Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.4. Психология как система наук (Основные отрасли психологии).






Современная психология - это разветвленная наука, имеющая много отраслей. Отрасли психологии - относительно самостоятель­но развивающиеся направления научных психологических исследований. Каждые четыре-пять лет появляются новые направления.

Возникновение отраслей психологии обусловлено широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности, появлением новых психологических знаний. Одни отрасли психологии отличаются от других тем комплексом проблем и задач, которые решает то или иное научное направление.

Виды отраслей психологии:

1. Фундаментальные (базовые, общие) отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений, в том числе поведения людей независимо от того, какой деятельностью они занимаются. Фундаментальные знания необходимы всем, кто занимается про­блемами психологии и поведения людей. Фундаментальные знания - это тот базис, который объединяет все отрасли психологической науки и слу­жит основой для их развития. Фундаментальные знания объединяют термином «общая психология».

2. Прикладные (специальные) отрасли психологической науки - отрасли науки, достижения которых используются на практике. Прикладные отрасли психологической науки решают конкретные задачи в рамках своего направления, но в некоторых случаях достижения или научные открытия прикладных отраслей могут носить фундаментальный характер, что определяет необходимость использования вновь полученного знания во всех отраслях и направлениях.

Прикладные отрасли психологии не являются изолированными друг от друга. Чаще всего в конкретной отрасли психологии используются знания или методология других ее отраслей.

Прикладные области психологии по степени их обобщения:

1. Синтетические области психологии, объеди­няющие в себе знания других областей.

2. Первичные области психологии, являющиеся относительно узким и конкретным направлением прикладной отрасли.

Отрасли психологии по принципам:

1. По принципу деятельности: психология труда, военная, педагогическая, спортивная, инженерная, искусство, клиническая, юридическая, авиационная, космическая и другие.

2. По принципу развития: возрастная, сравнительная, зоопсихология, этология, патопси­хология, психогенетика и другие.

3. По принципу отношения личности и общества: социальная, политическая, экологическая, экономическая, лич­ности, управления и другие.

Общая психология - отрасль психологической науки, объединяющая фундаментальные психологические знания и решающая задачи по исследованию индивида - конкретного представителя вида Homo sapiens.Она включает в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие общие пси­хологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй. Основными понятиями общей психо­логии являются психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональ­ные), психические свойства (темперамент, характер, способности, направлен­ность) и психические состояния.

Понятие «психи­ческий процесс» подчеркивает процессуальный характер изучаемого психическо­го явления. Понятие «психическое состояние» характеризует статический момент, относительное постоянство психического явления. Понятие «психическое свой­ство» отражает устойчивость исследуемого явления, его повторяемость и закрепленность в структуре личности.

Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем С. Л. Рубинштейна, который систематизировал психологические знания и предложил методологию исследова­ния психических явлений.

 

Дифференциальная психология - раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики, а также количественно оценивает эти различия в разных сферах. Термин дифференциальная психология был введен У. Штерном в 1900 году, но как самостоятельная дисциплина она сложилась недавно. Уильям Штерн был одним из первых учёных, разработавших концепцию психологии индивидуальных различий на основе сбора современных ему представлений о различиях между людьми, позже к концепции им были добавлены текущие знания о групповых различиях. Дифференциальная психология решает две задачи: выделение индивидуальных различий и объяснение их происхождения. Основными методами дифференциальной психологии стали тесты. Первоначально это были индивидуальные тесты, затем появились групповые, а позднее и проективные.

Педагогическая, возрастная, и дифференциальная психология оперируют понятием «группа», поэтому с ними во взаимодействии находится социальная психология, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в группы, психологические характеристики самих групп. Длительное время социально-психологические взгляды разрабатывались в рамках философии, и лишь к концу XIX в. появились первые самостоя­тельные социально - психологические концепции: «психология народов» (М. Лацарус, X. Штейпгаль, В. Вундт), «психология масс» (С. Сигле, Г. Лебон), теория «инстинктов социального поведения» (У. Макдугалл).

Социальная психология как самостоятельная наука возникла в 1908 г., когда появились работы английского психолога У. Макдугалла и американского социолога Э. Росса. В названиях этих работ содержался термин «социальная психология». Современная социальная психология как самостоятельная наука включает в себя следующие основные разделы: закономер­ности общения и взаимодействия людей (роль общения в системе общественных и межличностных отношений); психологические характеристики социальных групп: больших (классы, нации) и малых (сплоченность, лидерство и т. д.); психология личности (проблемы социальной установки, социализации и др.).

С социальной психологией связаны политическая психо­логия и психология искусства, так как они рассматривают явления индивидуального и социального плана. Политическая психология - это отрасль психологии, изучающая психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. п. Эти психологические феномены формируются и проявляются на уровне политического сознания наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуются в их конкретных политических действиях.

Психология искусства - отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, влияние этих ценностей на жизнедеятельность отдельной личности и общества в целом.

Рассмотренные прикладные отрасли психологической науки связаны с образованием, воспитанием и с развитием человека и человеческого общества. Существуют отрасли психологии, которые занимаются решением других задач. Одна из таких отраслей - медицинская пси­хология, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагно­стики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследований ме­дицинской психологии входит широкий спектр вопросов, связанных с возникно­вением, развитием и течением болезни, влиянием тех или иных болезней на психику человека и влиянием психики на болезнь. Среди важ­нейших проблем медицинской психологии - взаимодействие психических и со­матических процессов, закономерности формирования у больного представления о своем заболевании, изучение динамики осознания своего состояния у больного, использование компенсаторных и защитных механизмов личности в терапевтиче­ских целях, изучение психологического воздействия лечебных методов и средств.

