Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональные компетенции юриста






Профессиональная компетентность — это интегративное качество личности специалиста, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в его готовности и способности к успешной профессиональной деятельности с учетом ее социальной значимости. Содержание и структура профессиональной компетентности во многом определяется спецификой и структурой профессиональной деятельности. Так, говоря о компетентном юристе, мы предполагаем, что это сведущий в области юриспруденции специалист, имеющий право на основе своих специальных знаний, умений, навыков, обязанностей и полномочий осуществлять юридическую деятельность, решать подведомственные вопросы.

Исследователи профессиональной юридической деятельности отмечают, что она отличается высокой интеллектуальностью, нравственностью, психологической насыщенностью, и обычно выделяют в ней следующие аспекты: поисковый, коммуникативный, удостоверительный, организационный, конструктивный (реконструктивный), социальный (В. Л. Васильев, М. И. Еникеев, А. М. Столяренко, Ю. Ф. Чуфаровский и др.).

Реализация компетентностного подхода в контексте модернизации юридического образования позволяет раскрыть желаемый результат образования через совокупность различного вида компетенций, обеспечивающих необходимый уровень профессионализма личности и деятельности выпускника юридического вуза. Компетенции — это обобщенные способы действий, обусловливающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. К числу основных компетенций, образующих профессиональную компетентность юриста, относят профессионально-предметные знания, умения, навыки, способности, понимание, ответственность, человеколюбие, справедливость. С психологической точки зрения содержание профессиональной компетентности составляют следующие компоненты:

1)гностический (когнитивный), отражающий наличие необходимого объема профессиональных знаний;

2)регулятивный, включающий в себя проектировочные и конструктивные умения, позволяющие прогнозировать и принимать эффективные решения;

3)рефлексивно-статусный, дающий право действовать определенным образом в сфере своих полномочий;

4) коммуникативный, обеспечивающий успешность межличностного взаимодействия в профессиональной деятельности и общении.

Ключевые компетенции — это компетенции широкого спектра использования, обеспечивающие продуктивность различных видов деятельности и универсальность специалиста. Специалист проявляет свои компетенции только в деятельности, в конкретной ситуации. Важным компонентом компетенции является опыт — интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения профессиональных задач.

Создавая компетентностную модель юриста на основе анализа профессиограмм различных юридических специальностей и требований госстандарта, следует редуцировать ее, заранее снизив требования, связанные с опытом профессиональной деятельности, который в ходе обучения в юридическом вузе студент в должном объеме приобрести не может. Вместе с тем целесообразно всемерно расширять в образовательном процессе все виды учебной деятельности, приближенные к профессиональной: учебно-производственные практики, учебно-исследовательскую работу студентов, деловые, ролевые игры, инсценировки судебных заседаний, любые виды творческой профессионально ориентированной самостоятельной работы студентов. С целью развития ключевых компетенций и профессионально важных качеств личности современного юриста преподавателям было бы логично сместить акцент со знаниецентрического подхода к обучению (традиционных лекций и семинаров) на интерактивный личностно-деятельностный подход, который предполагает тренинги личностно-профессионального роста и разнообразные активные методы обучения.

Особую роль играет коммуникативная компетенция юристов, поскольку в современном обществе востребована высокая речевая культура, к чему явно недостаточно готовят российские вузы. Как одна из главных ключевых компетенций, она характерна для профессий «повышенной речевой ответственности», где слово является профессиональным инструментом, от владения которым зависит успех профессиональной деятельности юриста, преподавателя, врача, экономиста и др. Профессиональная компетентность юристов обязательно связана с коммуникативной компетентностью, которая включает в себя знания о языковых средствах и ситуациях общения, владение комплексом речетворческих умений, позволяющих юристу добиться результативности в общении и взаимодействии, правильно строить и понимать различные тексты, адекватно использовать языковые и речевые средства применительно к конкретным условиям и задачам общения. Под коммуникативной компетентностью понимается совокупность знаний в области коммуникативных дисциплин (педагогика, психология, конфликтология, логика, этика, русский и иностранные языки, риторика, культура речи и др.); коммуникативные и организаторские способности; ассертивность; эмпатия; самоконтроль; культура вербального и невербального взаимодействия.

