Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос № 36






Производство — процесс создания разных видов экономического продукта, характеризует процесс активного преобразования людьми природных ресурсов с целью создания необходимых материальных условий для своего существования и развития.

Технология — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства; комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

Производственная функция - показывает максимально возможный объем продукции, который может быть получен при определенных ресурсах.

Производственная функция обладает следующими свойствами:

1. Существует предел увеличения производства, который может быть достигнут при увеличении одного ресурса и постоянстве прочих ресурсов. Если, например, в сельском хозяйстве увеличивать количество труда при постоянных количествах капитала и земли, то рано или поздно наступает момент, когда выпуск перестает расти.

2. Ресурсы дополняют друг друга, но в определенных пределах возможна и их взаимозаменяемость без сокращения выпуска. Ручной труд, например, может заменяться использованием большего количества машин, и наоборот.

3. Чем длиннее временной период, тем большее количество ресурсов может быть пересмотрено. В этой связи различают мгновенный, короткий и длительный периоды. Мгновенный период — период, когда все ресурсы являются фиксированными. Короткий период — период, когда, по крайней мере, один ресурс является фиксированным. Длительный период - период, когда все ресурсы являются переменными.

37. Совокупный продукт (Q) – это количество экономического блага, произведенное с использованием некоторого количества переменного фактора. Разделив совокупный продукт на израсходованное количество переменного фактора, получим средний продукт (АР).

Предельный продукт (MP) определяется как прирост совокупного продукта, полученный в результате бесконечно малых приращений количества использованного переменного фактора:

Правило замещения факторов производства: отношение приростов двух факторов находится в обратной зависимости от величины их предельных продуктов.

Закон убывающей предельной производительности утверждает, что с ростом использования какого-либо производственного фактора (при неизменности остальных) рано или поздно достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению относительного и далее абсолютного объемов выпуска продукции.

Закон убывающей производительности никогда не был доказан строго теоретически, он выведен экспериментальным путем.

Факторы производства используются в производстве только тогда, когда их производительность представляет собой положительную величину. Если обозначить предельный продукт в денежном выражении через MRP, а предельные издержки - через MRC, то правило использования ресурсов может быть выражено равенством:

MRP = MRC.

Производственная функция. Общий, предельный и средний продукт переменного фактора. Закон убывающей предельной полезности факторов.

Используемые в производстве ресурсы принято называть факторами производства, главными из которых являются труд, капитал, земля и предпринимательство.

Зависимость между количеством используемых ресурсов и объемами выпускаемой продукции изучает теория производства; в ее основе лежит концепция производственной функции.

Производственная функция определяет максимальный объем выпуска продукции при каждом заданном количестве ресурсов; описывает зависимость между затратами ресурсов и выпуском продукции.

Для того, чтобы быть конкурентоспособной, фирма должна стремиться минимизировать затрату ресурсов; производственные методы, использующие слишком большое количество ресурсов, считаются технологически неэффектными.

Производственная функция определяется формулой:, где Q – количество продукции, L – количество труда, K – количество капитала.

Производственная функция показывает максимальное количество товара, которое можно произвести при различных сочетаниях факторов L и K, а также показывает альтернативные возможности, при которых различные комбинации факторов обеспечивают один и тот же объем продукции.

 

38. Производственный выбор в долгосрочном периоде.

Сохранение неизменности соотношения факторов производства для любого уровня выпуска позволяет проследить проявление эф­фекта масштаба, анализируя карту изоквант. Если при одной и той же пропорции увеличения объема выпуска изокванты сближаются, это свидетельствует о положительном эффекте масштаба; если они расходятся, то имеет место отрицательный эффект масштаба, если сохраняют шаг – постоянный.

Действие эффекта масштаба связано исключительно с долгосроч­ным периодом, так как предполагает изменение всех факторов про­изводства. Поэтому его характер не обусловлен: а) действием закона убывающей отдачи (все ресурсные факторы являются переменны­ми) и б) интенсивностью использования какого-то отдельного фак­тора (предполагает неизменность соотношения факторов). Причи­ной, обусловливающей тот или иной характер эффекта масштаба, яв­ляется воздействие организационного фактора, который не затраги­вается при изменении ресурсных факторов, но может оказывать раз­личное влияние на результаты производства при разных масштабах производства.

Изокванта не только показывает, что факторы производства взаимозаменяемые, но и дает возможность определить пропорции (количественное соотношение) их замены. Для этого используется показатель предельной нормы технологического замещения производственных факторов С помощью его можно определить, каким количеством одного фактора может быть заменена одна единица другого фактора при условии, что объем производства остается без изменений.

