Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.1. Общее представление о психологии как науке.






Общая психология.

Раздел 1. Предмет психологии, её задачи и методы.

Тема 1.1. Общее представление о психологии как науке.

Психология (древнегреч. ) - наука о душе.

Психология - наука о психике и психических явлениях.

Индивидуальные психические явления:

1. Психические процессы - первичные регуляторы поведения человека. Они имеют определённое начало, течение и конец. На основе психических процессов формируются определённые состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков.

Психические процессы:

a) Познавательные - психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание.

b) Эмоциональные - аффекты, чувства, настроения и эмоциональный стресс.

c) Волевые - психические процессы, ко­торые проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и другие.

d) Неосознаваемые - психические процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания.

2. Психические состояния (подъём, угнетённость, страх, бодрость, уныние) характеризуют состояние психике в целом. Они имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. Психическиесостояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. Характерной особенностью является динамичность.

3. Психические свойства личности -особенности личности, обеспечивающие определённый количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека (направленность, темперамент, способности и характер).

Групповые психические явления:

1. Психические процессы - первичный фактор регуляции существования коллектива или группы (общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм, межгрупповые взаимоотношения и др.).

2. Психические состояния - конфликт, сплоченность, психологический климат, открытость или закрытость группы, паника и другие.

3. Психические свойства - организованность, стиль руководства, эффективность деятельности.

Психические явления групп и коллектива имеют четкое деление на внутренние и внешние.

Предметом психологии являются психика и психические явления одного конкретного человека и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

Задачи психологии:

1. Исследовать психические явления.

2. Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности.

3. Научиться управлять ими.

4. Использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли.

5. Быть теоретической основой практики психологической службы.

6. Выявить особенности осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.

7. Выяснить роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.

Психологическое познание (по С. Л. Рубинштейну) - это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей.

Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем и выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными - с другой, социальными - с третьей. В центре ее внимания всегда остается человек.

Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место как продукт всех других наук и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Классификация А. Кедрова.

Психология интегрирует все данные этих наук и влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психология - научное исследование поведения и умственной деятельности человека, практическое применение приобретенных знаний.

Основные различия житейских и научных психологических знаний:

Житейские психологические знания. Научные психологические знания.
Знания конкретны. Знания обобщены.
Интуитивный характер знаний. Знания рациональны и осознаны.
Передача знаний затруднена. Знания накапливаются и передаются.
Источник знаний - наблюдение. Источник знаний - эксперимент.
Знания ограничены. Знания постоянно расширяются.

Подход Б. Г. Ананьева к изуче­нию человека. Основные понятия в системе человекознания:

1. Инди­вид.

2. Субъект деятельности.

3. Личность.

4. Индивидуальность.

Индивид - это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens.

Структура понятия «индивид» (по Б. Г. Ананьеву).

Личность - индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Личность - системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Понятие «личность» характеризует человека как социальное существо.

Структура понятия «личность» (по Б. Г. Ананьеву).

Субъект деятель­ности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность че­ловека. Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность».

Объект - это существующие независимо от сознания человека предмет или явление реального мира, выступающие в виде цели, на которую обращена активность человека - субъекта воздействия.

Черты человека как субъекта деятельности:

1. Сознание - это высшая форма психического развития, присущая только человеку.

2. Способность со­знательной деятельности по преобра­зованию окружающего мира.

Субъект деятельности - это индивид как носитель сознания, обла­дающий способностью к деятельности.

Структура понятия «субъект деятельности» (по Б. Г. Ананьеву).

Человек - это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности.

Человек - один из самых сложных объектов реального мира.

Современной наукой:

1. Человек изучается как представитель биоло­гического вида.

2. Человек рассматривается как член общества.

3. Изу­чается предметная деятельность человека.

4. Изучаются закономерно­сти развития конкретного человека.

Индивидуальность - это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.

 

Структура понятия «индивидуальность» (по Б. Г. Ананьеву).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.