Студенты и выпускники юридических вузов в основной массе недостаточно владеют основами профессионального общения. Привыкнув в повседневном общении говорить как придется, юрист может повторять привычные ошибки и в сфере профессиональной коммуникации. Неряшливость речи, недостаточный уровень владения специальным языком права — это следствие низкого уровня профессионального мышления и речевой культуры студентов. Курс «Русский язык и культура речи» наряду с преподаванием других коммуникативных дисциплин в определенной степени способствует развитию коммуникативной компетенции юриста. Но в целом этот курс не решает проблему обучения общению, поскольку сложные и профессионально востребованные жанры, такие, как деловая беседа, переговоры, презентации, дискуссии, судебные прения, допрос, нуждаются в специально организованном обучении не только в плане овладения речевым мастерством, но и в плане осуществления средствами общения эффективного взаимодействия с другими людьми.

Одним из важнейших критериев оценки профессиональной компетентности специалистов считается владение понятийным аппаратом, специальной лексикой (терминологией) данной предметной области. Известно, что освоение любой профессиональной деятельности происходит тремя путями: через показывание, через собственную деятельность, через язык. Это соответствует наглядным, практическим и словесным методам обучения. Практический язык юристов не всегда совпадает с языком теории права: в процессе обучения студенты знакомятся в основном с нормативными и общенаучными юридическими терминами, однако на практике они познают отчасти другой профессиональный язык специалистов, включая профессиональный сленг, жаргонизмы.

Под целеполаганием понимается легитимизация целей, их закрепление в нормативных актах или на уровне индивидуальных установок. Цель — это мысленное предвосхищение результата деятельности, его образ. Цель выступает как непосредственный мотив человеческой деятельности. Однако цель — не просто образ желаемого результата, а образ такого результата, который характеризуется:

1)фиксированным временем его достижения;

2)соответствием социальным потребностям и возможностям человека;

3)стимуляцией субъекта действовать в направлении достижения этого результата;

4) операциональной определенностью (контролируемостью).

Основные цели и задачи образования, как показывает педагогическая действительность, формируются в рамках следующих общих функций образовательного процесса:

когнитивной (познавательной), результатом реализации которой является система знаний, умений и навыков;

воспитательной (ценностной), способствующей становлению мировоззрения учащихся, их ценностных ориентации, самосознания, мотивационной сферы, углублению и расширению опыта межличностного общения;

психического развития, реализующейся в новообразованиях в интеллектуальной сфере учащихся (в их восприятии, воображении, мышлении, речи), их эмоциональной и волевой сферах;

развития креативности, способствующей становлению творческих способностей учащихся;

валеологической, нацеленной на обеспечение готовности к ведению здорового образа жизни, профилактику и коррекцию неблагоприятного психического и физического развития людей.

Система высшего профессионального образования (в том числе юридического) должна быть нацелена на подготовку профессионала, который обладает: духовной компетенцией — способностью осознавать себя носителем ценностей национальной и общечеловеческой культур, призванным нести ответственность за свою судьбу и судьбу своих близких, соотечественников, своей страны и планеты в целом; социальной компетенцией, которая характеризуется гражданской зрелостью и социальной активностью; нравственно-этической компетенцией — направленностью на добросовестное и качественное выполнение своих профессиональных обязанностей; специальной компетенцией, представленной знаниями, умениями, навыками, позволяющими специалисту успешно решать задачи своей профессиональной деятельности; психофизиологической компетенцией, позволяющей специалисту адекватно реагировать на различные неординарные ситуации, возникающие в ходе исполнения им своих профессиональных обязанностей; индивидуальной компетенцией — совокупностью качеств, лежащих в основе индивидуального стиля и способа деятельности; динамической компетенцией — способностью адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию в профессиональной сфере. Перечисленные компетенции во многом совпадают с перечнем компетенций, названных в первых двух главах настоящей книги, и могут служить единой ориентировочной основой как педагогической деятельности вузовских преподавателей, так и учебной деятельности обучающихся.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.