Можно рассчитать предельную норму технологического замещения в каждой точке изокванты. При движении по изокванте сверху вниз происходит уменьшение потребления капитала и увеличение затрат труда

Если обозначить через Δ К сокращение затрат капитала, а через Δ L - прирост затрат труда, то предельная норма технологического замещения капитала трудом может быть выражена формулой

MRTSkl = Δ K/Δ L,

где MRTSkl - предельная норма технологического замещения капитала трудом.

Это отношение отрицательно, так как изокванта - вогнутая кривая. Для измерения степени замещаемости одного ресурса другим используется положительное значение MRTS.

По данной изокванте можно определить и предельную норму технологического замещения труда капиталом:

MRTSlk = Δ L/Δ K,

где MRTSlk - предельная норма технологического замещения труда капиталом.

 

Вопрос 40. Виды издержек производства: постоянные, переменные и общие, средние и предельные издержки.

Каждая фирма в определении своей стратегии ориентируется на получение максимальной прибыли. В то же время любое производство товаров или услуг немыслимо без затрат. На приобретение факторов производства фирма осуществляет конкретные затраты. При этом она будет стремиться использовать такой производственный процесс, при котором заданный объём производства будет обеспечиваться с наименьшими затратами на применяемые факторы производства.

Постоянные издержки TFC - это такие издержки, величина которых не изменяется в зависимости от изменения объёма производства. Наличие таких издержек объясняется самим существованием некоторых производственных факторов, поэтому они имеют место даже тогда, когда фирма ничего не производит. На графике постоянные издержки изображаются горизонтальной линией, расположенной параллельно оси абсцисс. К постоянным издержкам относят затраты на оплату труда управленческого персонала, рентные платежи, страховые взносы, отчисления на амортизацию зданий и оборудования.

Переменные издержки TVC - это издержки, величина которых изменяется в зависимости от изменения объёма производства. К ним относят затраты на оплату труда, приобретение сырья, топлива, вспомогательных материалов, оплата транспортных услуг, соответствующие социальные отчисления и т.п. Из рис.1 видно, что переменные издержки увеличиваются по мере роста выпуска продукции. Однако здесь прослеживается одна закономерность: вначале рост переменных издержек в расчёте на единицу прироста продукции идёт замедленными темпами (до четвёртой единицы продукции по графику рис.1), затем они растут всё возрастающими темпами. Здесь начинает сказываться закон убывающей отдачи.

Для предпринимателя представляет интерес не только общая сумма издержек производимых им товаров или услуг, но и средние издержки, т.е. издержки фирмы на единицу производимой продукции. При определении прибыльности или убыточности производства средние издержки сравниваются с ценой.

Средние издержки подразделяются на средние постоянные, средние переменные и средние общие.

Средние постоянные издержки AFC - рассчитываются путём деления общих постоянных издержек на количество произведенной продукции, т.е. AFC = TFC/Q. Так как величина постоянных издержек не зависит от объёма производства, то конфигурация кривой AFC имеет плавный нисходящий характер и свидетельствует о том, что с ростом объёма производства сумма постоянных издержек приходится на всё возрастающее количество единиц производимой продукции.

Средние переменные издержки AVC - рассчитываются путём деления суммарных переменных издержек на соответствующее количество произведенной продукции, т.е. AVC = TVC/Q. Из рис.2 видно, что средние переменные издержки сначала снижаются, а затем растут. Здесь также сказывается действие закона убывающей отдачи.

Средние общие издержки ATC - рассчитываются по формуле ATC = TC/Q. На рис.2 кривая средних общих издержек получена путём сложения по вертикали величин средних постоянных AFC и средних переменных издержек AVC. Кривые ATC и AVC имеют U-образную конфигурацию. Обе кривые в силу закона убывающей отдачи загибаются вверх при достаточно высоких объёмах производства. При увеличении числа занятых работников, когда постоянные факторы неизменны, производительность труда начинает падать, вызывая соответственно рост средних издержек.

Предельные издержки показывают изменения в издержках, связанные с уменьшением или увеличением объёма производства Q. Поэтому сравнение MC с предельной выручкой (выручкой от реализации дополнительно произведённой единицы продукции) имеет весьма важное значение для определения поведения фирмы в рыночных условиях.

