Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В античной философии были заложены два направления в философии - идеалистическое (учение Платона) и материалистическое - (линия Демокрита).






3.

объектом религии является Абсолют, объектом философии –мир в целом, который, если это допускает мировоззрение отдельного философа, включает в себя и Абсолют; - религия обосновывается с помощью веры, а философия –с помощью рационализма; - источником знания для религии являются Священные тексты, а основой философии являются философские тексты, которые допускают возможность существования другого подхода к рассматриваемому вопросу. Таким образом, у религии и философии может быть общим объект познания, но обоснования - разные. Также у них различны понимания истины: - в религии истинное знание уже дано в богооткровенных истинах и установление истинности любого знания происходит путем сравнения с этими положениями; - философия же стремится к новому знанию, критически анализирует различные формы культуры, не стремится подчиняться авторитетам возможен пересмотр фундаментальных положений.

В религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире; И философия, и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: Что есть добро? Что есть зло? Где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Что есть всё? Откуда и как появилось всё в этом мире? Как и религии, философии присуще трансцендирование, то есть выход за границы опыта, за пределы возможного, иррационализм, в ней есть элемент веры.

4.

В мифологии почти полностью отсутствует рациональное начало. Когда возникает сомнение, гипотеза и логический анализ, мифологическое сознание разрушается и зарождается философия. Мифологическое познание характеризуется неспособностью отделить человека от природы, часто природным формам придают человеческие черты, а фрагменты космоса одушевляются. Одной из разновидностей мифологии является анимизм, связанный с одушевлением неживой природы. Фетишизм — вещам или стихиям приписывают сверхъестественные свойства, тотемизм наделяет животных сверхъестественными способностями. В отличие от мифологии, философия выносит на первый план логический анализ, выводы, доказательства и обобщения. Она отражает растущую в обществе потребность в понимании мира и его оценки с позиции разума и знаний.

С XVII века наука стала превращаться во все более значительное общественное явление. Но вплоть до второй половины XIX века их обсуждение не было достаточно систематичным. Именно в это время философские и методологические проблемы науки превращаются в самостоятельную область исследований. Засилье эмпиризма в естествознании в конце XVIII и в начале XIX вв. привело к возникновению надежд, что функции теоретического обобщения в науке могут взять на себя философы. Внимание ученых вновь стали привлекать проблемы философии и методологии науки.— Каково содержание понятий числа, функции, пространства, времени, закона, причинности, массы, силы, энергии, жизни, вида и др.? — Как сочетаются в научном познании анализ и синтез, индукция и дедукция, теория и опыт? — Что обусловливает описательную, объяснительную и предсказательную функции теории? — Какова роль эмпирических и теоретических гипотез? — Каким образом происходят научные открытия и в чем заключается роль интуиции в получении нового знания? — Как следует истолковывать понятие теории? — Что обеспечивает науке возможность познавать истину и что в научном познании представляет собой таковую?

5.

Прoблема oбъекта и предмета филoсoфии. В oтличие oт KOHКРЕТНЫХ наук (физики, химии, биoлoгии и т.д.), oбъектoм кoтoрых являются oтдельные oбласти, стoрoны материальнoгo мира, oбъектoм филoсoфии является мир как единoе целoе, чтo дает oбщий взгляд на мир. Если кoнкретные науки свoим предметoм имеют закoны, свoйства и фoрмы бытия, действующие в oпределеннoй, бoлее или менее oграниченнoй, oбласти материальнoгo мира, тo предметoм филoсoфии являются закoны, свoйства и фoрмы бытия, действующие вo всех oбластях материальнoгo мира, вo всех предметах, прoцессах и явлениях, oни связаны в неразрывнoм единстве.

Прoблема первooснoвы мира. Этo прoблема материальнoй или; духoвнoй, идеальнoй первooснoвы мира, выступающая в виде первoй стoрoны oснoвнoгo вoпрoса филoсoфии. Oтсюда вo всей пoлнoте встает прoблема материи, движения как всеoбщегo свoйства или спoсoба существoвания материи.

Исследуется прoблема сoзнания, кoтoрая требует привлечения естественнoнаучных знаний o прирoде идеальнoгo, механизма мышления, памяти и др.

Прoблема развития мира. Этo прoблема фoрмирoвания метафизическoгo и диалектическoгo метoдoв пoзнания мира, кoтoрые пo-разнoму пoдхoдят к вoпрoсу o егo развитии. Метафизический пoдхoд не видит развития мира, прoцессoв и явлений oт низшегo к высшему, oт прoстoгo к слoжнoму, не видит прoтивoречий как истoчника самoразвития мира. Диалектический метoд стрoжайшим oбразoм учитывает пoступательнoе развитие, изучает егo, вскрывает oбъективную Диалектику мира, фoрмулирует и исследует всеoбщие принипы и закoны диалектики. Oтсюда прoблема истoризма при изучении явлений Прирoды и oбщества, критерии их прoгрессивнoсти.

… Прoблемы пoзнания мира. Этo oпределение oбъекта и субъекта пoзнания, раскрытие егo слoжнoгo диалектическoгo прoцесса, прoблема Истины, рoли практики, раскрытие Метoдoв пoзнания, научная oбъективнoсть пoзнания и сoциальная пoзиция челoвека.

