Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экранизации художественных произведений о школе






 

Экранизации произведений художественной литературы – это особый вид искусства. В его основе лежит, как правило, очень известное литературное произведение. Понятие «экранизация» гораздо шире и самостоятельней обычного переложения и воспроизведения литературного сюжета на экране: режиссёр отражает в нём собственное видение основной идеи, видоизменяет и трансформирует образы, предлагает свои варианты развития фабулы, которые могут значительно отличаться от замысла писателя. Поэтому экранизации художественных произведений и литературные тексты не должны восприниматься как тождественные понятия.

Кроме того, фильм и книга оказывают различное воздействие на человеческое восприятие: книга напрямую действует на воображение, преломляясь в зависимости от сознания конкретного читателя, кино – это готовый визуальный ряд. Если сравнивать кино и книгу, то кино способно обеспечить зрелищность и динамичность, книга же предоставляет описание внутреннего мира героя, даёт возможность почувствовать стилистический колорит произведения, передаёт неповторимый авторский слог.

В советское время детские и юношеские фильмы показывали чаще всего во время летних школьных каникул. Видимо, с таким расчётом, чтобы их посмотрело как можно большее количество детей и подростков.К сожалению, современные режиссёры нечасто обращаются к произведениям о юношестве. Хотя роль киноискусства в воспитании подрастающего поколения трудно переоценить. «Трудные на подъём», не читающие дети, обычно, с удовольствием смотрят художественные фильмы. «Легче воспринимается», – говорят они. И это, действительно, так. Чтение требует сосредоточенности, вдумчивости. Кино же доступно любому, в том числе даже самым рассеянным и невнимательным людям. Педагогам нужно учитывать эту особенность человеческой психики, и использовать киноискусство в учебно-воспитательном процессе. Среди школьников необходимо устраивать просмотры конкретных фильмов с острой, злободневной и в тоже время интересной для юношеской аудитории проблематикой. К таким фильмам относятся экранизации художественных произведений о школе.

В настоящей статье мы не будем говорить о фантастико-приключенческих фильмах, созданных по мотивам литературных произведений, таких как «Приключения Электроника» (по мотивам фантастических повестей «Электроник – мальчик из чемодана» Евгения Велтистова), «Кортик», «Бронзовая птица» и «Выстрел» (по одноимённым повестям Анатолия Рыбакова), «Гостья из будущего» (по мотивам фантастической повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд»), «Сказка о потерянном времени» (по мотивам одноимённой сказки Евгения Шварца) и ряда других, хотя во всех этих фильмах присутствуют все атрибуты школьной жизни. У этих фильмов иная задача – развлечь зрителя. Объектом нашего внимания станут фильмы, в основу которых положен острый социальный, психологический или межличностный конфликт. Тематика таких фильмов неоднозначна, дискуссионна, герои – противоречивы.

Одним из таких фильмов является экранизация повести Владимира Железнякова «Чучело», которая была снята в 1983 году режиссёром Роланом Быковым. Главная героиня – шестиклассница Лена Бессольцева, столкнувшаяся с подлостью и жестокостью сверстников. Она не просто «белая ворона», она – изгой всего коллектива. Взяв на себя чужую вину, она становится объектом травли всего класса. В отличие от книги, где девочку хоть и преследуют озверевшие юнцы, заигравшиеся в недетскую игру под названием «предатель и мстители», но так ни разу не избивают, фильм прямо-таки напитан подростковой жестокостью. Напряжённая атмосфера усугубляется мастерски смоделированным режиссёром замкнутым пространством: небольшой провинциальный городок, где каждый человек – на виду, маленький социум: класс, учительница, девочка-изгой. Они учатся – вместе, гуляют – вместе, и даже отдыхать на каникулы планируют вместе. Для человека быть отторгнутым столь тесным обществом равносильно смерти. Поэтому предательство самого красивого мальчика класса Димки Сомова в какой-то мере объяснимо. Это, кстати, один из самых сложных и противоречивых образов, в нём удивительным образом сочетается храбрость и трусость, лидерские задатки и ранимость, бескорыстие и тщеславие, искренность и лживость.

Образы других подростков более цельны: живодёр Валька – циничен и трусоват, Железная Кнопка – решительна и бескомпромиссна, Шмакова – эгоистична и беспринципна, Марина (в книге этот образ воплощает Толик Рыжий) – прямолинейна и бессердечна. Их неоправданная жестокость к ближнему, на самом деле, имеет вполне объяснимые причины: все эти дети имеют глубинную психологическую травму, практически каждый из них испытывает серьёзный внутренний конфликт: Мотя – ощущает себя брошенной после развода родителей, Железная Кнопка – не может найти взаимопонимания с матерью, которая, по её мнению, живёт по обывательским принципам. Дети вымещают свою боль и раздиравшие их противоречия на ком-нибудь слабом и беззащитном. И Лена Бессольцева всего лишь одна из многих жертв, некстати попавших под руку. Нередко на роль «козла отпущения» выбирались другие существа: в случае Вальки – бродячие собаки, в случае Марины – собственная мать. С большим удовольствием подростки дразнят и совершенно постороннего человека – дедушку Лены, чудаковатого старика, прозванного Заплаточником.