 

41.Доход – есть денежная оценка результатов деятельности фирмы в форме денежной суммы, поступающей в ее непосредственное распоряжение. Она отражает экономическую результативность хозяйственной деятельности фирмы. Это значит, что условием получения денежного дохода является эффективное участие в экономической жизни общества. Сам факт его получения есть объективное свидетельство такого участия, а его размер есть показатель масштаба этого участия.

Общий (валовой) доход – это совокупная денежная сумма, полученная от продажи определенного количества товара. Он определяется умножением цены товара на его количество:

TR = P ⋅ Q, где TR – total revenue (рэвенью) –

Средний доход(AR)- это выручка от реализации единицы продукции, т. е. валовой доход,

приходящийся на единицу проданной продукции. Он выступает как цена за единицу продукции

для покупателя и как доход от единицы продукции для продавца.

Средний доход равен частному от деления общего дохода на количество реализованной

продукции и исчисляется по формуле:

AR= TR: Q

Предельный (дополнительный) доход(MR) – это добавочный доход к валовому доходу

фирмы, полученный от производства и продажи одной дополнительной единицы товара. Он

дает возможность судить об эффективности производства, т.к. показывает изменение дохода в

результате увеличения выпуска и реализации продукции на дополнительную единицу.

Предельный доход (MR) позволяет оценить возможность окупаемости каждой

дополнительной единицы выпускаемой продукции. В сочетании с показателем предельных

издержек он служит стоимостным ориентиром возможности и целесообразности расширения

объема производства данной фирмы.

НОРМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ — 1) прибыль на вложенный капитал, которая могла бы быть получена, если бы капитал был использован простейшим, обычным способом, то есть предоставлен в виде ссуды, аренды; 2) издержки предпринимателя, не включенные в затраты, не отраженные в предпринимательских издержках согласно бухгалтерской документации, условно включенные в бухгалтерскую прибыль.

Прибыль(p) – это разница между валовым доходом (ТR) и совокупными издержками (ТС) за один период продаж:

p= ТR–ТС.

42. Государство как экономический субъект и его экономические функции. Формы и методы государственного регулирования экономики. Экономическая политика государства, ее принципы, цели и инструменты.

Государство — это не только важнейший компонент политической системы общества, но и необходимый субъект его экономической жизнедеятельности, регулятор общественного производства.

В рыночной экономике основными функциями государства являются:

-Правовая

-Протекционнистская (защитная)

-Стабилизационная

-Хозяйственная

-Перераспределительная

-Социальная

Государственное регулирование экономики - это совокупность форм, методов и инструментов, посредством которых государство и созданные при его участии органы осуществляют управленческое воздействие на экономическую жизнь общества.

В качестве субъектов государственного регулирования выступают органы трех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк.

Названные участники выступают в двух формах:

персонифицированной (решения принимаются конкретными должностными лицами)

ассоциированной - представленной коллективными органами.

Экономическая политика государства - это совокупность научных положений, целей, задач, средств и практических мер, с помощью которых правительство воздействует на экономическую жизнь общества.

Принципы экономической политики:

- научность

- реалистичность

- сценарный подход

- увязка текущих, среднесрочных и долговременных целей

- системность преобразований

Инструменты экономической политики:

Налогообложение

Денежно-кредитная политика

Прочие законодательные механизмы

Цели:

Стабилизация и развитие экономики

Избежание кризисов

Улучшение благосостояния граждан и т.д.

42. Государство как экономический субъект и его экономические функции. Формы и методы государственного регулирования экономики. Экономическая политика государства, ее принципы, цели и инструменты.

Государство — это не только важнейший компонент политической системы общества, но и необходимый субъект его экономической жизнедеятельности, регулятор общественного производства.

В рыночной экономике основными функциями государства являются:

-Правовая

-Протекционнистская (защитная)

-Стабилизационная

-Хозяйственная

-Перераспределительная

-Социальная

Государственное регулирование экономики - это совокупность форм, методов и инструментов, посредством которых государство и созданные при его участии органы осуществляют управленческое воздействие на экономическую жизнь общества.

В качестве субъектов государственного регулирования выступают органы трех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк.

Названные участники выступают в двух формах:

персонифицированной (решения принимаются конкретными должностными лицами)

ассоциированной - представленной коллективными органами.

Экономическая политика государства - это совокупность научных положений, целей, задач, средств и практических мер, с помощью которых правительство воздействует на экономическую жизнь общества.