Прoблема челoвека и егo места в мире. Этo изучение челoвека как мирoздания в целoм. Развитие челoвеческoй культуры. Предстает как единый, целoстный прoцесс, связанный с фoрмирoванием, функциoнирoванием, хранением, перехoдoм культурнo-истoрических ценнoстей из oднoй эпoхи в другую, с критическим преoдoлением устаревших фoрм культуры и станoвления нoвых фoрм. Благoтвoрнoе влияние филoсoфии на развитие культуры вoзникает благoдаря ее главным функциям: мирoвoззренческoй, культурoгеннoй, метoдoлoгическoй и интеграциoннoй.

6.

Зарождение философской мысли началось в середине первого тысячелетия до н. э. длительный процесс перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание. Культурно-историческими предпосылками зарождения философии были:

-общественное разделение труда (отделение умственного труда от физического, социализация различных видов умственной деятельности)

-развитие городов, ремесленнической деятельности, колонизация земель, развитие связи между ними, мореплавания, фортификация требовали развития конкретных знаний.

-Приобретение крупными городами определенной экономической независимости. Для них характерна была активная политическая жизнь. Атмосфера политической свободы, которая в свою очередь стимулировала свободу духовного творчества, способствовала и развитию философии.

Поэтому возникает философская мировоззренческая установка:

-стремление познать сущность самих вещей, их причину и непосредственную взаимосвязь.

-уверенность и обоснование того, что человек способен в силу собственных качеств познать мир.

Это вытекало из следующих двух компонент:

-понимание природы, окружающего мира, как упорядоченного единого, гармоничного, закономерно устроенного целого, то есть космоса — духовного начала, мирового разума;

-человек понимался как подобие космоса, как гармонично вписанный в космос элемент. Человек — микрокосм, он обладает духовным фактором — разумом, который во многих учениях понимался как частица мирового разума (логоса), ==> возможность понимания человеком мира, способность человека постичь гармонию, закономерности природы и т.д.

Из вышесказанного следовали другие важные моменты:

-признание в качестве наиболее существенного, специфически человеческого качества — разума, мышления, способности логически постигать действительность.

-познавательная деятельность рассматривается как высший, достойный человека вид деятельности. Идеалом человека был мудрец, постигающий суть бытия.

Разум, знания рассматривались как высшие ценности, на которых базируются все остальные духовные ценности человека (благо — результат знания, зло — результат невежества).

Такая абсолютизация разумного начала в человеке за счет игнорирования других качеств — есть рационализм античной философии и культуры, познавательный и этический. Рационалистическая установка впоследствии привела к тому, что рационализм стал одной из наиболее существенных черт всей западноевропейской культуры.

7.

Онтология – учение о бытии. Впервые категория бытия появилась у элеатов. При осмыслении проблем реальности люди фиксируют две части: я и не я. Мир выступает как нечто, состоящее из двух частей– я и не я – все это бытие. Категория бытия противостоит категории небытия. У элеатов бытие определяется как мышление. Бытие отождествляется иногда с сознанием. В экзистенционализме отождествляется с полной свободой.

Существует несколько подходов к трактовке бытия и небытия:

-Небытия нет, есть только бытие. Небытие – разновидность бытия (Зенон).

-Существует и бытие, и небытие (представители этого подхода – атомисты). По Платону бытие – мир идей, небытие – это чувственный мир. Для Гераклита, бытие и небытие – это две категории, перетекающие друг в друга.

-Есть только небытие (Чанышев).

Есть такая категория - существование, т.е. мышление, восприятие (по Беркли), возможность быть выраженным в логических терминах. В физике существование определяется как то, что может быть описано физическими законами. В Древнем Китае считали, что существовать– значит действовать. В математике существование связано с непротиворечивостью, в другом направлении связано с возможностью конструирования модели чего-либо. В философии жизни существование связано с волей жизни (Шопенгауэр), с волей к власти (Ницше). В экзистенциализме существование определяется через бунт, существование– напряженное внутренние переживание. В диалектико-материалистической философии существование и сущность связаны. Сущность – это качественная определенность любого явления. Для характеристики бытия очень важной является категория субстанции, которая связана со свойством, признаком. Подходы:

А. Субстанция – неизменная реальность.

Б. Субстанция – изменчивая и подвижная реальность.

Аспекты бытия: Вещи. Свойства. Отношения.

Другой важной категорией бытия является категория материи, которая соотносится с категорией сознания. Материя – фундаментальная философская категория. С позиции идеализма материя – это произвольное образование от духовной субстанции. Для субъективного идеализма материя – это постоянная возможность ощущения. Существует три концепции материи:

Субстанциональная: материя определяется через вещи. На этой позиции были первые философы (Демокрит). Они понимали материю через вещество.

Атрибутивная: материя определялась через первичные качества (масса, размеры) и вторичные качества (вкус, цвет).

Диалектико-материалистическая: материя определяется через отношение с сознанием. Представитель – Ленин. Материя – это философская категория для обозначения реальности, существует независимо от нашего сознания и которая копируется нашими органами чувств. Это определение устраняет противоречия между философией и наукой. Вместе с открытием электрона произошел крах материализма. В материю входят не только вещества, но и поля.

Основными свойствами материи являются: Обьективность. Познаваемость. Структурность. Субстанциональность.

Важнейшие свойства материи – это атрибуты. Главный атрибут материи – это движение. Движение – это способ существования материи. Атрибуты материи: Пространство и время.

Важнейшие характеристики движения: Всеобщность. Универсальность Объективность. Абсолютность (нет вещей неподвижных). Противоречивость (движение есть единство устойчивости и изменчивости, устойчивость относительна, а изменчивость – абсолютна).

Для Аристотеля движение было внешним по отношению к материи. Материя – это самодвижущаяся реальность. В нематериалистической концепции движение понимается как проявление объективного духа.

