Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогика как наука, искусство и учебная дисциплина.






Современный термин «педагогика» употребляется в нескольких значениях. Выделяют (по Н В. Бордовской):

«Бытовое» значение педагогики: каждый человек на протяжении жизни обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, сотрудников по работе, то есть выступает в роли «педагога».

Педагогику как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Это педагогическая деятельность, высшее проявление которой называют искусством.

Педагогику как науку и отрасль человековедения. Педагогика изучает и совершенствует способы управления развитием человека в единстве природного, индивидуального и общественного. Педагогика базируется на целостном и системном знании о развивающемся человеке, которое предоставляют ей философия, психология, социология и другие науки о человеке.

Педагогику как учебную дисциплину, которую изучают студенты, обучающиеся как по педагогическим, так и по непедагогическим специальностям. Включает теоретический и практический аспекты обучения и воспитания человека на различных возрастных этапах его развития. Основная цель этого учебного предмета - подготовка профессионального педагога, специалиста в области образования.

Педагогику как отрасль гуманитарного знания, имеющую общекультурное значение для развития общества и личности.

Для определения педагогики как науки необходимо осмыслить ее объект и предмет исследования. Объект науки - категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из объективного мира и выступающую в качестве области человеческой деятельности и познания. Предмет науки - наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые данной наукой.

Большинство современных ученых полагают, что объект педагогики - это сфера образования, то есть те явления действительности, которые обусловливают развитие, обучение и воспитание человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Образование изучают и другие науки (философия, социология, психология, экономика). Предмет педагогики - образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно реализуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных, культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика изучает сущность, закономерности, перспективы, тенденции развития педагогического процесса (образования), являющегося фактором и cрeдcтвoм развития человека на протяжении всей его жизни. Иначе говоря, педагогика изучает процесс развития и формирования личности в условиях воспитания и обучения.

Педагогика одновременно является и теоретической, и прикладной наукой. Будучи теоретической наукой, она осуществляет теоретический анализ практики образования, устанавливает функционирующие в ней закономерности педагогического процесса, тенденции и перспективы его развития. Как прикладная наука педагогика использует теоретические знания в повседневной педагогической практике, разрабатывая на их основе практические рекомендации. С этим двойственным характером педагогики связаны ее основные функции и соответствующие группы задач

Педагогика как искусство педагогической практики представлена своеобразием профессионального опыта учителей или воспитателей. Педагогическое искусство - практическая реализация педагогической теории на высоком уровне педагогического мастерства. Важной составной частью педагогического искусства (мастерства) являются освоенные педагогом педагогические технологии. Педагогическая технология - это совокупность научно обоснованных последовательных операций и действий педагога, приводящих к наиболее эффективному, заранее запланированному результату.

Часто выбор тех или иных методик воспитания и образования в ВУЗе зависит не столько от законов педагогики, сколько от таланта самого педагога - преподавателя, от его индивидуальных способностей и особенностей воспитанников. Это в большой степени роднит педагогику не только с наукой, но и с искусством - через творческое переосмысление педагогической деятельности.

 

Сегодняпедагогика как учебная дисциплина изучает:

учебное заведение, в том числе высшее, как педагогическую систему;

функционирование и эффективность педагогического процесса в любом учебном заведении;

педагогическую деятельность научно-педагогических работников, их профессионально-педагогическую подготовку;

педагогические закономерности формирования и развития личности учащегося, студента;

процесс среднего, высшего образования и самообразования;

непосредственно процесс обучения в учебном заведении во всех его аспектах;

воспитание и самовоспитание учащихся, студентов;

моральную и психологическую подготовку учащихся и научно-педагогических работников;

формы, методы и педагогические технологии, процесс коммуникации воспитателей и воспитанников;

педагогические аспекты непрерывной самостоятельной работы студентов во время обучения в ВУЗе и после его окончания;

личность научно-педагогического работника;

педагогические особенности взаимодействия студентов и научно-педагогических работников в педагогическом процессе ВУЗа в ходе реализации задач Болонской конвенции;

коллектив (социальную группу) научно-педагогических работников кафедр, факультетов, ВУЗов;

студенческие коллективы (социальные группы).

То есть, как творческая сложная учебная дисциплина педагогика должна обеспечивать следующие функции:

образовательную;

научно-познавательную;

мотивационную;

преобразовательную;

прогнозирующую;

проективную;

культурологическую;

адаптивную;

формирующе-воспитательную и формующе-профессиональную.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.