласовании реальности не с любыми потребностями личности вообще, а лишь с фундаментальными.

Выделяются конструктивные и неконструктивные поведенческие реакции. По А. Маслоу, критериями конструктивных реакций являются детерминации их потребностями социальной среды, направленность на решение определенных проблем, однозначная мотивация и четкая представленность цели, осознанность поведения, наличие в проявлении реакций определенных изменений внутриличностного характера и межличностного взаимодействия. Признаками неконструктивной реакции служат агрессия, регрессия и т.д. Эти реакции неосознаются и направлены на устранение неприятных переживаний из сознания, реально не решая самих проблем. По К. Роджерсу, неконструктивные реакции – это проявление психопатологических механизмов. По А. Маслоу, неконструктивные реакции в определенных условиях (в условиях дефицита времени и информации) играют роль действенного механизма самопомощи и свойственны вообще всем здоровым людям.

В рамках направления исследований социальной адаптации, связанного с гуманистической психологией, процесс адаптации не есть процесс равновесия организма и среды. Основным критерием адаптированности здесь выступает степень интеграции личности и среды. Критерий же здесь эмоционального самочувствия хотя и остается, но рассматривается как вспомогательный. Выделяют два уровня адаптированности: адаптация и дезадаптация. Адаптация связывается с достижением оптимального взаимоотношения между личностью и средой за счет конструктивного поведения. Дезадаптация – с отсутствием оптимального взаимоотношения личности и среды вследствие доминирования неконструктивных реакций или несостоятельности конструктивных подходов.

Третий подход в исследовании данной проблемы связан с концепциями «когнитивной психологии» личности. Формула та же: конфликт – угроза – реакции приспособления. Однако содержание иное. Предполагается, что если в процессе информационного взаимодействия со стороны личности сталкивается с информацией противоречащей имеющимся у нее установкам, возникает рассогласование между содержательным компонентом установки и образом реальной ситуации. Это расхождение (когнитивный диссонанс) и переживается как состояние дискомфорта (угроза). Угроза, в свою очередь, стимулирует личность на поиск возможностей снятия или уменьшения когнитивного диссонанса [22, с. 34].

В этом подходе выделяются два уровня адаптации: адаптация и дезадаптация. Адаптированность связывается с отсутствием переживания угрозы, дезадаптация – с выраженным эмоциональным переживанием.

Независимо от различий в представлениях об адаптации в различных концепциях можно отметить, что личность выступает в ходе адаптации как активный субъект этого процесса.

Адаптация – это процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж. Пиаже, Р. Мертон). С социологической точки зрения адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением: согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, социальная адаптация – это процесс и результат становления индивида социальным существом [30, с. 86].

Данный процесс протекает на трех уровнях:

-общество (макросреда) – адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-, экономического, политического, духовного и культурного развития общества;

-социальная группа (микросреда) – адаптация человека или, наоборот, несовпадение интересов человека с социальной группой;

-сам индивид (внутренняя адаптация) – стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции ее самооценки с позиции других индивидуумов.

Адаптационные изменения представляют собой сознательные изменения, через которые проходит личность в результате перемены ситуации. Поэтому сознание является средством социальной адаптации человека. «Сознание, — пишет И. Д. Калайков, — это социоадаптированный механизм, благодаря которому человек отличается от животных предков» [39, с. 112].

Адаптация организма к социальной среде есть не только и не столько причина, сколько следствие развития сознания. Относительно социальной среды можно утверждать, что сознание определяет уровень социальной адаптации: чем выше уровень сознания, тем выше приспособляемость человека к позитивным социальным требованиям, которые принимаются как требования к себе, к системе собственных ценностей [24, с. 95].

Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации [1, с. 57].

С точки зрения субъект-объектного подхода социальная адаптация – это способность человека активно взаимодействовать с социальной средой и использовать ее потенциал для собственного развития. Для этого необходимо развитие социально значимых способностей или, как говорил Адлер, «централизация на полезной стороне жизни», что ведет к формированию чувства собственной ценности.

Особенности процесса адаптации зависят от структуры потребностей и мотивов, степени адекватности самооценки индивида. Поэтому отечественные и зарубежные исследователи (Г. С. Дудин, С. Рос, Р. Лазарус, И. А. Милославова и др.) выделяют два типа социальной адаптации: активную и пассивную:

-активный тип – характерным для него является преобладание активного воздействия индивида на группу (социальное окружение);

-пассивный тип – определяется пассивным, комфортным принятием целей и ориентации группы [35, с. 146].