Формы движения материи связаны причинно-следственными связями, более высокая форма основана на более низких формах. В философии в понимании реальности существует подход механицизм – сведение всех законов мира к принципам механики.

Рассмотрим другие атрибуты материи – пространство и время. Необходимо различать реальное, трицептивное и концептуальное пространство и время.

Пространство – форма бытия материи, которая характеризует ее структурность. Время – форма бытия материи, которая выражает длительность ее существования.

8.

Античная философия выдвинула ряд идей и проблем, которые актуальны и сегодня.

Проблемы бытия и небытия, материи и ее форм: идея о противоположности формы и материи, о главных элемен­тах, о тождестве и противоположности бытия и небытия, структурности бытия и его противоречивости; как возник Космос и какова его структура. (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Зенон, Демокрит).

Проблема человека, его познания, его отношения с дру­гими людьми: в чем сущность морали, отношение человека и государства, существует ли абсолютная истина и дости­жима ли она человеческим разумом (Сократ, Антифонт, Эпикур).

Проблема воли и свободы человека: идея ничтожности человека перед силами природы и его силы духа в стремле­нии к свободе, к познанию, с этими понятиями отождествлялось счастье свободного человека. (Сенека, Эпиктет).

Проблема отношения человека и Бога, божественной воли, строения Космоса. Выдвигались идеи Космоса и бытия, структуры материи, души, общества как взаимопроникающие друг в друга (Плотин, Филон Александрийский др)

Проблема чувственного и сверхчувственного - идея синтетических основных философских проблем. Проблема поиска рационального метода познания (Платон, Aристотель и ученики).

Античная философия имеет следующие особенности: материальной основой расцвета философии был экономический расцвет и греческих полисов. Мыслители были независимы от производства, освобождены от физического труда и претендовали на духовное руководство обществом.

Главной идеей античной философии был космоцентризм, на поздних этапах смешавшийся с антропоцентризмом. Допускалось существование богов, которые был близки к человеку. Человек - часть природы.

В античной философии были заложены два направления в философии - идеалистическое (учение Платона) и материалистическое - (линия Демокрита).

12.

Сторонники номинализма пытались доказать, что существуют только единичные вещи, а сторонники реализма были убеждены, что все существует в божественном уме. Крайние номиналисты утверждали, что общие понятия являются результатом абстрагирования, которое связано с мышлением, крайние реалисты же утверждали, что общие понятия являются универсалиями, которые существуют независимо от нас – они были еще до появления вещей. Реализм средних веков является учением, в котором утверждается, что реальностью обладают только универсалии (то есть общие понятия). При этом сами вещи являются временными, единичными и постоянно меняются. Понятия являются первопричиной вещей - они зародились из божественного разума. В номинализме же делается акцент на том, что воля преобладает над разумом. В божественном разуме нет никаких понятий. Воля Бога была направлена на сотворение именно вещей, понятия же являются творением познающих душ. Фома Аквинский пытался преодолеть обе крайности. В ответ номиналистам он говорил, что понятия, появившиеся по воле божественного разума, являются прообразами тех понятий, которые мы имеем сейчас. Реалистам же он доказывал, что те понятия, которые образуются в разуме человека, являются вторичными к основной сущности вещей. Фома Аквинский утверждал, что познание основано на том, что на человека действуют сразу две стороны – умопостигаемая, а также чувственная. Речь о том, что объекты ведут своеобразное двойное существование: внутри сознания человека, а также вне его. Чувственные виды дают людям возможность понимать индивидуальное в вещах. Философское познание вещей возвышает человека, приближает его к Богу. Многие считали, что именно через вещи можно постичь реальность. Реализм как направление схоластики является учением, в котором утверждается, что подлинная реальность связана только с универсалиями, а единичные предметы не имеют с ней ничего общего. Место существования таких предметов – эмпирический мир. О реальном бытие можно говорить только по отношению к вещам, обладающим постоянством, которые являются вечными. Универсалии – мысли, произошедшие из божественного разума. В номинализме существование общих понятий не допускалось. Универсалии – это то, что появилось позже вещей. Общие понятия являются только именами, которые вообще не могут обладать самостоятельным существованием. Конечно же, в реализме много от идеализма, а в номинализме - от материализма.

Фома не отделяет науку от теологии. доказать неавтономность науки, превратит ее в " служанку" теологии, подчеркнуть, что деятельность человека, теоретическая и практическая, исходит из теологии и сводится к ней. Аквинский вырабатывает теоретические принципы, определяющие генеральную линию церкви по вопросу об отношении теологии и науки:

1. Философия и частные науки выполняют по отношению к теологии служебные функции. Использование их, по его мнению, не является свидетельством несамодостаточности или слабости теологии, а, напротив, вытекает из убогости человеческого ума. Рациональное знание облегчает понимание известных догматов веры, приближает к познанию " первопричины" вселенной, то есть Бога;

2. Истины теологии имеют своим источником откровение, истины науки -чувственный опыт и разум. Два вида: знания, открытые естественным светом разума, например арифметика, и знания, черпающие свои основы из откровения;

3. Существует область некоторых объектов, общих для теологии и науки. одна и та же проблема может служить предметом изучения различных наук. Но существуют определенные истины, которые нельзя доказать при помощи разума, они относятся к сфере теологии. догмат воскрешения, историю воплощения, святую троицу, сотворение мира во времени;

4. Положения науки не могут противоречить догматам веры. Стремление познать Бога -подлинная мудрость. А знание-это лишь служанка теологии. Философия, например, опираясь на физику, должна конструировать доказательства существования Бога, задача палеонтологии состоит в подтверждении Книги бытия и так далее. В связи с эти Аквинский пишет: " Размышляю о теле, чтобы размышлять о душе, а о ней размышляю, чтобы размышлять над отдельной субстанцией, над нею же размышляю, чтобы думать о Боге". Если рациональные знания не выполняют этой задачи, они становятся бесполезными, более того, перерождаются в опасные рассуждения. В случае конфликта решающим является критерий истин откровения, которые превосходят своей истинностью и ценностью любые рациональные доказательства.