Структура медицинской психологии включает ряд разделов: клиническая психология, включа­ющая патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию; общая медицин­ская психология; психопрофилактика и психогигиена; психокоррекция.

Значимой для решения практических задач экономического развития общества и технического прогресса является инженерная психология - отрасль психологии, исследующая процессы и средства взаимодействия между человеком и машиной. Инженерная психология как самостоятельная наука возникла под влиянием научно-технической революции, преобразовавшей психологическую структуру производственных процессов. Основными проблемами, решаемыми инженерной психологией, являются: анализ задач человека в системах управления, распределение функций между человеком и автоматическими устройствами; исследование совместной деятельности операторов, информационного взаимодействия между ними и процессов общения; ана­лиз психологической структуры деятельности операторов; исследование факторов, влияющих на эффективность, качество и надежность деятельности операторов: исследование процессов приема человеком информации; анализ процессов переработки информации человеком, ее хранения и принятия решений; разработка методов психодиагностики способностей человека в интересах решения задач профессионального психологического отбора и профессиональной ориентации; анализ процессов оптимизации обучения операторов.

Существуют и другие интересные для научных исследований и значимые для практической деятельности человека отрасли психологии: спортивная психология, юридическая психология, авиационная и космическая психология, военная психология, психология компьютеризации, экспериментальная психология. Все эти отрасли психологии являются самостоятельными направлениями и элементами единой комплексной науки - психологии - и используют единые подходы к решению своих специфических задач. Для того чтобы получить специализацию в конкретной области психологической науки, необходимо ознакомиться с ее фундаментальными основами.

Связь психологии с другими науками, изучающими человека как биологический и социальный феномен.

Существуют научные проблемы, которые рассматриваются с позиции психологии и философии. К ним относятся такие проблемы: понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и другие.

В психологии есть вопросы, которые невозможно решить экспериментальным путем. К числу философско - психологических проблем относятся проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияния обще­ства на личность и личности на общество, методологические проблемы психо­логии.

Есть проблемы, решение которых возможно только при совместном участии психологов и философов. К таким проблемам относятся проблемы эпистемологии - науки о познании человеком окружающего мира. Благодаря исследованиям известного швейцарского ученого Жана Пиаже и созданного им Международного эпистемологического центра в Женеве удалось узнать много нового о природе человеческого интеллекта и его развитии.

Такое единение философии и психологии вызвано еще и тем, что психологическая наука избирает методологию научного исследования, опираясь на мировоззренческие теории и концепции, которые формируются в рамках философии.

Современная психология и философия развиваются в единстве, взаимодополняя друг друга. Наблюдается интеграция и взаи­мопроникновение в знания этих наук на теоретико-методологическом уровне.

Другой наукой, которая находит много общих с психологией интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, является социология. Здесь наблюдается взаимоподдержка в развитии наук на уровне методологии исследования. Социология заимствует из социальной психоло­гии методы изучения личности и человеческих отношений. Психо­логия использует в своих экспериментальных исследованиях приемы сбо­ра научной информации, которые являются социологическими. К та­ким методам относятся опрос и анкетирование.

Наблюдается взаимопроникновение различных теорий, разработан­ных в рамках данных наук. Разработанная социологами концепция социального научения является общепринятой в социальной и возрастной психологии. Теории личности и малой группы, разработанные психологами, находят применение в социологии.

Есть проблемы, которые пытаются совместно решить психологи и социологи: взаимоотношения между людьми, на­циональная психология, психология экономики и политики государства, проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования.

Наукой, связанной с психологией, является педагогика. На первый взгляд эти науки неразделимы между собой, поскольку воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности. Если психология развивалась в рамках философии, то педагогика изначально формировалась как самостоятельная нау­ка. В результате психология и педагогика организационно оформились как само­стоятельные науки и существуют раздельно. К сожалению, на практике до сих пор нет тесного взаимопонимания между психологами и педагогами.

Психология связана с общественными науками. Синтез истории и психологии в создании общей научной теории. Связь истории и психологии проявляется в создании теории культурно-исторического развития высших психических функций человека, разработанной Л. С. Выготским, которая используются данными науками. Также связью истории и психологии является использование в психологии исторического метода. Суть этого метода со­стоит в том, что для понимания природы какого-либо психического явления необходимо проследить его филогенетическое и онтогенетическое развитие от элементарных к более сложным формам. Для того чтобы осознать, что представляют собой высшие формы психики человека, необходимо проследить их развитие у детей. Главной и ценной мыслью, которая лежит в основе сближения психологии и истории, является мысль о том, что современный человек с его пси­хологическими качествами и личностными свойствами - продукт истории развития человечества.

Связь психологии и технических наук обусловлена тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процес­сов. Психологическая наука рассматривает человека как неотъемлемую часть технического прогресса. Благодаря деятельности психологов создаются об­разцы техники, которые учитывают психические и физиологические возможно­сти человека, иначе могли бы быть созданы технические образцы, которые в силу своих эргономических характеристик никогда не могли бы экс­плуатироваться человеком.

Тесно связана психология с медицинскими и биологическими наука­ми. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой че­ловека как социального и одновременно биологического существа. Большинство психических явлений имеет физиологи­ческую обусловленность, поэтому знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психиче­ские явления. Существуют факты психосоматического и соматопсихического взаимовлияния. Суть данного явления состоит в том, что психическое состояние индивида отражается на его физиологическом состоянии, а в опреде­ленных ситуациях психические особенности могут способствовать развитию того или иного заболевания. Хроническое заболевание сказывается на психическом состоянии больного. Учитывая связь психиче­ского и соматического, в современной медицине развитие получили ме­тоды психотерапевтического воздействия, использующие «лечебные свойства» слова.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.