Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Зарождение классно-урочной системы в братских школах






Одной из заслуг братских школ является то, что благодаря их деятельности сформировались зачатки классно-урочной системы обучения, которая получила наибольшее распространение в России и в странах Европы.

Предпосылкой для формирования классно-урочной системы обучения становится общенародная потребность в массовом образовании, когда на смену индивидуальному и индивидуально-групповому обучению пришло обучение коллективное[38]. Впервые коллективное обучение было применено именно в братских школах на территории Правобережной Украины и Белоруссии в XVI веке.[39]

Роль индивидуального обучения, начиная с XVI столетия, прогрессивно снижается, и она постепенно уступает место индивидуально-групповой форме организации учебного процесса. При индивидуально-групповом обучении учитель вел урок с целой группой детей, при этом учебная деятельность по-прежнему носила индивидуальный характер. Учитель обучал одновременно 10-15 детей разного возраста, уровень подготовки которых отличался относительно друг друга. Он поочередно опрашивал каждого ученика по изученному материалу, в отдельности каждому объяснял новый учебный материал, давал индивидуальные задания. Остальные ученики в это время занимались своим делом. Это позволяло учащимся приходить в школу в разное время года и в любое время дня. Крайне редко учитель собирал всех учеников своей группы для коллективных бесед.[40]

Именно в XVI в. была осознана полная непригодность индивидуального и индивидуально-группового обучения для решения тех учебно-воспитательных задач, которые были определены жизнью общества того времени. Более совершенное организационное оформление учебного процесса нашло свое отражение в концепции классно-урочной системы обучения, научно обоснованной в ХVΙ Ι веке Я.А. Коменским, считавшимся ее творцом как таковой. Ян Амос Коменский проверил, усовершенствовал и использовал ее основные принципы при организации братских школ в Чехии и Польше[41]. Главными его трактатами, давшими научное обоснование классно-урочной системы, стали труды «Великая дидактика» и «Законы благоустроенной школы»[42].

Впервые Коменский выделил основные признаки этой системы: определенное ежегодное начало учебного года; деление учащихся на классы; распределение учебного времени. Современные же исследователи выделяют следующие: все члены учебной группы в одно и то же время изучают одну и ту же тему, один и тот же вопрос, одним и тем же образом; содержание обучения делится на узкоспециальные учебные предметы, а каждый предмет изучается в отдельности; учащиеся делятся на классы — учебные группы, постоянные по составу, одноуровневые (в смысле изучения программы); отсюда возникли одноуровневые (одновозрастные) классы; для всех членов группы (класса) определяется одна и та же последовательность изучения тем и разделов учебного предмета; по характеру деятельности выделяются две разные группы людей: одни только учат (учителя), другие только учатся (ученики); изучение определённого учебного предмета организуется на одном «языке» для всех членов класса; определяются общие для всех членов группы начало и конец занятий, количество, длительность и время перерывов на отдых.[43] Следующие организационные признаки классно-урочной системы характерны для школ Украины: формирование классов в рамках единого возраста и численности; урок как основная форма организации учебного процесса; деление учебного года на семестры с каникулами между ними; обязательное посещение уроков школьниками; добавление других форм обучения в урок. Эти признаки рассматриваются как фундамент для организации всей школьной деятельности.[44]

В XVII в. классно-урочная система получила признание и к XIX в. стала ведущей системой организации школьного обучения во многих странах, так как отражала социально-экономические и культурные потребности общества, предполагая массовое обучение. В школах России классно-урочная система начала широко применяться в последней четверти XVIII в народных школах. Со дня ее зарождения и по настоящее время она занимает умы ученых - педагогов всего мира. Она подвергнута обстоятельному анализу и описанию со всеми своими достоинствами и недостатками в многочисленных фундаментальных трудах по дидактике и методикам преподавания отдельных учеб­ных предметов, а также в трудах по педагогической пси­хологии. Дальнейшее развитие классно-урочной системы обучения в России тесно связывается и именем К.Д. Ушинского. В своих трудах он представил урок как неотъемлемую часть организации учебного процесса, а также разработал учение о последовательности, систематичности и наглядности обучения.[45]


 

Заключение

Таким образом, деятельность братских школ играет серьезную роль в становлении национального просвещения. Эти школы являлись важнейшим средством религиозно-просветительской деятельности православных братств, борьбы против инакомыслия. Уже с первых шагов своей деятельности братства видели в создании образовательных учреждений наиболее эффективный способ защиты веры и национального самосознания. Национальный характер их деятельности во многом проявлялся в их всесословности, что немалым образом способствовало массовому распространению идей о культурном возрождении и самобытности православных народов. Сотни воспитанников братских школ становились учителями, взаимообмен которыми между школами способствовал интеграции культурного опыта славянских государств.

Дальнейшая судьба братских школ на западнорусских землях была различна. Большинство братских школ утратило свое значение. В конце XVII - начале XVIII в. многие братства под давлением католиков и униатов закрылись или приняли унию. До конца XVIII - начала XIX в. продолжали существование братства в Бресте, Бельске, Вильно, Минске, Заблудове, Пинске, Слуцке, Мозыре и других городах и местечках, но школы при братствах, как итог, закрылись, либо преподавание в них было низведено на уровень начального образования.