Принципы экономической политики:

- научность

- реалистичность

- сценарный подход

- увязка текущих, среднесрочных и долговременных целей

- системность преобразований

Инструменты экономической политики:

Налогообложение

Денежно-кредитная политика

Прочие законодательные механизмы

Цели:

Стабилизация и развитие экономики

Избежание кризисов

Улучшение благосостояния граждан и т.д.

43. В наиболее общем виде определение национальной экономики дал лауреат Нобелевской премии В.Леонтьев, американский экономист русского происхождения. Он считал, что национальная экономика (НЭ) – это саморегулирующаяся система, состоящая из большого числа различных взаимосвязанных видов деятельности. Некоторые современные экономисты рассматривают НЭ как пространственно определенную, национально специфическую организацию экономической жизни общества.

Н.Н. Базылев в учебном пособии «Макроэкономика», В.Н. Шимов в учебном пособии «Национальная экономика Беларуси и др.» рассматривают два подхода к определению макроэкономики:

1) технико-технологический, где основное внимание концентрируется на структуре и элементах хозяйства, т.е. НЭ рассматривается как совокупность отраслей, видов производств, их состояние, характеризуемое объемом произведенной продукции или выполнение услуг, их качеством, уровнем использования ресурсов, степенью выполнения договоров, т.е. НЭ рассматривается со стороны ПС обществ, технологического прогресса, как единый производственно-технологический комплекс.

2) социально-экономический подход основан на понятии общественного производства, где есть место и ПС и экономическим отношениям, основу которых составляет собственность на средства производства. Общественное воспроизводство рассматривается как исторически сложившееся в определенных территориальных границах.

Следовательно, НЭ – это исторически сложившаяся система общественного воспроизводство в определенных территориальных границах, включающая все отрасли, виды деятельности, территориальные комплексы, объединенные системой общественного разделения и кооперации труда (общественным трудом).

НЭ не следует отождествлять с понятием экономическая система. Это более узкое понятие, характеризующее специфические особенности общественного воспроизводства того или иного национального государства. Здесь учитываются исторические условия формирования НЭ, особенности природно-климатических условий, географическое положение, менталитет народа и др.

Каждая НЭ, как развивающаяся система имеет свои цели.

Цели национальной экономики:

1) обеспечить устойчивые высокие темпы роста объема производства товаров и услуг без резких изменений, спадов и кризисов;

2) обеспечить экономическую и социальную эффективность производства в условиях ограниченности ресурсов;

3) обеспечить стабильность цен в рыночной экономике, не «замораживая» их на длительный период, а планово регулируя;

4) создать высокий уровень занятости – достигается в том случае, когда каждый желающий получить работу имеет ее;

5) справедливое распределение доходов;

6) защита окружающей среды;

7) поддержание активного внешнеторгового баланса – достижение относительного равновесия между экспортом и импортом страны, а также достижение стабильности обменного курса национальной валюты других стран.

Структура НЭ – количественное соотношение между элементами национальной экономики. В зависимости от критерия классификации можно выделить следующие структуры национальной экономики:

воспроизводственную – деление на сферы хозяйства (группы однородных отраслей). Выделяются 3 крупные взаимосвязанные сферы: материальное производство (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, частично услуги), нематериальное производство (наука, искусство, образование и др.), непроизводственная сфера (оборона, религия, общественные организации).

44. Система национальных счетов (СНС) – это согласованный на международном уровне стандартный набор рекомендаций по исчислению показателей экономической деятельности в соответствии с четкими правилами ведения счетов и учета на макроуровне, основанными на принципах экономической теории.

Система национальных счетов — это система взаимосвязанных показателей и классификаций (например, в виде таблиц), применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов страны в условиях рыночной экономики. СНС связывает важнейшие макроэкономические показатели: объемы выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы. Также она позволяет представить ВВП (ВНП) на всех основных стадиях: производство, распределение, перераспределение, пользование. Счета СНС представляют собой больше, чем моментальный снимок состояния экономики на некоторый момент времени, поскольку на практике счета составляются для последовательно сменяющих друг друга периодов времени, обеспечивая таким образом непрерывный поток информации, который незаменим для мониторинга, анализа и оценки экономических результатов во времени. СНС предоставляет информацию не только об экономической деятельности за тот или иной период времени, но также об уровнях активов и обязательств экономики на некоторые моменты времени и, таким образом, о богатстве жителей страны. Кроме того, СНС включает счет внешних операций, отражающий связи между национальной экономикой данной страны и остальным миром.

СНС выполняет несколько важных функций, среди которых:

измерение объемов производства за определенный промежуток времени

выявление существующих тенденций в экономике

организация экономической политики государства.

