Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественный прогресс, его сущность и критерии






Как уже отмечалось, современный мир очень сложный, противоречивый и динамичный В нем постоянно происходят глубокие и многоплановые изменения, трансформации Человечество постоянно лишается устаревших форм общественной жизни и приобретает новых, более эффективных образцов Однако этот прогресс не является однозначным Для него характерны как восходящая, так и нисходящая тенденции Часто наблюдается \" топтание\" на месте движение по кругу с повторением пройденного и возвращением к восходящей основы Теоретической и методологической основой для раскрытия этой проблемы является знание закона отрицания отрицания

Пессимистическая линия была основана еще древнегреческим поэтом Гесиодом, который считал, что общество развивалось по восходящей линии лишь к так называемому \" золотому веку\", когда люди были бедны, но все и равны между собой После этого развитие пошло по нисходящей и приобрел признаки регресса Счастье, по его мнению, принадлежит прошлому и теперь безнадежно утрачено.

Оптимистическая линия, в понимании прогресса, своими истоками тоже достигает античной культуры Древнегреческие философы Демокрит и Эпикур отмечали, что в обществе наблюдается постепенное движение вперед, а дал вньоримський философ Лукреций Кар акцентировал внимание на необходимости движения вперед Основными его вехами считал использование огня, открытие железа, появление образования, создание семьи, возникновения искусств и иін.

В Средние идея общественного прогресса отрицалась Считалось, что Бог сотворил мир (природу, общество, человека) в совершенной форме Поэтому развиваться и совершенствоваться им некуда Оскол лькы человек - эгоистичное существо и его желанию нет предела, она своими действиями потеряла надежду на рай, и ей остается лишь надеяться на мессию, Его Пришествиестя.

Эпоха Возрождения актуализировала идею прогресса В этот период формируется представление о в изменчивость общественных отношений, о присущих обществу источники его изменений и активную роль человека в этом Характерной чертой прогресса этой эпохи был идеализм, поскольку его движущей силой считался разум человека, его способность к безграничному совершенствованию Отсюда следовало, что носителями прогресса могли быть только умные и высокообразованные люди, так называемые \" аристократы духаа ".

Оригинальную теорию прогресса сформулировал Ж-АКондорсе Для него прогресс, прежде всего, был усовершенствованием человеческого разума и его способностей Он утверждал, что от эпохи к эпохе прослеживается разви иток человеческих способностей, умений, навыков, который рассматривался им \" как картина прогресса человеческого разума\" Совершенствованию этого нет границ и нет силы, которая его остановила \" Без сомнения, ~ писал Кондорсе, - прогресс может быть быстрее или медленнее, но никогда развитие невозможно повернуть вспять \" 1 Относительно регресса, то он считал его результатом\" заблуждений \", которых можно избежать, совершенствуя разум в о процессе образования, обучения и воспитания По мнению философа, развитие знания положительно влияет на общество, способствует росту его экономики и культуры, ликвидации неравенства между людьми и, в конечном резул ьтати, совершенствованию самого человека Он искренне верил, что придет время, когда люди будут свободны и равны, и \" не будут признавать другого господина, кроме своего разума.

Некоторые философы того периода осторожно относились к идее прямолинейного прогресса Так, Ж-ЖРуссо отмечал, что прогресс в научно-технической сфере не всегда ведет к социальному и морального прогресса и и даже может служить импульсом негативных общественных изменений Основная причина в частной собственностиості.

Гегель Развитие общества рассматривал как диалектическое соотношение прогресса и регресса, как диалектическое единство и борьбу противоположностей П При этом, определяющим считал тенденцию прогресса, а общественная жизнь, деятельность рассматривал как один из моментов саморазвития абсолютной идеи Всемирная история рассматривалась им как прогресс в осознании свободы.