13.

Метод (от греч. Methodos путь к чему-либо, прослеживание, исследование) – совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.Учение о методах начало складываться в эпоху Нового времени, большую роль здесь сыграли философские работы Р. Декарта и Ф. Бэкона. Первую группу составляют всеобщие методы познания. Обычно выделяют два основных метода философствования: диалектический и метафизический.

Диалектический метод как специфический философский способ исследования проблем, предполагающих постижение сущего в его основных проявлениях: мир, человек, «человек-в-мире». Этот метод характерен для критического и творческого мышления, без которого не может существовать подлинная философия. «Диалектика» - умение вести спор, диалог, беседу. Философское учение о развитии. Истоки в античности в учении Гераклита. Характеристика мира – изменчивость «Все течет. Все меняется». Диалектика строится на

-принцип всеобщей универсальной связи (взаимосвязанность разных моментов бытия)

-принцип развития (представлять мир, находящимся в развитии)

в) строить противоречивые суждения по принципу " и то, и это" (ибо противоречивость заложена в основу диалектического метода познания).

3 закона:

-единства и борьбы противоположностей,

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.

Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ). Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета.

Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета.

-взаим. Перехода качества в количество (механизм развития)

Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. показывает механизм развития предмета.

-отрицания отрицания (направленность развития, путь, траектория)

Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).

Диалектика Гегеля: Идеалистическая; Абсолютная идея способная к развитию и создает все сущее в мире; Развитие=прогресс(прогрессистский хар-р).

Диалектика Маркса: Материалистическая; Распространил диалектику из сферы духа в сферу материалистич. Явлений; Прогрессистская.

Негативная диалектика: рассмотрение регресса, а не только прогресса.

Метафизика – объекты неизменны, признаются только локальные связи. Не являлась фил. Методом, проникла из науки. Характерными чертами метафизического метода являются:

а) представлять мир, находящимся в покое,

б) рассматривать разные моменты бытия изолированно друг от друга,

в) строить категорические утверждения по принципу " или то, или это".

Вторую группу составляют общенаучные методы познания - это методы, которые используются в самых различных областях науки. (наблюдение, эксперимент, измерение, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод), Третью группу составляют частнонаучные методы. Это методы, которые используются только в рамках конкретной науки или конкретного явления.

14.

Эпоха Просвещения в Европе сформировалась в особых исторических условиях. Это были времена господства абсолютной монархии во Франции, переживавшей кризис и разрыв между экономическим развитием и системой власти, а также ужесточение клерикализма (был отменен Нантский эдикт о веротерпимости). Источниками новых идей стали научная картина мира, развернутая Ньютоном, а также английская социальная философия (Джон Локк) и французские свободомыслящие писатели и мыслители, такие как Декарт и Монтескье. Идеи Просвещения прежде всего сделали наиболее приоритетным философским вопросом проблему противоположности Разума и Веры и выдвинули в качестве одной из самых главных целей человечества культ Разума и Прогресса. Если английские философы, которым принадлежит сам термин «просветительство» были теоретиками так называемого кабинетного характера, французские просветители представляли собой настоящее общественное движение, или «партию» философов. Они увлекались политикой, имели выход на широкие слои населения и писали на французском языке, понятном тем, кто был обучен грамоте. Главным принципом французских просветителей была убежденность в превалировании идей над обществом. Они считали, что идеи влияют на развитие общества, и чтобы просветить общество, следует прежде всего просвещать людей. Франсуа Вольтер, борец с фанатизмом и суеверием, его известный клич против засилья клерикализма Римско-католической церкви «Раздавите гадину!». Вольтер был по своим взглядам деистом, он полагал, что существование Разума во Вселенной доказывает причину и цель этого существования. Он также выступал против атеизма, считая, что отказ от Бога ударит по морально-нравственным основам человечества. В теории познания Вольтер опирался на Локка и Френсиса Бэкона: знания базируются на опыте, но есть и абсолютные знания, такие, как математика, мораль, и понятие о Боге. В области психологии философ разделял учение о том, что человек является разумным механизмом без души, но с инстинктом и интеллектом. Противником Вольтера, является Жан-Жак Руссо. Руссо считал, что главной движущей силой в человеке является не разум, а чувства, такие инстинкты, как совесть и Гений. Руссо критиковал современную ему науку и промышленность, уверяя, что они отделяют человека от природы, создавая ему искусственные потребности и отчуждая людей друг от друга. Задача философии – преодолеть этот разрыв и сделать человека счастливым. В области истории Руссо разделял представление о «золотом веке», разрушенном частной собственностью. Назад, конечно, уже, вернуться нельзя, но можно хотя бы частично исправить ситуацию, заключив общественный договор и создав общины равноправных мелких собственников, решающих все вопросы путем референдума. Руссо был также теоретиком «естественного воспитания» на лоне природы без ограничительных рамок. Философия Просвещения представлена также плеядой французских материалистов – Гольбах, Дидро. Гольбах в «Системе природы» сводил все явления к движению материальных частиц. Они также поддерживали идею развития человека из неорганического «царства» через растительное и животное. Одним из отличительных признаков французского материализма этой эпохи является его детерминизм: все подчиняется универсальным законам, нет ни случая, ни цели, а только причины и следствия. Познание исходит из опыта, преобразуется в мышлении, а целью его является совершенствование человека. Но основным условием знания являются ощущения, которыми мы «регистрируем» окружающий мир. Однако, к примеру, Дидро считал, что человек в такой системе напоминает фортепиано, поскольку использует такую систему знаков, как язык (а знаки соответствуют клавишам фортепиано). В социальной философии материалисты придерживались взглядов о разумном эгоизме, который может кооперироваться по общим интересам и так приходить к всеобщему интересу и морали. Они создали проект «Энциклопедии», главным идеологом и администратором которой был Дидро. Он сумел собрать вместе всех просветителей, как материалистов, так и деистов, чтобы они написали статьи обо всех научных достижениях как в естественной, так и гуманитарной области, соединили прогрессивные взгляды с критикой устаревших и дали картину человеческого разума в целом. Работа эта началась с большим энтузиазмом, но затем большинство участников отошло от проекта. Оставшись один, Дидро смог довести этот труд до конца и издать все 52 тома «Энциклопедии», обобщившей все, чего достигла наука XVII-XVIII столетий.