Лена Бессольцева – прямодушная, наивная и доверчивая девочка, поплатилась за искреннюю любовь и за желание делать добро людям. Её жертвенность неоправданна так же, как и жестокость её одноклассников. Не случайно мать Марины, несчастливая в своей личной жизни парикмахерша, с таким жаром просит Лену не прощать предательство – «Обещай только, что не простишь его. Или… уже простила?».

Лена простила Димку Сомова. Но не влюблённость тому причиной. Разочарование в любимом человеке переродило девочку. Она повзрослела. Если с первых же дней появления в новом классе она старается понравиться окружающим, угождает и заискивает перед каждым, то в финале мы видим совершенно другого человека: сильного, волевого, имеющего собственное мнение. Её сила проявилась в том, что она отказывается вместе со всеми объявить бойкот Сомову – она выше ненависти. В этом нравственная победа одной личности над слепой коллективной силой.

Конфликт между отдельной личностью и коллективом показан и в фильме «Куколка» (режиссёр Исаак Фридберг, 1988 год), снятом по рассказу Игоря Агеева «Неспортивная история». Татьяна Серебрякова – тоже «белая ворона», но, в отличие от Лены Бессольцевой, – издеваются не над ней, это она ломает и подчиняет себе класс, психологически подавляет Елену Михайловну – молодую прямодушную учительницу, привыкшую к открытости и искренности в отношениях с учениками. Таня Серебрякова – юная олимпийская чемпионка, рано познавшая успех. Из-за травмы позвоночника она выброшена из большого спорта на обочину жизни. Не испытав детской беззаботности, будучи воспитанной в суровых условиях спортивной школы-интерната, и в одночасье лишившаяся своей единственной цели в жизни, она вынуждена приспосабливаться к непонятному и чуждому ей миру – миру обычной средней школы. Трагедия девочки в том, что она так и не смогла адаптироваться в повседневной жизни. Желание противопоставить себя окружающим, стремление добиваться цели любой ценой, привели к трагедии. Таня не смогла найти себя вне спорта. Её попытки в стрессовом состоянии выполнять сложные гимнастические упражнения усугубляют полученную ранее травму и приводят к параличу всего тела: и в этой новой травме видится уже не несчастный случай, а вполне сознательная попытка суицида.

В фильме «Дорогая Елена Сергеевна», снятом режиссёром Эльдаром Рязановым в 1988 году по одноимённой пьесе Людмилы Разумовской, «белой вороной» выступает школьная учительница. Эта немолодая, интеллигентная, не приспособленная к жизни, несколько наивная женщина – идеалистка до мозга костей. В её принципах – не только внутренний стержень, но и основа всех жизненных ценностей и мировоззрения в целом; кроме них у неё нет ничего (учительница прозябает на скудную зарплату, она одинока, кроме старенькой, больной мамы у неё никого нет). «Тетрадь в клеточку» – так характеризует свою учительницу математики Лялька, ученица выпускного класса, – целеустремлённая, практичная, уверенная в себе девица.

Ученики Елены Сергеевны – её антиподы: дерзкие, расчётливые, циничные, беспринципные. Это поколение молодых хищников, идущих по головам, считающих, что цель оправдывает любые средства. Именно они в начале 90-х годов будут стоять у истоков социально-экономического преобразования постсоветского общества. В сущности, ученики Елены Сергеевны – это будущие бизнесмены, рэкетиры, бандиты, криминальные авторитеты… Они начали свой жизненный путь с того, что пришли к учителю требовать ключ (сначала – с помощью обмана и лести, когда это не сработало – прибегнув к оскорблениям, и, наконец, дойдя до прямых угроз и шантажа), чем закончат его – тоже не трудно представить: пройдёт время, и они будут также глумиться на развалинах страны, как, в своё время, глумились и издевались над Еленой Сергеевной в её разгромленной ими же квартире. Хотя эти образы нельзя трактовать однозначно. У этих ребят тоже есть своя правда. Ключ от учительской становится для каждого из них своеобразной путёвкой в жизнь – плохая отметка по математике может испортить карьеру амбициозному Паше, поставить крест на судьбе непутёвого, простоватого Витька. Только один Володя пришёл к Елене Сергеевне с иной целью – самоутвердиться и заработать авторитет среди сверстников за счёт унижения другого человека. Но из этого противостояния победителем не вышел никто: финал фильма явственно демонстрирует обречённость, как учеников, так и учительницы.