Наряду с этими теориями прогресса имели место и теории циклического развития Одной из них является \" теория круговорота\" Дж Вико, в которой он доказывал, что общество (как и человек) в своем развитии проходит три еп наклонные: детство, юность, зрелость (божественную, героическую и человеческую эпохи) Эпохи поочередно сменяют друг друга, и таким образом общество движется к своей наивысшей точки развития, достижение которой - ц есть не только вершина прогресса, но и движение к своему исходному состоянию (детства), после чего процесс вновь и вновь повторяется и проч Каждая из этих эпох, согласно Вико, переживает периоды рождения, расцвета, упадка и гибели Погибая, уступает место следующей эпоснаступній епосі.

Следует отметить, что теории прогресса на этапах становления капитализма играли положительную роль, но с утверждением буржуазии идеи общественного прогресса существенно изменились Уже в философии ОКонта, программы эс рассматривался как \" улучшения, усовершенствования существующего порядка\" Последний понимается как неизменная условие прогресса, который включает в себя в зачаточном состоянии все возможные достижения человечества и возможен лишь е в пределах капиталистического общества ГСпенсер рассматривал прогресс как единый универсальный эволюционный процесс перехода от однообразные к многообразию Увеличение численности общества, его прочности сопровождалось ростом и разнообразием его политической и экономической организаций, а также \" языка, науки, искусства и литературы.

История XX века ознаменовалась нарастанием пессимизма в понимании данной проблемы Показательна позиция французского социолога Рароне, который одну из своих работ прямо назвал \" Разочарование в прогрессе\" Д Для современных философов и социологов характерно выборочное (половинчатое) понимание прогресса, как прогресс в одной из сфер жизни, и как упадок и регресс в другой Такой же позиция КЯсперса, который утверждать в, что ни само человеческое бытие, ни его борьба и мудрость не прогрессируют, а прогресс только в знаниях, в технике АВебер тоже отмечал, что развитие \" технизации и бюрократизации\" вызвал размывание духовных качеств людей.

Среди современных мыслителей характерно и возврата к идеям круговорота Сам прогресс часто истолковывается ими как цикличность, рост, социальное изменение и т.д. Развитие социальной системы осуществляется в предел ах двух пар циклов Первая (\" маятник\" и \" круг\") выражает ритмику функционирования, воспроизводства социальной системы Вторая (\" спираль\" и \" волна\") описывает ритмичность развития, изменения Циклы бывают разной и и зависят от масштабов системы Для малых систем чаще наблюдаются маятниковые циклы, для средних - круговые и спиралевидные, для больших - круговые и длинноволновые

Марксизм пришел к выводу, что общественный прогресс присущ не только отдельным странам, регионам или сферам общественной жизни, но и всему человечеству Общественный прогресс - это объективная закономерность, а проявляется не только в развитии формаций, но и в пределах каждой где постоянно происходит совершенствование и развитие, приобретение качественно новых, высших сословий Не бывает прогресса в целом, прогресс всегда исторически \" привязан\" к конкретному развития общества, прогресс в одну эпоху может изменяться регрессом.

Марксизм не отрицает роли разума в прогрессе, а наоборот, утвердил веру в его всесилие При этом доказал, что основой общественного прогресса все же является производство материальных благ Его источник - взаимодействий между производительными силами и производственными отношениями, а его движущая сила - народные массы, создают своей деятельностью материальные и духовные блага, творят историю.

Философия марксизма обосновала, что потребности и интересы являются побудительными мотивами и факторами прогресса Поэтому движущие силы прогресса выстраиваются в стройную систему: производство материальных благ - потребностей бы - интересы - цели - желания - стремление - деятельность людий.

Для многих живучей мнение, что ум, интеллект, отдельные явления духовной жизни является и поныне критерием общественного прогресса Другие за критерий принимают уровень развития производительных сил, дополняя его техни ико-технологической составляющей Критерий прогрессивного развития другие видят в изменениях социализма и капитализма.