18.

Позитивизм (от лат. positivus – положительный) - ϶ ᴛ ᴏ направление философии, объявляющее единственным истинным источником знания конкретные эмпирические науки и отрицающее познавательную ценность философии. Термин ʼ ʼ позитивизмʼ ʼ был введен одним из его основателœ ей, французским социологом и философом О. Контом.

В процессе своей эволюции позитивизм прошел три стадии˸ первая, начальная стадия (XIX в.) связана с именами О. Конта͵ Г. Спенсера, Дж. Ст. Милля и др.; вторая стадия, эмпириокритицизм, или махизм (Р. Авенариус, Э. Мах. А. Богданов и др.), оформилась в конце XIX – начале XX в.; третья стадия – логический позитивизм, или неопозитивизм – возникает в начале XX в. и существует в наши дни.

Все три стадии эволюции позитивизма имеют общие особенности. Черты позитивизма˸ 1) высокая оценка науки, которая считается главным источником знания; 2) критика философии, отвержение ее проблем и понятий; 3) в гносœ еологии – приверженность сенсуализму и эмпиризму; 4) выработка методологии для всœ ех наук; 5) религиозный критицизм, теория ʼ ʼ двух истинʼ ʼ (научное и теологическое знание) и ʼ ʼ богостроительствоʼ ʼ (любовь к Богу заменяется любовью к человеку).

Философия лишается в позитивизме статуса ʼ ʼ науки наукʼ ʼ, становится особой деятельностью по обслуживанию науки, либо занимается обобщением научных знаний, либо становится логикой науки. Процесс познания становится единственным предметом философии. Процесс познания един, знание однородно, в связи с этим применение научных методов возможно при изучении не только природы, но и общества и человека.

На первой стадии эволюции позитивизма философия рассматривается в качестве инструмента упорядочивания наук, унификации познания, способов выявления общих для всœ ех наук законов, которые можно также перенести и на исследование общества. Такими общими основаниями всœ ех наук являются принципы неуничтожимости материи, непрерывности движения, силового сопротивления.

Огюст Конт (1798-1857 гᴦ.) стал основателœ ем позитивизма и позитивной социологии. Конт в своих работах в качестве модели социальных процессов рассматривает организм; биология для него фундамент социологии. Конт считал, что открыл ʼ ʼ закон двойной эволюцииʼ ʼ – социальной и духовной – и воплотил его в концепцию трех стадий исторического развития. На первой стадии развития общества ʼ ʼ инстинктивные импульсыʼ ʼ людей объединяются ʼ ʼ теологическим синтезомʼ ʼ (едиными верованиями). Теологическая установка приводит к военно-авторитарному режиму в государстве. Падение веры ведет к возникновению ʼ ʼ метафизической эпохиʼ ʼ – эпохи тотального критицизма, которой соответствует тяга к демократии, к свержению монархического режима. Третья стадия, стадия ʼ ʼ позитивного знанияʼ ʼ, обеспечивает органическую связь порядка и прогресса. Наука становится основой организации общественной жизни. При этом естественным путем ни сообщество ученых, ни народ не могут прийти к единству. Необходим второй ʼ ʼ теологический синтезʼ ʼ, обращение к богостроительской идее – религиозному культу человечества.

Закон трех стадий носит универсальный характер, считал Конт. Три стадии оказываются тремя закономерными этапами познания любого предмета˸ к примеру, познавая огонь, люди сначала видели в нем бога огня Гефеста͵ затем – флогистон (особую огненную материю), в итоге пришли к научному объяснению горения, обратившись к кислороду.

Для решения задач реорганизации общества на рациональной базе и преодоления социальных кризисов нужно научное знание об обществе. Полагая, что наука об обществе должна заимствовать у физики ее точные методы, Конт разрабатывает ʼ ʼ социальную физикуʼ ʼ, или социологию, устанавливающую законы общественного развития. Социология должна состоять из ʼ ʼ социальной статикиʼ ʼ (существующие структуры общества, взятые как бы в застывшем состоянии) и ʼ ʼ социальной динамикиʼ ʼ (изучает процессы социальных изменений). Социология является вершиной научного знания.

Английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903 гᴦ.) является автором эволюционной теории общественного развития. Спенсер обосновывает всœ еобщность эволюционных процессов, понимаемых им механистически. Эволюционные изменения представляют из себямеханизм перехода от менее связанной формы к более связанной, от гомогенного, однородного состояния к гетерогенному, неоднородному. Эволюция, с его точки зрения, есть интеграция материи, сопровождаемая рассеянием движения. Предел, который эволюция не может перешагнуть, - ϶ ᴛ ᴏ равновесие системы. Нарушение равновесия ведет к распаду, который становится со временем началом нового эволюционного процесса. Цикличность развития и распада присуща абсолютно всœ ему. Спенсер принципиально отказывается искать причины эволюции, так как наука, по его убеждению, неспособна проникнуть в суть вещей, а исследует лишь феномены, явления.

Общество – часть природы. Оно функционирует по законам живого организма. Оно не создано Божьей волей и не возникло в результате ʼ ʼ общественного договораʼ ʼ. Развитие общества идет от гомогенного состояния к гетерогенному. Наблюдается разрастание дифференциации социальных ʼ ʼ органовʼ ʼ и возникновение между ними новых связей. Сословно-классовое делœ ение общества Спенсер уподоблял разделœ ению функций организма и считал его необходимым для любого общества. Поскольку общество, как любой организм, способно к саморегуляции, то наличие государственных органов в обществе не является крайне важно стью, считал Спенсер.

Развитие общества идет волнообразным путем, через нарушение равновесия и его восстановление. Военный строй принуждает, промышленный строй допускает личную свободу. При этом будущее – за третьим типом, в котором осознанное служение обществу будет одновременно и удовлетворением личных потребностей. Спенсер рисует картины будущего индустриального общества, открытого для международного сотрудничества, основанного на принципах самоорганизации и самоуправления, охраняющего права и свободы человека.

Второй исторической формой позитивизма был эмпириокритицизм, основоположниками которого являются швейцарский философ Рихард Авенариус (1843-1896 гᴦ.) и австрийский физик и философ Эрнст Мах (1838-1896 гᴦ.). Основоположники эмпириокритицизма разделяют позитивистскую идею упразднения старой метафизики. При этом, в отличие от позитивистов ʼ ʼ первой волныʼ ʼ, которые считали, что философия должна заниматься согласованием результатов научных исследований, классификацией научного знания, эмпириокритики видели задачу философии в установлении принципов упорядочивания явлений, ʼ ʼ опытаʼ ʼ в сознании исследователя. Индивид с его нервной системой и окружающая среда образуют реальное единство опыта˸ нет объекта без субъекта͵ как нет и субъекта без объекта. Опыт не позволяет отделить от всœ его видимого, слышимого, осязаемого первооснову мира (материальную или идеальную). Новая философия должна очистить наш опыт от бесплодных фантазий, ненужных продуктов умственной деятельности (высказываний о субстанции, о душе, о причинной связи). Чем монолитнее будет наш опыт, чем меньше в нем будут присутствовать различные точки зрения, тем более эффективным будет его адаптационное действие. Принцип наименьшей траты сил (ʼ ʼ экономии мышленияʼ ʼ по Маху) – основной принцип, которым должна руководствоваться философия. Этот принцип ориентирует на кумулятивистскую модель развития научного знания (лат. cumulatio – увеличение, накопление), предполагающую непрерывность роста науки, постоянное накопление знания, исключающее скачки, опровержение достигнутого и общепризнанного.

Третий этап эволюции позитивизма – неопозитивизм, или логический позитивизм, возникший в 20-х гᴦ. XX в. Среди представителœ ей этого направления – английский мыслитель Бертран Рассел (1872-1970 гᴦ.), австрийский логик Людвиг Витгенштейн (1889-1951 гᴦ.), члены так называемого ʼ ʼ Венского кружкаʼ ʼ (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, Ф. Франк) и др.
Размещено на реф.рф
Логический позитивизм сохраняет преемственные связи с предыдущими формами позитивизма. При этом логические позитивисты в центр теории познания поставили логический анализ науки.

Научное познание однородно. Критериями истинности в науке являются˸ взаимосогласованность предложений науки в соответствии с логическими правилами (критерий правильности построения высказывания); возможность сведения высказывания к чувственным данным или фактам. Опыт – совокупность фактов, зафиксированных в протокольных предложениях (типа ʼ ʼ это – красноеʼ ʼ), – является единой эмпирической основой науки. В случае если мы можем сравнить предложение с чувственными данными или указать метод, с помощью которого можно это сделать, то данное предложение верифицируемо (проверяемо) и, значит, научно. Принцип верификации – основополагающий принцип неопозитивизма. Другой принцип неопозитивизма – редукционизм, сведение всœ его здания науки к проверяемому на опыте знанию.

С этими принципами тесно связаны идея единства научного знания и кумулятивизм, принцип ʼ ʼ накопленияʼ ʼ научного знания. Неопозитивисты попытались создать единую науку на базе универсального языка, языка физических явлений (физикализм). При этом привилегированный статус ʼ ʼ протокольных предложенийʼ ʼ был подвергнут затем сомнению – эти предложения трудно применить к общественным наукам и психологии, а также, поскольку эти предложения фиксируют наши ощущения, и их интерсубъективность (сходство или тождество чувственных представлений различных субъектов) доказать невозможно.

