Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Целостный педагогический процесс. Воспитание в целостном педагогическом процессе. Воспитательные системы.






Педагогический процесс – это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.

Целостность пед процесса (ЦПП) означает подчинение всех процессов его образующих главной и единой цели – всестороннему, гармоничному и целостному развитию личности.

ЦПП присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

«Основа целостности педагогического процесса - есть развивающаяся в многообразных формах жизнь детей» (Ш.А. Амонашвилли). Целостность педагогического процесса состоит в:

1. Единстве обучения, воспитания, развития.

2. Целостности человека, его качеств, не воспитываемых по частям.

3. Единстве цели, средств и результата.

4. Единстве внешних воздействий педагога и внутренней активности воспитуемого.

5. Единстве всех воспитательных систем - семьи, школы, общества.

Этапы педагогического процесса - это последовательность его развития:

1. Первый этап - подготовительный: это организация процесса, имеющая следующие задачи - целеполагание, диагностика, прогнозирование, планирование, проектирование.

2. Второй этап - основной: это осуществление, его задачи - педагогическое взаимодействие, организация обратной связи, регулирование и коррекция деятельности, оперативный контроль.

3. Третий этап - заключительный: это анализ, его задачи - выявление плюсов и минусов, анализ ошибок и достижений, проектирование мер по устранению ошибок.

Эти этапы взаимосвязаны между собой, ни один из них не может быть исключен.

Таким образом, педагогический процесс есть целостная система со своими структурными и функциональными компонентами, характерными чертами, этапами. Системный подход заключается в учете и анализе всех компонентов системы, взаимосвязей между ними. Это не только система деятельности, но и система взаимоотношений, направленных на развитие личности.

Основные аспекты целостности педагогического процесса: содержательно-целевой, организационно-процессуальный и операционально-технологический.

В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его элементов: знаний, умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру.

В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов:

· освоения и конструирования (дидактического адаптирования) содержания образования и материальной базы (содержательно-конструктивная, материально-конструктивная и операционно-конструктивная деятельность педагога);

· делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования, усвоение которого последними - цель взаимодействия;

· взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений, т.е. не по поводу содержания образования (неформальное общение);

· освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).

Операционально-технологический аспект целостности педагогического процесса касается внутренней целостности названных выше относительно самостоятельных процессов. В поисках условий становления педагогического процесса до уровня целостности в этом аспекте прежде всего необходимо обращение к основному отношению, т.е. к собственно педагогическому отношению учебно-воспитательного процесса с позиций преобладания субъект-субъектных отношений.

Специфика процессов, образующих целостный педагогический процесс, обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания – воспитание, развития – развитие. Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: так, воспитание осуществляет не только воспитательную, но и образовательную и развивающую функции, обучение немыслимо без сопутствующих ему воспитания и развития.

Воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений младшим, направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни. (И.П. Подласый)

Воспитательная система как педагогический феномен интенсивно изучается наукой с начала 1970-х гг. Сегодня создана целостная концепция воспитательной системы, среди авторов: Л. И. Новикова, В. А. Караковский, A. M. Сидоркин, Н. Л. Селиванов и др.

Компоненты воспитательной системы:

1) цели, выраженные в исходной концепции (т. е. совокупность идей, для реализации которых она создается);

2) деятельность, обеспечивающая реализацию данной концепции;

3) субъекты деятельности (ее организаторы и участники);

4) отношения, рождающиеся в деятельности и общении и интегрирующие субъектов в некую общность;

5) среда системы, освоенная входящими в нее субъектами;

6) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и способствующее развитию этой системы.

Воспитательная система не задается сверху, а создается усилиями всех субъектов педагогической деятельности; поэтому она – не застывший, а постоянно развивающийся феномен.

Главный критерий эффективности функционирования воспитательной системы – развитие личности ребенка. В связи с этим управление воспитательной системой включает в первую очередь управление взаимодействием системы и личности, процессом их взаимного влияния. Это требует поиска путей оптимального включения личности (и ребенка, и педагога) в процессы целеполагания, совместной творческой деятельности, совершенствования межличностных и групповых отношений, возникающих в коллективе.

Воспитательная система Караховского. Три силы, существенно влияющие на жизнь школы. Первая - это администрация школы и небольшая группа ближайших ее единомышленников, разделяющих с В.А. Караковским ответственность за судьбу воспитательной системы (авторская группа). Они в ряде случаев высказывают мнение, противоположное мнению директора. Вторая группа - остальной педагогический коллектив, способный при необходимости противостоять и директору, и особенно авторской группе. И наконец, третья сила - лидирующая группировка старшеклассников, в той или иной мере отражающая интересы всего ученического коллектива. Всякое решение предварительно обговаривается, обсуждается с заинтересованными людьми, а при необходимости выносится на большой совет.

 

Общий стиль взаимоотношений регулируется разветвленной системой норм. Так, среди учителей считается нормой, хорошим тоном заинтересованное обсуждение детских проблем, доброжелательное отношение к каждому ребенку. Неприемлем грубый тон, окрик по отношению к ребенку, особенно в присутствии коллег. Отличительной чертой отношений между педагогами и школьниками в воспитательной системе школы является то, что в этой сфере почти всегда возникают личные дружеские связи. Совершенно естественна ситуация, когда старшеклассники пьют чай в кабинете завучей вместе с хозяевами кабинета. Отсутствие серьезных конфликтов между педагогами и школьниками, тесное межличностное общение - характерная черта их взаимоотношений. Следует отметить, что ровный стиль отношений господствует и в ученической среде.

 

Существенной характеристикой системы В.А. Караковского является использование коммунарской методики, или методики коллективной творческой деятельности.

16. Содержание, принципы воспитания. Методы и средства воспитания.

Воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений младшим, направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни. (И.П. Подласый).

Содержание воспитания: нравственные ценности, умственное воспитание человека, эстетическое воспитание, физическое воспитание

Принципы воспитания — это общие исходные положения, которые выражают основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Охарактеризуем требования, предъявляемые к этим принципам.

Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

— общественная направленность воспитания;

— связь воспитания с жизнью, трудом;

— опора на положительное в воспитании;

— единство воспитательных воздействий.

Методы воспитания – это совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на воспитывающихся в целях достижения определенного воспитательного результата.

Классификация методов воспитания:

1.словесные: воздействующие на сознание (рассказ, работа с книгой, разъяснение, словесное убеждение, сравнение, одобрение, неодобрение, осуждение, критика и т. д.);

2.социально-педагогические: средства педагогического действия (стимулирование, организацию перспективы, правила поведения, моральный кодекс, клятву, гимн, ритуалы, традиции, символику коллектива, принуждение, подражание образцу, участие в совместной работе, условия коллегиальной зависимости).

Средства воспитания - это совокупность приемов воспитания; как правило, это предметы материальной и духовной культуры, которые используются в воспитательном процессе для решения конкретных воспитательных задач.

Средствами воспитания является художественная литература и другие книги, газеты, журналы, радио, телевидение, кино, театр, выставки, музеи, игры, спорт, художественная самодеятельность, интересный собеседник, разнообразные предметы.

Любой объект материальной или духовной культуры выполняет функцию средства воспитания при следующих условиях:

1) с ним связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника;

2) он выделен как предмет усвоения в образной, наглядно-действенной или знаково-сигнальной (устной или письменной) форме;

3) объект вместе со своей информацией привлечен к общению и совместной деятельности воспитателя и воспитанников.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.