Тем не менее, деятельность братских школ оставила значительный след в истории славянского образования, а их организационная система находит свое отражение в современной отечественной и европейской педагогике. Во многом это заслуга зародившегося в братских школах коллективного обучения, которое, придя на смену обучению индивидуальному и индивидуально-групповому, стало основой для классно-урочной системы организации обучения, широко распространенной сегодня в школах России, Украины, в странах Европы.

Несомненно важно подходить к изучению современного образования, опираясь на исторический опыта того или иного государства, и выявляя основные тенденции, оказавшие влияние на его формирование. Поэтому изучение данной темы является актуальным и по сей день. В ходе работы были выполнены следующие основные задачи: дана общая характеристика братских школ; выделены важнейшие братские школы при православных братствах; определена роль братских школ в становлении классно-урочной системы организации обучения. Основная цель данной работы, связанная с рассмотрением деятельности братских школ в славянских государствах XVI-XVII вв., была достигнута.

 

 


Список литературы

 

1. Головацкий Я.Ф. Начало и действования Львовского Ставропигийского братства по историко-литературному отношению / Я.Ф. Головацкий. - Львов, 1860. – С.17.

2. Головацкий Я.Ф. Порядок школьный или устав Ставропигийской греко-русской школы во Львове 1586 года / Я.Ф. Головацкий. - Львов, 1863. - С. 30 – 34.

3. Демков М. И. История русской педагогии: В 3 ч. Ч. 1. Древнерусская педагогия (Х–ХVII вв.) / И.М. Демков. - СПб., 1895. С. 267.

4. Джуринский А.Н. История педагогики / А.Н. Джуринский. - М.: ВЛАДОС, 1999. 432 с.

5. Исаевич Я.Д. Братства и их роль в развитии украинской культуры XVI – XVIII ст. / Я.Д. Исаевич. – Киев, 1966.

6. Исаевич Я.Д. Братские школы / Я.Д. Исаевич // РПЭ: В 2 тт. М.: БРЭ, 1993. Т. 1. 608 с.

7. Ле Гоф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гоф. - М., 1992. С. 308—309.

8. Максимюк С.П. Педагогика: Начальное пособие/ С.П. Максимюк. – К.: Кондор, 2009. – 670 с.

9. Мкртчян М.А. Становление коллективного способа обучения: монография / М.А. Мкртчян. - Красноярск, 2010. С. 43-44

10. Налетова Н.Ю. Православное образование в условиях западного прозелетизма Речи Посполитой (XVI в.) / Н.Ю. Налетова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2011. – № 23 – с. 112 – 117.

11. Пашаев В.А. Классно-урочная система как форма педагогического процесса в школе / В.А. Пашаев. – Владикавказ, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 2013. – 27 с.

12. Персональный сайт С.В. Кульневича [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uchebauchenyh .narod.ru (14.05.2016)

13. Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pravenc.ru/text/153351.html (06.05.2016).

14. Садовникова Н.Е. Значение братских школ в истории Российского государства / Е.Н. Садовникова // Мир науки и образования.- 2016. № 1 (5). С. 30 – 36.

15. Студопедия – лекционный материал для студентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.su/14_134691_vozniknovenie-i-razvitie-organizatsionnih-form-obucheniya.html (30.05.2016).

16. Фафелова О.А. О роли школ православных братств в создании Киево – Могилянской коллегии в первой трети XVII века / О.А. Фафелова // Вестник Томского педагогического университета. – 2008. – № 2 – с. 71 – 74.

17. Харлампович К.В. Западнорусские правосл. Школы XVI и нач. XVII в / К.В. Харлампович. - Каз., 1898. – 598 с.

18. Шустова Ю.Э. Документы Львовского Успенского Ставропигийского братства (1586-1788): Источниковедческое исследование / Ю.Э. Шустова. — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. — 648 с.

19. Шустова Ю.Э. Школа Львовского Успенского ставропигийского братства в конце XVI – начале XVII в.: взаимодействие греко-славянских культурных традиций / Ю.Э. Шустова // Россия и Христианский Восток. Вып. II-III. М., 2004. С.163-185.

20. Электронная онлайн-библиотека [Электронный ресурс ]. – Режим доступа: https://banauka.ru/4461.html (08.05.2016).

 


[1] Налетова Н.Ю. Православное образование в условиях западного прозелетизма Речи Посполитой (XVI в.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2011. – № 23 – С.115.

[2] Шустова Ю.Э. Документы Львовского Успенского Ставропигийского братства (1586-1788): Источниковедческое исследование. — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. – С. 80.

[3] Исаевич Я.Д. Братские школы // РПЭ: В 2 тт. М.: БРЭ, 1993. Т. 1. 608 с.

[4] Харлампович К. В. Западнорусские правосл. Школы XVI и нач. XVII в. Каз., 1898. – 598 с.