Одной из главных задач неопозитивизма была борьба с традиционной ʼ ʼ метафизикойʼ ʼ. Первый шаг программы пересмотра роли философии в познании - ϶ ᴛ ᴏ выявление ненаучности традиционных философских идей, которые не сопоставимы с опытом. Второй шаг предполагает замену старой метафизики новой, ʼ ʼ научнойʼ ʼ философией. Новая философия не должна быть системой высказываний о чем-то трансцендентном, недоступном человеческому опыту. Философия – не теория, дающая общую картину мира, это особая ʼ ʼ деятельностьʼ ʼ по прояснению понятий, логика науки, помогающая очищению языка науки от неправомерных обобщений. Третий шаг критики традиционной метафизики состоит в сохранении за ней особой области, далекой от науки. Для Л. Витгенштейна это сфера мистического, область ʼ ʼ вопрошанияʼ ʼ, в которой не предусмотрены ответы. Область философии погранична искусству.

19.

Экзистенциализм, или философия существования, анализирует условия человеческого существования, бытия, особенное внимание обращая на «пограничные» условия жизни человека в кризисных ситуациях и жестких испытаниях.

Экзистенциализмэто антропологический поворот философии к человеку, его внутреннему миру. А. Камю так сформулировал задачу философии: что нужно делать, чтобы утвердить справедливость, найти истину, вселить в людей надежду?

У экзистенциализма были идейные предшественники: С. Къеркегор, Д. Достоевский, Н. Бердяев, Л. Шестов. Как направление он оформился в период между двумя мировыми войнами. Крупнейшие представители экзистенциализма: М.Хайдеггер (1888-1976), К. Ясперс (1883-1969) - немецкие философы, Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960) - французские исследователи. Разные направления экзистенциализма объединяет сюжетно-тематическся близость размышлений об индивидуально-личностных особенностях человеческого существования. В выражении своих идей экзистенциалисты часто используют нерациональные формы - художественные образы, аллегории, метафоры и символы.

Экзистенциализм пытается защитить человека в бездушном технизированном мире с его рациональной расчетливостью, где обесценивается личная жизнь человека, теряют значимость такие стороны жизни человека, как радость, печаль, отчаяние и надежда, восхищение и страх.

В центре философии должен быть человек. Его бытие есть непосредственно данная реальность, через которую мы воспринимаем предметный мир и общество. Это бытие текуче, изменчиво, зыбко. Поэтому, чтобы сохранить себя в этом мире и устроить свою свободную жизнь, нужно понять себя, свой внутренний мир, свои возможности, способности, волю и т.д. В повседневной жизни человек себя раскрывает через кризисные ситуации, Хайдеггер называет их пограничными. Это состояние борьбы и конфликта, чувства вины и страдания, но прежде всего – осознание конечности своего существования. «Решить, стоит ли жизнь того, чтоб ее прожить, значит ответить на фундаментальный вопрос философии», - уверяет Камю в работе «Бунтующий человек». Причины кризисных ситуаций различные: болезнь, обида, война и т.д. В таких случаях человек сталкивается с жестокостью внешнего мира и даже его враждебностью.

Познать себя помогает философия. По мнению Хайдеггера, человеческая жизнь имеет две стороны – сущность и существование. Сущность нельзя понять, наблюдая со стороны, её надо пережить, она всегда является неповторимым внутренним миром человека.

Экзистенциалисты подчеркнули ряд особенных черт существования человека в мире - это заброшенность, страх, тревога, забота, надежда.

Заброшенность означает, что человек не выбирает место и время своего появления в этом мире. Он как бы забрасывается в неизвестную для него стихию вещей и процессов. И сам факт существования для него - только условие обретения им его сущности. Сущность не заложена в человеке, а обретается им самим через деятельность в мире. Т.е. у человека существование опережает сущность. Сартр это поясняет так: «это означает, что человек сначала существует, появляется в мире и только потом определяется».

Заброшенный в мир человек представляет из себя как бы ничто, он стремится себя утвердить, чем-то стать. И у него нет иного пути для обретения своей сущности кроме как самоосуществления или трансценденции. Религиозные экзистенциалисты понимают это как путь к богу, а точнее, обретение тех ценностей, которые он воплощает (добро, любовь и т.д.). В светском понимании – это самореализация личности, связанная с преобразованием мира, подчинением себе вещей. Когда человек сам творит ценности, он тем самым формирует свой внутренний мир и собственную сущность.

Категория страха имеет у экзистенциализма метафизический смысл. Это не физическая боязнь, а страх, обусловленный неопределенной опасностью, подстерегающей нас на жизненном пути.

Осознавая собственную покинутость (заброшенность), человек испытывает чувство одиночества среди противостоящего ему таинственного мира, и ему ничего не остается делать, как опереться на самого себя. Преобразуя противостоящий мир, человек несет ответственность за свой выбор, по словам Сартра, несет всю тяжесть мира на своих плечах.

Поэтому человек испытывает чувство тревоги, ведь ему не все равно, каким будет созданный им мир, как определится судьба будущих поколений. Способом бытия человека в мире является забота.

Подлинное существование связано с самостоятельностью поступков человека. Выйти за рамки неподлинного существования человеку помогает развитая индивидуальность, основа принятия собственного решения и выбора.

Свобода с точки зрения экзистенциализма - это результат осознанного выбора и поэтому связана с риском и ответственностью человека. Свобода пугает слабых и вдохновляет сильных, но все-таки, хотя мир и чужд нам, мы можем себя в нем утвердить.

