Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каргопольская глиняная игрушка






Каргополь — древний город в Архангельской области. Рань­ше это был широко известный большой торговый и культур­ный центр Русского Севера. От тех времен остались величест­венные храмы и соборы. Сейчас это заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусство и ремесла. И окрестных деревнях издревле изготавливали гли­няные игрушки, которые в далеком прошлом имели какое-то отношение к первобытным обычаям, связанным с культом пло­дородия. Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своем - одиночные фигурки, иногда два-три персонажа, связан­ных единым сюжетом и каким-то несложным действием.

Самыми распространенными и любимыми детворой на Кар­гополе были свистульки-утушки. Лепили их к шумным яр­маркам. Звонкоголосые утушки зазывали покупателей на Со­борную площадь к колокольне, где обычно раскладывали свой незатейливый товар каргопольские гончары. Как и все северные крестьяне, они растили хлеб, держали скот. В свободное же от сельскохозяйственных работ время садились за гончар­ный крут. Изготовление гончарных изделий давало дополни­тельные средства к жизни, и лишь попутно они лепили ма­ленькие забавные фигурки. Судить об этих игрушках практически невозможно, так как век их был недолог.

В XX веке промысел почти угас Так бы мы ничего о нем не узнали, если бы не жил в деревне Гринево Иван Василь­евич Дружинин (1887-1949). Во многом благодаря усилиям этого потомственною гончара в 30-е годы прошлого столе­тия промысел возродился Игрушки попали в различные му­зеи и до сих пор известны как «классические» каргопольские игрушки. Еще один яркий народный мастер, имя которого нельзя обойти при рассказе о возрождении промысла, — это Ульяна Ивановна Бабкина (1889-1977). Бабушка Ульяна тоже переняла ремесло от родителей, получив в наследство чуткое ощущение пластики малых форм. Сохранив до старости дет­ское восприятие, она, как ребенок, радовалась своим игруш­кам. В ее руках рождались из глины почти живые существа, с которыми старушка в работе разговаривала, пересмеивалась, шутила. Так же дети, создавая глиняную игрушку, одушевля­ют ее. Изделия бабушки Ульяны еще больше подогрели» ин­терес к каргопольскому промыслу, и было принято решение об организации гончарной мастерской в самом городе. Пер­вым руководителем этой творческой мастерской стал Алек­сандр Петрович Шевелев (1910-1980). Сохранив традицион­ные каргопольские сюжеты, мастер начал разрабатывать но­вые. Появились многофигурные композиции.

Все хранящиеся в музейных собраниях и созданные уже в наши дни глиняные фигурки можно условно разделить на две группы: произведения архаические (символические) и сюжет­ные игрушки нового времени, все больше тяготеющие к повто­рению натуры. Лучшие современные мастера стараются сохра­нять и развивать древние Традиции. Однако сейчас промысел переживает далеко не лучшие свои дни, ведь простота произ­ведений народных мастеров — только кажущаяся на первый взгляд Ее нельзя придумать. Не каждому и не сразу открыва­ется во всей полноте сказочный мир народной игрушки. За этой простотой — опыт многих поколении художников, их чуткость к материалу, форме, цвету. Постараемся и мы ощутить красоту народного искусства» почувствовать его силу и глубину.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.