Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие «хронотоп» как выражение конкретного единства пространственно-временных характеристик.




Хроното́ п (от др.-греч. χ ρ ό ν ο ς, «время» и τ ό π ο ς, «место») — «закономерная связь пространственно-временных координат» Термин, введённый А.А. Ухтомским в контексте его физиологических исследований, и затем (по почину М. М. Бахтина) перешедший в гуманитарную сферу. «Ухтомский исходил из того, что гетерохрония есть условие возможной гармонии: увязка во времени, в скоростях, в ритмах действия, а значит и в сроках выполнения отдельных элементов, образует из пространственно разделенных групп функционально определенный " центр"». Ухтомский ссылается на Эйнштейна, упоминая «спайку пространства и времени» в пространстве Минковского. Однако он вводит это понятие в контекст человеческого восприятия: «с точки зрения хронотопа, существуют уже не отвлеченные точки, но живые и неизгладимые из бытия события». М.М. Бахтин также понимал под хронотопом «существенную взаимосвязь временны́ х и пространственных отношений. «Хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение. Благодаря работам Бахтина термин получил значительное распространение в русском и зарубежном литературоведении. Следует учитывать, что если до введения понятия «хронотоп» считалось, что пространство мы познаем, а время ценностно переживаем, то понятие «хронотоп» отразило «ценностный вес Я и другого» в контексте целостного и одновременно длящегося простран-ственно-временного лика эпохи. Мы переживаем и процессы, связанные со временем и пространственные очертания (ландшафты, стили ушедших эпох, которые даны нам через произведения искусств). Тот или иной образ пространства может создать соответствующее настроение праздника, радости, восторга или грусти, меланхолии, скорби. Тот или иной образ пространства также связывается с типом деятельности: рабочее пространство, пространство для отдыха, занятий спортом, заседаний, наконец, пространство заключения. Построение того или иного образа пространства есть задача, в допустимых пределах соизмеримая с человеческими возможностями. Архитектурные решения при строительстве города – это сферы человеческой деятельности и, одновременно, образы пространства, упорядоченного в соответствии с культурным временем той или иной эпохи.Таким образом, культурно-историческое время впрессовано в пространственные образы. Поэтому можно говорить об определенной власти человека над пространством, окультуренном временем эпохи, раскрывающем свое содержание в том или ином временном контексте.Хронотоп как раз и свидетельствует об определенной «спайке пространства и времени», а также о спайке человека с событийным пространством-временем. В настоящее время в связи с процессами глобализации можно говорить о значимости понятия хронотопа для актуального осмысления единства пространственно-временных трансформаций. Заключающаяся в понятии «хронотоп» возможность создания интегрированного образа мира позволяет не только выявить общие характеристики жизни и тенденции развития, но и понять человеческое измерение мира и исторического процесса в целом. При этом очевидной становится ответственность каждого человека. Эта ответственность формируется раньше всякого рационального размышления, ибо, как считал А. Ухтомский, «сердце, интуиция и совесть — самое дальнозоркое, что у нас есть». Угадываемая и предполагаемая ритмика событий в их хронотопной перспективе является особо значимым звеном социально-политических прогнозов и мировоззренческих ориентаций. Вневременность и внеисторичность под влиянием идей Декарта и Ньютона рассматривались как условия истинности и преодоления релятивизма. В наши дни, отмечает Микешина, происходит своего рода «концептуальная революция», Н вновь открывает для себя время. В традиционной теории познания отвлекались от В. В гуманитарном познании Бахтина П и В проявляются как совершенно новая идея. Зная идеи о П и В Канта и Бергсона, Бахтин находит свое видение этих категорий значимое для современного понимания природы темпоральности и пространственности в познании. Бахтин соединяет действующее сознание и все мыслимые пространственные и временные отношения в единый центр «архетектоническое целое». При этом выявляется эмоционально-волевое конкретное многообразие мира, в котором пространственный и временной моменты определяет неповторимый момент и место совершения. Эти идеи близки герменевтике, опыт которой значим для понимания природы времени и способов его описания в теории познания. В осмысливается в разных аспектах: как темпоральность жизни, как расстояние между автором и читателем. Обращаясь к проблеме «внутреннего человека», Бахтин считает, что жить – занимать ценностную позицию в каждом моменте жизни. Б не только переосмыслил категории пространства и времени, он ввел понятие хронотопа – конкретного единства пространственно-временных характеристик для конкретной ситуации. Бахтин оставил модель анализа темпорально-пространственных характеристик в тексте. Взяв термин хронотоп из естественно-научных тектсов Ухтомского, Бахтин не ограничился натуралистическими представлениями о хронотопе как физическом единстве В и П, но наполнил его гуманистическими, культурно-историческими, ценностными смыслами. Бахтин соглашается с Кантом в том, что В и П – необходимые формы всякого познания, но в отличие от Канта он понимает их как формы реальной действительности, а не трансцендентальные. Бахтин стремится раскрыть роль этих форм в процессе художественного познания. В художественном хронотопе, считает Бахтин, время сгущается, уплотняется, становится художественно зримым. Пространство интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета. Исторические приметы времени раскрываются в пространстве, пространство осмысливается и измеряется временем. Под воздействием воли художника хронотоп трансформируется, идет субъективная игра временем, пространственно временными перспективами. Хронотоп Бахтина, считает Микешина, м превратится в универсальную фундаментальную категорию.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.