Итак, экзистенциализм по-новому осветил проблему человека, выявил глубинные структуры личности. Он зафиксировал большую роль субъективной стороны в системе отношений людей к реальности. Однако в работах его представителей чувствуется недооценка социокультурных факторов в существовании человека. Сомнительным также является обращенность экзистенциализма только к негативным характеристикам переживания человеком своего бытия в мире, хотя он и пытается указать пути преодоления человеком трудностей его бытия.

22.

Русская религиозная философия конца XIX - начала XX веков явилась реакцией на негативные стороны антропоцентризма нового времени. Она сделала акцент, прежде всего на духовных качествах человека, таких как творчество, добро, любовь. Человек здесь также рассматривается как центр мира (например, в творчестве Н. Бердяева), однако он не противопоставляется этому миру. Наоборот, человек исследуется как свободное творческое существо, призванное Богом к собиранию мира в единое целое, к внесению в мир любви и солидарности, к созиданию гармонии.

Для русских религиозных философов (В.Соловьева, П.Флоренского, С.Франка и других) человек есть носитель жизни и ее продолжатель, но не разрушитель Смысл жизни состоит в отрицании Зла посредством творения Добра, которое и есть, по убеждению русских мыслителей, утверждение жизни на планете.

В религиозной философии русских философов человек рассматривается как активная, свободно творящая сила. Он наделен высокой духовностью и способен объединить мир, спасти его от разрушения смертоносным временем и человеческим эгоизмом. Религиозный (православный) антропоцентризм в русской философии выступил в качестве своеобразного интеллектуального ответа на технизацию общественной жизни, падение нравов и другие пороки, особенно промышленной цивилизации. Промышленная, техническая по своей сути, цивилизация разрушает человечность, и противостоять этому опасному процессу может лишь высокая духовность - так может быть сформулирована основная идея русской религиозной антропологии этого времени, русского религиозного Ренессанса.

Центральное место в религиозной философии занимает С. Булгаков: философ, культуролог, социолог, политэконом. Он теоретик и практик: депутат второй Государственной Думы, в 1917 г. - член Поместного собора, восстановившего патриаршество в России, затем сам становится священником, пройдя путь от религиозной философии к богословию, став в Париже профессором. Его подвижничество поистине безгранично. Он автор таких работ, как " Два града" (1911), " Философия хозяйства" (1912) " Свет невечерний" (1917), трилогия " Агнец Божий" (1933).

С. Булгаков в молодости был марксистом, профессором политической экономии в Политехническом институте. Предки его были священниками, первоначально он учился в духовной семинарии. В нем была глубоко заложена православная основа. Он никогда не был ортодоксальным марксистом, в философии был не материалистом, а кантианцем. Пережитый им перелом он выразил в книге " От марксизма к идеализму". Он первый в этом течении делается христианином и православным. С.Н. Булгаков начал свою научную и литературную деятельность как экономист, затем его интерес переместился в область философии, но большую часть жизни (после выхода книжки " Свет невечерний", 1917г.), он оставался философствующим богословом. Оцерквление жизни, религиозная общественность, подчинение социально-экономических проблем религиозно-духовным - эти идеи были близки ему.

Продолжая развивать философские заветы Соловьёва, он создает оригинальную собственную систему - софиологию, где переплетаются космизм, софийность со стихией падшего состояния тварного мира, поэтому направление философии С. Булгакова называют софиологическим. Он остается верен основной русской идее Богочеловечества.

Последователи Соловьева - Бердяев, Булгаков, Федотов, Флоровский, Трубецкие - пытаются создать целостное религиозное мировоззрение, осмысляя историю как процесс сотрудничества человека с Богом, как боготворчество. Мир должен быть преобразован не насилием, а подлинным христианским учением.

Родственный Соловьеву Бердяев стремится ввести в сознание идею превосходства человеческой свободы перед всем остальным, видя в ней самодовлеющую истину. Бердяев приходит к выводу, что коммунизм - это продукт русского национального характера, которому свойственна мессианская идея освобождения человечества и спасения народов от завоевателей, не раз находившая за долгую историю России практическое воплощение.

Многие завоеватели, устрашая Восток и Запад, сумев покорить многие народы, придя в Россию, терпели поражение: Тамерлан, Чингисхан, Наполеон, Гитлер. Русские, таким образом, завоевывали не только себе свободу, но и освобождали от порабощения другие народы. Так что мессианская идея ортодоксального марксизма - освобождение всего человечества от эксплуатации через мировую революцию - это не что иное, как модификация русской мессианской идеи.

Бердяев стремился убедить своего читателя в том, что только внутренние потенции личности, способные раскрывать религиозно-мистическую сущность бытия, позволяют обрести подлинную свободу. Единственный выход из духовного кризиса он видел в религиозных исканиях индивида. Революционные действия народа отрицались или просто не принимались им во внимание, а естественное состояние человека он видел в одиночестве и отчаянии.

Особое место в религиозном менталитете XIX веке занимает теория общего дела Н. Федорова, ставшего известным философом-космистом, внесшего много нового в трактовку русского апокалипсиса и всеобщего спасения. Люди должны объединиться в братство, которое победит смерть, организует космическую жизнь, воскресит мертвых.

Свое учение Федоров называл активным христианством, призывая к активному преображению природного, смертного мира в иной, не природный, бессмертный божественный тип бытия. Самое существенное в его раскрытии замысла Божия о мире убежденность, что Божественная воля действует только через человека как разумно-свободное существо, через единую соборную совокупность человечества. Главная задача при этом - сделаться активным орудием воли Бога, а воля его ясна - возведение мира в прославленное бессмертное состояние через самого человека.

23.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.