К показателям, связанным с СНС, относят: Валовой внутренний продукт (ВВП), Валовой национальный продукт(ВНП), валовой национальный располагаемый доход, конечное потребление, валовое накопление, национальное сбережение; чистое кредитование и чистое заимствование (см. Счет финансовых операций), Национальное богатство, Сальдо внешней торговли.

История СНС[Впервые оценка Налоговой системы была осуществлена английским экономистом Уильямом Петти, а первая макроэкономическая модель была создана французом Франсуа Кене. По мере того, как росла потребность в адекватной системе оценки экономики, на Западе в 1930-х годах были предприняты попытки создания счетов, связывающих все показатели хозяйственной деятельности. Среди теоретиков новой системы были: А. Маршалл, Дж. М. Кейнс, К. Кларк, Р. Стоун и другие.

Впервые, в 1945 году принципы СНС были приведены в операционный вид и опубликованы в «Белой книге». Возникшие проблемы сопоставления на практике макроэкономических показателей экономики различных стран предопределило необходимость стандартизации и унификации национальных счетов.

Создаётся исследовательский центр под руководством Р. Стоуна, в результате чего, в 1953 году создаётся первый стандарт СНС. Первый всеохватывающий набор стандартов по национальным счетам был опубликован в 1953 году, после чего последовали существенные обновления в 1968, 1993 и теперь в 2008 году. Ясно, что, хотя развитие национальных счетов не происходит каждые 15-20 лет, идентификация обновлений, необходимых для СНС, представляет собой непрерывный процесс, даже если издание полного документа происходит нерегулярно. Развитие и совершенствование зависят от комбинации факторов: эволюции экономических процессов (например, появления новых финансовых инструментов), прогресса в статистических оценках и методах измерения, улучшения в сборе данных. В ООН стандарт был принят под названием «Система национальных счетов и вспомогательных таблиц». В 1968 году была принята новая версия международного стандарта СНС («Синяя книга»), просуществовавшая до 1993 года. Она включала: свободные счета; производство, потребление, использование капитала; счета доходов и расходов и счета финансирования капитальных затрат. Во втором стандарте СНС была важная особенность — разделение по секторам. В 1993 году была выработана третья версия международной СНС. Ныне действующая система появилась в 2008 году. Она включает все сферы производства за исключением разве что некоторых бытовых услуг, учитывать которые практически невозможно.

Что касается России, то она перешла к СНС в 1991 году и стала использовать второй стандарт (1968 года). Система национальных счетов 2008 года (СНС 2008) представляет собой адаптированную версию Системы национальных счетов 1993 года (СНС 1993). Это пятая версия СНС, первая из которых была опубликована более пятидесяти лет тому назад. На своей тридцать третьей сессии в 2003 году Статистическая комиссия ООН приняла решение о том, что СНС 1993 должна быть обновлена с целью приведения концептуальной основы СНС в соответствие с потребностями потребителей данных. Это решение связано с тем, что экономика во многих странах претерпела существенные изменения по сравнению с началом 1990-х годов, когда была разработана СНС 1993, а кроме того, результаты исследований в области методологии в течение прошлого десятилетия позволили улучшить методы измерения некоторых наиболее сложных компонентов счетов. В соответствии с мандатом, данным Комиссией, СНС 2008 не содержит рекомендаций о внесении фундаментальных и всеохватывающих изменений, которые затруднили бы плавный переход от более ранних версий СНС, включая СНС 1968, которая все еще используется в ряде стран в качестве концептуальной основы. Кроме того, важным фактором в принятии решения об обновлении СНС было понимание необходимости обеспечения согласованности с соответствующими руководствами по статистике, такими как руководства по платежному балансу, статистике государственных финансов, денежно-кредитной и финансовой статистике.

21 августа 2013 г. глава Федеральной службы государственной статистики (Росстат) Александр Суринов анонсировал внедрение СНС 2008 г. в России.

В настоящее время в биржевой торговле используется ряд СНС как индексы деловой активности.

Валовой внутренний продукт ВВП — это основной показатель, характеризующий объем производства. Он представляет собой конечную стоимость всех товаров и услуг, произведенных в стране в течение определенного промежутка времени (обычно — года).

ВВП может рассчитываться: производственным методом (сумма валовой добавленной стоимости), методом конечного использования (сумма компонентов конечного использования), распределительным методом (сумма первичных доходов).