О том, насколько могут отличаться представители разных поколений, демонстрирует другой фильм – «Завтра была война» (режиссёр Юрий Кара, 1987 год), снятый по одноимённой повести Бориса Васильева. Он тоже об учениках выпускного класса. В отличие от оголтелых детей перестройки из «Дорогой Елены Сергеевны», не имеющих никаких моральных принципов и ориентиров, кроме жажды наживы и материальной выгоды, он, как раз, о людях с принципами, сумевших сохранить душевную чистоту и верность идеалам в самые тяжелые для страны годы – годы Великой Отечественной войны. Юноши и девушки, только начинающие взрослую жизнь, они ещё не знают, что завтра им придётся сменить школьную форму – на солдатскую, и прямо со школьной скамьи отправиться на фронт. Их юность закончится слишком рано. Но, шагая в Вечность, они сделают это не потому, что были слепыми марионетками, напичканными советскими агитками, которые учили жить в борьбе и умирать ради дела Великого Ленина. На этот шаг их толкнут максимализм и юношеская смелость, жажда дышать полной грудью и стремление к свободе.

Фильм «Соблазн» (режиссёр Вячеслав Сорокин, 1987 год), снятый по пьесе Юрия Клепикова «Незнакомка» – пронзительная драма о безответной любви. Главная героиня Женя Родимцева могла бы, как ей казалось, вызвать ответное чувство у любимого ею молодого человека при одном условии – если бы имела обеспеченных родителей, шикарную квартиру, модную одежду. Но поскольку девушка не имела всех этих благ, она начинает лгать, выдавая себя за, говоря на сленге, «упакованную» во всех отношениях особу. Когда правда открывается, её любимый и появившиеся новые подруги с презрением отворачиваются от неё.

Этот фильм, несмотря на то, что был снят более двадцати пяти лет назад, не потерял своей актуальности и в нынешнее время: современная молодёжь, заражённая «вещизмом», имеющая потребительскую жизненную философию, не многим отличается от юношей и девушек, показанных на экране в перестроечные годы.

Теме подростковой любви посвящён и фильм «Вам и не снилось» (режиссёр Илья Фрэз, 1981 год), снятый по мотивам повести Галины Щербаковой «Роман и Юлька». В процессе работы над сценарием фильма было изменено имя главной героини – с Юли на Катю: слишком уж не по вкусу специалистам тогдашнего Госкино пришлось явное сходство пьесы с бессмертной трагедией Шекспира. Но взаимоотношения двух влюблённых, которых изобразила Щербакова, действительно, по-шекспировски безысходны: родители юноши и девушки недолюбливают друг друга, взаимоотношения их детей кажутся им пустой забавой, которая с годами пройдёт. И также по-шекспировски трагичен финал – главный герой погибает (в фильме конец изменён – герой выбрасывается в окно, но остаётся жив). Трагедия Романа и Кати (Юли) в обыденной жизни встречается сплошь и рядом: взгляд большинства взрослых на подростковую любовь консервативно однообразен – в юные годы серьёзных отношений нет и быть не может, это лишь увлечение, вызванное бушующими молодыми гормонами, которое отвлекает от учёбы и которому необходимо всячески препятствовать.

Не менее пронзителен фильм «Дикая собака Динго» (режиссёр Юлий Карасик, 1962 год), снятый по произведению «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» Рувима Фраермана. Это тоже фильм о первой любви – чистой, светлой и горькой. Очень тонко в картине показан образ молодой девушки Тани Сабанеевой – чувствительной, романтичной, нежной и очень гордой натуры. Благодаря талантливой игре Галины Польских, фильм тонко передаёт ауру первого девичьего чувства. Признание в любви – вещь, конечно, очень трогательная, но актриса замечательным образом показала, насколько красноречивым может быть молчание.

Непростым взаимоотношениям между педагогами и их учениками посвящены две замечательных экранизации: фильм «Республика ШКИД» (режиссёр Геннадий Полока, 1966 год), снятый по одноимённой повести Леонида Пантелеева и Григория Белых и фильм «Уроки французского» (режиссёр Евгений Ташков, 1978 год), снятый по одноимённой повести Валентина Распутина. Директор школы беспризорников Викниксор и учительница французского Лидия Михайловна – это те учителя, о которых каждый человек вспоминает с благодарностью. Они воспитывают в своих подопечных человечность, учат главным жизненным основам. Благодаря таким педагогам с большой буквы мир никогда не будет похожим на волчью стаю.

Подводя итоги, хочется ещё раз отметить особую роль кинематографа в воспитании подрастающего поколения. Задача учителя – стать для своих воспитанников своеобразным фарватером, по которому можно ориентироваться в обилии созданной на сегодняшний день и широко представленной в кинопрокате и на телевидении кинопродукции, помочь в формировании зрительского опыта, воспитать критическое мышление.

 

 


МОРАЛЬ И ИСКУССТВО:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.