Значительная часть марксистско ориентированных исследователей считает, что критерий общественного прогресса должен быть комплексным. Среди современных исследователей этой проблемы немало сторонников (Бутенко АП), которые считают критерием общественного прогресса развитие личности, степень развития личностных сил каждого человека

Некоторые политики и юристы критерием общественного прогресса считают уровень развития прав и свобод человека В связи с резким ухудшением экологического состояния, растущим техногенной нагрузкой на природную среду и изменением климата, утверждается мысль о взаимообусловленность общественного прогресса и эк кологичних проблем, общественного прогресса и глобальных проблем современности Утверждается, что об общественном прогрессе можно говорить в той мере, в которой общество способно решать глобальные проблемы в том числе и экологическихі.

31.

Чаще всего под цивилизацией понимается совокупность материальных и духовных дос­тижений общества в его историческом развитии и только материальная культура.

Слово «цивилизация» происходит от латинского «civilis», что означает гражданский, общественный, государственный. В XVII — XVIII веках «цивилизованность» определялась как противоположность «дикости». В XIX веке под цивилизаци­ей стали понимать не только исторический процесс, но и уже достигнутое состояние общества, как степень социального прогресса, следующую за дикостью и варварством. Наиболее развитой цивилизацией являлся тип общества, сложив­шийся к тому времени в европейских странах.

Со временем понятие цивилизации стали отличать от культуры. В обиходе цивилизацией стали называть совокупность матери­альных и социальных благ, доставляемых человеку развитием общественного производства. Появилась тенденция проти­вопоставлять культуру и цивилизацию, рассматривать их как противоположности (О.Шпенглер, Г.Маркузе). С этой точки зрения культура является внутренним духовным содержани­ем цивилизации, а сама цивилизация — лишь внешняя мате­риальная оболочка культуры.

В унитарном смысле цивилизацию рассматривают как идеал прогрессивного развития человечества в целом. Если цивилизацию трактуют как определенную историческую ста­дию развития, то выделяют аграрную, индустриальную, ин­формационную цивилизации.

В локально-историческом смысле цивилизациями называют уникальные исторические образования, ограниченные пространственно-временными рамками, (например, античная, арабская, китайская, египет­ская цивилизация и др.). Последняя точка зрения разработа­на такими исследователями как Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби. Последний разработал теорию «локальных циви­лизаций», которых насчитывается более 20. Кроме названных, это две православных цивилизации (русская и византийская), иранская, индийская, две дальневосточных, сирийская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мекси­канская, юкатанская, майя и др.

В рамках противопоставления понятий «культура» и «ци­вилизация» последняя определяется (по О.Шпенглеру) как со­вокупность технико-механических элементов, как заключи­тельный этап развития любой культуры. Для этого этапа харак­терен высокий уровень научных и технических достижений, и в то же время, упадок искусства и литературы. Так, Н.А.Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры».

Из всего многообразия подходов к изучению культуры и цивилизации можно сделать вывод, что понятие цивилизации может означать:

• исторический процесс совершенствования жизни об­щества (Гольбах);

• образ жизни общества после выхода из первобытного состояния (Морган);

• утилитарно-техническую сторону общества, противостоящую культуре как сфере духовности и творчества (Зиммель);

• завершающую фазу эволюции какого-либо типа куль­туры, смерть культуры (Шпенглер);

• любой отдельный (локальный) социокультурный мир (Тойнби);

• наиболее широкую социокультурную общность, кото­рая достигла самого высокого уровня культурного развития человека (Хантингтон).

В русской литературе цивилизацией называют не просто культуру как таковую, а общество, которое характеризуется специфичной и достаточно развитой культурой.

Вывод:

Цивилизация предполагает усвоенность образов поведе­ния, ценностей, норм и т.д.

Культура же представляет собой способ освоения достижений. Цивилизация, в свою очередь, — это реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, а культура — отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных критериев.

32.

Антропосоциогенез — процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества.