45. Валовой внутренний продукт (англ. Gross Domestic Product), общепринятое сокращение — ВВП (англ. GDP) — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. Впервые это понятие было предложено в 1934 году Саймоном Кузнецом.

Выделяют номинальный и реальный ВВП (англ. nominal and real GDP). Номинальный (абсолютный) ВВП выражен в текущих ценах данного года. Реальный (с поправкой на инфляцию) — выражен в ценах предыдущего или любого другого базового года. В реальном ВВП учитывается, в какой степени рост ВВП определяется реальным ростом производства, а не ростом цен[1]. Отношение номинального ВВП к реальному называется дефлятором ВВП. Фактический ВВП — это ВВП при неполной занятости, который отражает реализованные возможности экономики. Потенциальный ВВП — это ВВП при полной занятости, он отражает потенциальные возможности экономики. Последние могут быть намного выше реальных. Разница между фактическим и потенциальным ВВП называется разрывом ВВП.

ВВП страны может быть выражен как в национальной валюте, и при необходимости справочно пересчитан по биржевому курсу в иностранную валюту, так и может быть представлен по паритету покупательной способности (ППС) (для более точных международных сравнений). Сегодня так называемая «рыночная стоимость» не может считаться определённой или стабильной величиной, следовательно ВВП и прочие подобные понятия и категории являются просто некой общепринятой абстракцией.

Методы расчёта

Существует 3 метода расчёта ВВП:

по доходам,

по расходам,

по добавленной стоимости.

ВВП по доходам

ВВП = Национальный доход + амортизация + косвенные налоги — субсидии — чистый факторный доход из-за границы (ЧДиФ) (или + чистый факторный доход иностранцев, работающих на территории данной страны (ЧДФ)), где:

Национальный доход = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + прибыль корпораций.

Данная формула характеризует ВВП по доходам в системе национальных счетов ООН (версия 2008 года). Операционная разница измеряет излишек или дефицит, полученный от производства до выплаты любых процентов, ренты или сходных платежей, выплачиваемых по финансовым или материальным непроизведённым активам, заимствованным или арендованным предприятием, а также до получения любых процентов или ренты, полученных по финансовым или материальным непроизведённым активам, принадлежащим предприятию (для некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, данный показатель называется «смешанным доходом»).

ВВП по расходам

ВВП = Конечное потребление + Валовое накопление капитала (инвестиции в фирму, то есть покупка станков, оборудования, запасов, места производства) + Государственные расходы + Чистый экспорт (экспорт — импорт; может быть как положительным, так и отрицательным).

Конечное потребление включает в себя расходы на удовлетворение конечных потребностей индивидов или общества, произведённые следующими институциональными секторами: сектор домашних хозяйств, сектор органов государственной власти (госсектор), сектор частных некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Валовое накопление капитала измеряется общей стоимостью валового накопления основного капитала, изменениями в запасах материальных оборотных средств и чистым приобретением ценностей единицей или сектором.

ВВП по добавленной стоимости (производственный метод)

ВВП = сумма добавленных стоимостей.

Добавленная стоимость фирмы = доход фирмы — промежуточная стоимость производства товара или услуги.

Общая добавленная стоимость = общий уровень выпуска — общая ценность промежуточной продукции[2].

Объём ВВП рассчитывается в настоящее время в соответствии с рекомендациями неоклассической теории — как сумма добавленной стоимости, созданной на территории страны при предположении, что она создаётся как в сфере производства, так и в сфере услуг. При этом добавленная стоимость оценивается как разность между доходом предприятия и материальными затратами и не включает косвенных налогов, уплачиваемых с продукции (услуг). В итоге, общий объём ВВП отличается от суммарной добавленной стоимости, зафиксированной в сферах производства и услуг, на величину чистых косвенных налогов (косвенных налогов за вычетом субсидий, предоставляемых государством бизнесу).

История происхождения

Работы по измерению объёма национального производства начались в 30-е годы XX века экономистом Саймоном Кузнецом в Департаменте Коммерции США. Первые оценки национального дохода сделаны Кузнецом в 1934 году. В этой работе впервые появились счета национального дохода и продукта. Кузнец пересчитал счета национального дохода США до 1869 года. Впервые доклад о национальном доходе и производстве за период 1929—1935 был представлен Конгрессу США в 1937 году. До этого никто не имел детальных представлений об экономической деятельности страны. Термин макроэкономика до 1939 года в печати не употреблялся. В 1971 году Саймон Кузнец получил Нобелевскую премию.