Характеризуя адаптацию как психологическое и социальное явление, следует отметить, что она сопровождает человека на протяжении всей его жизни, при этом наиболее интенсивно проявляется в периоды кардинальных изменений деятельности человека и его окружения [5, с. 34].

Рассматривая различные стороны процесса приспособления, исследователи выделяют различные критерии адаптированности. Ф. Б. Березин – психоэмоциональное состояние, И. К. Кряжева – деловую включенность и эмоциональное самочувствие. Часто выбирают критерием адаптированности и состояние психического здоровья (например, Л. Г. Красковская или Ю. А. Александровский), где отсутствие невротических реакций и аффективной возбудимости является признаками адаптированности. Критерии адаптации можно разделить на внутренние и внешние или субъективные и объективные (О. И. Зотова, И. К. Кряжева), что подчеркивает две стороны адаптации.

Единого подхода к выделению критериев на современном этапе нет. Большинство подчеркивают комплексный характер адаптационного процесса, отмечают необходимость учета нескольких критериев. Так, например, А. Н. Жмыриков использует следующие критерии адаптированности: выходные параметры деятельности; степень интеграции личности с макро- и микросредой; степень реализации внутриличностного потенциала и эмоциональное самочувствие (отсутствие синдрома психоэмоционального напряжения) [29, с. 35].

В ходе адаптации осуществляется не только приспособление подростка к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений; он входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность. В результате этого процесса формируются социальные качества общения, поведения и предметной деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться.

Задача социального педагога стремиться создать условия, чтобы подросток справлялся с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупредить и не допускать проявление тяжелой адаптации. А также необходима такая организация жизнедеятельности в новом образовательном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к новому коллективу.

Исходя из анализа различных подходов, в данном исследовании под адаптацией понимается процесс приспособления старших подростков к условиям образовательного учреждения. Он проявляется в диалектическом единстве физиологической адаптации (приспособление организма к новым нагрузкам), психологической адаптации (формирование новых психологических установок и навыков), социальной адаптации (установление оптимального взаимодействия со средой и привыкание к новому коллективу), педагогической адаптации (приспособление к новой системе обучения).

Критериями адаптации отечественный исследователь В. Н. Литовченко выделяет:

— положение, занимаемое индивидом в группе, коллективе, его социальный статус (низкий социальный статус свидетельствует о нарушении социально-психологической адаптации);

— продуктивность и эффективность деятельности;

— эмоциональные переживания человека как субъекта деятельности (отношение к результатам своей деятельности, к самому ее процессу, к успеху или неудаче в ней);

— эмоциональные переживания человека как субъекта межличностного общения (отношение к реальному социальному статусу в группе, удовлетворенности межличностными контактами);

— адекватная самооценка;

— интеграция индивида и среды (отождествление себя с ценностями, традициями, взглядами окружающего социального слоя) [31, с. 66].

Анализ современной литературы по данной проблеме показал, что адаптация – это процесс, в результате которого человек приспособляется к новым условиям жизни. Различают адаптацию психологическую, биологическую, социально-психологическую, социальную.

Социальная адаптация, как один из видов адаптации – означает приспособление индивида к реально существующим условиям среды его обитания, к ролевым функциям, социальным нормам, к социальным группам и организациям, социальным институтам, выступающих в качестве среды жизнедеятельности. Социальна адаптация, включает в себя адаптацию к микросоциуму, т.е. к условиям лицея и к вновь сформировавшемуся коллективу. В исследовании проблемы социальной адаптации можно выделить три направления. Смысл адаптационного периода в образовательном учреждении состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации, более интенсивным. Важно создать условия, чтобы подросток справлялся с трудностями привыкания к новой среде на уровне легко адаптации, это приведет к безболезненному приспособлению к новым условиям и позволит сформировать положительное отношение к новому коллективу.

Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод, что адаптация это активное приспособление к условиям социальной среды. Исходя из анализов различных подходов, в данном исследовании под адаптацией понимается процесс приспособления старших подростков к условиям образовательного учреждения, который проявляется в единстве физиологической, психологической, социальной, педагогической адаптации. Особенности этого процесса адаптации зависят от структуры его потребностей индивида, мотивов, степени адекватности его самооценки, адаптационных способностей (индивидуально психологические особенности личности), а также его возраста. Поэтому необходимо рассмотреть особенности процесса адаптации старших подростков.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.