[5] Шустова Ю.Э. Документы Львовского Успенского Ставропигийского братства (1586-1788): Источниковедческое исследование. — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. — 648 с.

[6] Джуринский А.Н. История педагогики. М.: ВЛАДОС, 1999. 432 с.

[7] Головацкий Я.Ф. Начало и действования Львовского Ставропигийского братства по историко-литературному отношению. Львов, 1860.

 

[8] Исаевич Я.Д. Братские школы // РПЭ: В 2 тт. М.: БРЭ, 1993. Т. 1. – С.112.

[9] Налетова Н.Ю. Православное образование в условиях западного прозелетизма Речи Посполитой (XVI в.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2011. – № 23 – С. 113

[10] Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pravenc.ru/text/153351.html (06.05.2016).

 

[11] Демков М. И. История русской педагогии: В 3 ч. Ч. 1. Древнерусская педагогия (Х–ХVII вв.). СПб., 1895. - С. 267.

 

[12] Харлампович К. Западнорусские правосл. Школы XVI и нач. XVII в. Каз., 1898. – С.279.

[13] Шустова Ю.Э. Школа Львовского Успенского ставропигийского братства в конце XVI – начале XVII в.: взаимодействие греко-славянских культурных традиций // Россия и Христианский Восток. Вып. II-III. М., 2004. С.163-185

[14] Ісаєвич Я.Д. Братства та їх роль в розвитку української культури XVI – XVIII ст. / Я.Д. Ісаєвич. – Київ, 1966 – С. 129.

[15] Шустова Ю.Э. Документы Львовского Успенского Ставропигийского братства (1586-1788): Источниковедческое исследование. — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. – С. 103.

[16] Головацкий Я.Ф. Порядок школьный или устав Ставропигийской греко-русской школы во Львове 1586 года. Львов, 1863. С. 30 – 34.

[17] Ле Гоф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 308—309.

[18] Шустова Ю.Э. Документы Львовского Успенского Ставропигийского братства (1586-1788): Источниковедческое исследование. — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. – С. 177-178.

[19] Ісаєвич Я.Д. Братства та їх роль в розвитку української культури XVI – XVIII ст. / Я.Д. Ісаєвич. – Київ, 1966. – С. 132.

[20] Головацкий Я.Ф. Начало и действования Львовского Ставропигийского братства по историко-литературному отношению. Львов, 1860. – С. 17.

[21] Шустова Ю.Э. Документы Львовского Успенского Ставропигийского братства (1586-1788): Источниковедческое исследование. — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. – С. 166.

[22] Там же. - С. 159.

[23] Харлампович К. Западнорусские правосл. Школы XVI и нач. XVII в. Каз., 1898. – С. 311.

[24] Персональный сайт С.В. Кульневича [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uchebauchenyh .narod.ru (14.05.2016)

[25] Харлампович К. Западнорусские правосл. Школы XVI и нач. XVII в. Каз., 1898. – С. 312.

[26] Персональный сайт С.В. Кульневича [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uchebauchenyh .narod.ru (14.05.2016)

[27] Харлампович К. Западнорусские правосл. Школы XVI и нач. XVII в. Каз., 1898 – С. 329.

[28] Там же. – С. 331.

[29] Там же. – С. 337

[30] Там же. – С. 338.

[31] Харлампович К. Западнорусские правосл. Школы XVI и нач. XVII в. Каз., 1898 – С. 332.

[32] Персональный сайт С.В. Кульневича [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uchebauchenyh .narod.ru (14.05.2016)

[33] Харлампович К. Западнорусские правосл. Школы XVI и нач. XVII в. Каз., 1898 – С. 335.

[34] Персональный сайт С.В. Кульневича [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uchebauchenyh .narod.ru (14.05.2016)

[35] Джуринский А.Н. История педагогики. М.: ВЛАДОС, 1999. – С. 166-167.

[36] Там же. – С. 167.

[37] Садовникова Н.Е. Значение братских школ в истории Российского государства // Мир науки и образования.- 2016. № 1 (5). - С. 36.

[38] Пашаев В.А. Классно-урочная система как форма педагогического процесса в школе. – Владикавказ, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 2013. – С. 4.

[39] Максимюк С.П. Педагогіка: Навчальний посібник. – К.: Кондор, 2009. – С. 146.

[40] Студопедия – лекционный материал для студентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.su/14_134691_vozniknovenie-i-razvitie-organizatsionnih-form-obucheniya.html (30.05.2016).

[41] Пашаев В.А. Классно-урочная система как форма педагогического процесса в школе. – Владикавказ, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 2013. – С. 5.

[42] Максимюк С.П. Педагогіка: Навчальний посібник. – К.: Кондор, 2009. – С. 146.

[43] Мкртчян М. А. Становление коллективного способа обучения: монография. Красноярск, 2010. - С. 43-44.

[44] Максимюк С.П. Педагогіка: Навчальний посібник. – К.: Кондор, 2009. – С. 148.

[45] Там же. – С. 147.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.