До 1991 года базовым показателем в макроэкономических исследованиях был валовой национальный продукт. ВВП стал основным индикатором для совместимости с системой национальных счетов Организации Объединённых Наций.

По мнению учёных-экономистов, ВВП, в том числе объём ВВП на душу населения, не является идеальным показателем развития экономики, поскольку данный индикатор учитывает только объём доходов и расходов на улучшение или стабилизацию качества жизни, экологической обстановки и количества ресурсов в экономике, однако распределение доходов или расходов на душу населения невозможно узнать с помощью данного параметра[3]. Отсюда возникает проблема создания таких макроэкономических показателей, которые бы смогли детально показать, как распределяются экономические блага и денежные средства среди населения. Во Франции в 2008 году для выработки подобных критериев была создана международная Комиссия по основным показателям экономической деятельности и социального прогресса.

ВВП (по ППС) лидеров мировой экономики

 

46. Национальное богатство – совокупность материальных благ, которыми располагает общество на данный момент.

Отдельные блага существуют лишь мгновенно (услуги, энергия) и поэтому учесть их в национальном богатстве невозможно. Для подсчета национального богатства используются понятия «активы» и «пассивы».

Активы – собственность субъектов в различной форме (деньги, товарные запасы, земля, здания, оборудование и т.д.).

Пассивы – часть бухгалтерского баланса, отражающая превышение расходов над доходами (задолженность).

Совокупная величина активов за вычетом пассивов образует собственный капитал субъекта. На уровне национальной экономики понятию «собственный капитал» соответствует понятие «чистые активы». Чистые активы экономики характеризуют величину национального богатства страны.

Чистые активы формируются из материальных и финансовых активов. Материальные активы включают в себя воспроизводимые и невоспроизводимые активы. К первым относят основные фонды, материальные оборотные средства и запасы товарно-материальных ценностей. Производимые активы формируются в результате производственной деятельности субъектов. Невоспроизводимые активы включают в себя источники, не связанные с процессом производства.

Состав национального богатства

1) материальные активы – основные производственные фонды: производственные здания, оборудование, природные ресурсы, включенные в производственную деятельность; оборотные средства; культивируемые активы – деревья, рабочий скот, используемые в сельскохозяйственной деятельности; невоспроизводственные фонды длительно используемое имущество потребительского назначения; художественная деятельность (украшения, поделки);

2) нематериальные активы – исследования и разработки, программное обеспечение ЭВМ, литературные и другие произведения нематериальной сферы;

финансовые активы по видам – золото, специальные права заимствования, наличные деньги, депозиты, ценные бумаги, займы, акции и другой акционерный капитал, страховые технические резервы, счета к получению или к оплате.

3) невоспроизводимые активы: земля, подземные богатства, исторические памятники, предметы искусства.

Величина национального богатства рассчитывается как суммарная разница между активами и пассивами по всем секторам экономики (чистые активы) на конец определенного времени.

Источники роста:

– развитие и увеличение объемов национального производства;

– все более широкое и разностороннее вовлечение природных ресурсов в хозяйственном использовании;

– внедрение достижений научно-технического прогресса и производственного опыта;

– повышение образовательного и квалификационного уровня работников;

– инновационная и инвестиционная деятельность субъектов хозяйствования.

47. 1. Эволюция денег и первый этап – простая модель стоимости

При простой форме существует два противоположных угла выражения ценности товара. На одной стороне находится товар, который исчисляет свою стоимость (он считается относительным и играет активную роль). На другой стороне фигурирует товар, который выступает средством для отображения стоимости первого товара (он пассивен и находится в форме эквивалента).

2. Эволюция денег и второй этап – развернутая форма стоимости

В результате второго значительного разделения труда, когда помимо скотоводства и земледелия появляется ремесло, начинает формироваться товарное производство, и вместе с тем, на регулярной основе осуществляется товарообмен. При развернутой форме каждому товару, который принимает относительную форму, равносильно несколько товаров-эквивалентов.

Однако в связи с наличием множества эквивалентных товаров стоимость конкретного товара (т.е. находящегося в относительной форме) не может выражаться равноценно и однозначно на разных рынках.

3. Эволюция денег и третий этап – всеобщий стоимостной эквивалент

С ростом товарного производства появляется все большее количество товаров, выражение стоимости которых значительно отличались на разных экономических участках. В результате этого возникающие дисбалансы значительно усложняли товарообмен в целом. Со временем в качестве эквивалентного товара люди стали использовать тот товар, который обменивался наиболее часто. Именно он становится инструментом обоюдного обмена всех остальных товаров друг на друга.