К вопросу о происхождении человека антропологи и философы подходят с различных и внешне даже противостоящих друг другу позиций. Антропологи озабочены поисками «недостающего звена» в биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека к Homo sapiens. Философы стремятся выявить и обрисовать сам «перерыв постепенности» - революционный скачок, который имел место в процессе человеческого становления.

Давно признано, что превращение животных (гоминидов) в людей не могло быть неким мгновенным, одноактным событием. С неизбежностью должен был существовать длительный период становления человека (антропогенеза) и становления общества (социогенеза). Как показывают современные исследования, они представляют собой две неразрывно связанные стороны единого по своей природе процесса - антропосоциогенеза, длившегося в течение 3-3, 5 млн лет.

Важнейшая черта антропосоциогенеза - его комплексный характер. Поэтому неверно было бы утверждать, что, скажем, «сначала» возник труд, «потом» общество, а «еще позднее» - язык, мышление и сознание. С конца XIX века в теме антропосоциогенеза на первый план снова и снова выдвигается проблема труда. Однако, соглашаясь с этим, нельзя сразу же не принять во внимание, что труд и сам имеет свой генезис, превращаясь в полноценную предметно-практическую деятельность лишь во взаимодействии с такими факторами социализации, как язык, нравственность, мифология, ритуальная практика и т.д.

Одним из важнейших факторов антропосоциогенеза было развитие языка. В самом широком смысле слова язык - это вся система культуры, поскольку посредством нее устанавливаются межчеловеческие связи. Язык в более узком смысле - это специализированная информационно-знаковая деятельность, именуемая речью. Посредством речи процесс общения между людьми достигает максимума эффективности. Лишь в пространстве языка и с его помощью первичные материальные условия существования нашего прапредка могли подразделиться на такие важнейшие практические категории, как, скажем, святилище, жилище, утварь и т.д. Но это значит, что и предметно-практическая деятельность в полном и точном смысле этого слова могла сформироваться не раньше, чем появился язык.

Как ни велики социализирующие возможности языка (членораздельной речи), их все-таки было недостаточно, чтобы обеспечить действительную солидарность по поводу труда и достигнуть внутристадного мира. Важную роль играло коллективно регулируемое произведение потомства. Именно в этой сфере в ходе антропосоциогенеза совершилась одна из самых радикальных революций, оказавшая глубокое воздействие на человека как субъекта предметно-практической деятельности.

Только люди знают и классифицируют родственные отношения. Это знание существует издревле; оно не изгладится и не потеряет смысла, покуда человек остается человеком. Оно является невидимой предпосылкой бесчисленного множества высокоцивилизованных воззрений, в частности представления о том, что Homo sapiens - это не просто биологический вид, но семья народов, преемственный род человеческий.

Табу на близкородственные связи - первый в ряду простейших нравственно-социальных запретов, возникших в глубокой древности и навеки сохранивших свое непреложное значение. Нравственно-социальные запреты конституируют первобытно-родовую общину в противовес животному стаду.

Можно выделить три простейших нравственно-социальных требования, которые известны уже самым древним, самым примитивным сообществам и которые разделяются всеми без исключения представителями вида Homo sapiens, где бы и в какую бы эпоху эти требования ни обретались. Это, во-первых, уже известный нам абсолютный запрет на кровосмесительство; во-вторых, абсолютный запрет на убийство соплеменника (в дальнейшем - сородича, близкого); в-третьих, требование поддержания жизни (прокормления) любого из соплеменников, независимо от его физической приспособленности к жизни.

В ходе антропосоциогенеза совершился необратимый переход к человеческому нравственному существованию. Жестокие карательные меры, которыми первобытно-родовая община принуждала своих членов к соблюдению простейших нравственных требований, создавали непреодолимое препятствие для возврата первочеловека в животное состояние. Это было суровое «понукание» к надбиологической солидарности, к историческому развитию на путях коллективной деятельности.

33.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.