При всеобщей форме стоимости, в отличие от предыдущих, процесс обмена опосредуется всеобщим стоимостным эквивалентом, роль которого пока не укрепляется за одним товаром (в неодинаковое время и на разных местных рынках эту роль выполняют такие товары как соль, мех, металлы). В дальнейшем постепенно статус «всеобщий эквивалент» фиксируется за одним товаром, а с развитием обмена и формированием мирового рынка эта роль закрепляется за драгметаллами (золото и серебро) в силу их естественных свойств.

4. Эволюция денег и четвертый этап – появление современных денег

Таким образом, всеобщая оценка стоимости трансформируется в денежную форму.

48. Денежный рынок (англ. Money market) — система экономических отношений по поводу предоставления денежных средств на срок до одного года. Система экономических отношений по поводу предоставления денежных средств на срок, превышающий один год получила название рынок капитала (англ. Capital market). Денежный рынок, наряду с рынком капитала представляет собой часть более общей финансовой категории — финансовый рынок..

Денежный рынок может быть подразделён на:

Рынок краткосрочных ценных бумаг

Рынок межбанковских кредитов

Рынок евровалют

Участниками денежного рынка являются с одной стороны лица, предоставляющие деньги (кредиторы), а с другой стороны — лица заимствующие деньги на определённых условиях (заёмщики). Одной из категорий участников рынка являются финансовые посредники. Предоставление денежных средств возможно и без финансовых посредников.

В качестве кредиторов и заёмщиков на денежном рынке выступают:

Банки

Небанковские кредитные организации

Предприятия и организации различного типа — юридические лица

Физические лица

Государство в лице определённых органов и организаций

Международные финансовые организации

Другие финансово-кредитные учреждения

В качестве финансовых посредников на денежном рынке выступают:

Банки

Профессиональные участники фондового рынка

Брокеры

Дилеры

Управляющие компании

Другие финансово-кредитные учреждения

Интересы участников денежного рынка состоят в получении дохода от операций с различными финансовыми инструментами денежного рынка. Кредиторы получают доход в виде процента на переданную сумму. Заёмщики получают доход в виде дополнительной прибыли, полученной от использования заимствованных денежных средств. Финансовые посредники получают доход в виде комиссионного вознаграждения или разницы между процентными ставками привлечения и размещения средств.

Инструменты денежного рынка

Основная статья: Инструменты денежного рынка

Инструментами денежного рынка являются:

Различные краткосрочные ценные бумаги:

Облигации

Казначейские (правительственные) векселя (англ. Treasury bills)

Агентские векселя (Агентства, спонсируемые правительством такие как гос.ипотечное учреждение и т. п.) (англ. Agency bills)

Муниципальные векселя (Городские, сельские, поселковые) (англ. Municipal bills)

Коммерческие векселя (юридических лиц) (англ. Commercial bills)

Банковские векселя (англ. Bankers bills)

Акцептированный банковский чек (англ. Bankers' acceptance)

Коммерческие бумаги (ноты) (англ. Commercial paper (notes))

Депозитные сертификаты (юр.лиц) (англ. Certificate of deposit)

Сберегательные сертификаты (физ.лиц) (англ. Certificate of deposit)

Краткосрочные кредиты

Межбанковские кредиты

Коммерческие кредиты

Сделки РЕПО (англ. Repurchase agreements, REPO) — продажа ценных бумаг с условием обратного выкупа

Особенностью инструментов денежного рынка является низкий финансовый риск.

Цели и мотивы спроса на деньги стр.2

Непредвиденные потребности в денежных затратах предопределяются преимущественно чрезвычайными событиями - болезнь членов семьи, поломка автомобиля или других дорогостоящих предметов потребления (холодильники, компьютеры и т.п.), аварии на производстве, необходимость внедрения новейших узлов или деталей вместо устаревших т.д. Удовлетворение подобных потребностей экономических субъектов равноценно гарантии их безопасности, имеет чрезвычайно важное значение для их жизнедеятельности и объясняет их желание иметь в наличии определенный запас денег. Такой запас имеет преимущественно страховое назначения.

В деятельности экономических субъектов случаются также неожиданные события, которые не вызывают непредвиденных расходов, а наоборот, открывают возможность их сократить и получить

доход. Появляется неожиданная возможность улучшить свое финансовое положение. Для этого тоже нужно иметь определенный запас денег, например, чтобы немедленно купить нужный товар в случае внезапного снижения цен, или за низких рыночных цен приобрести ценные бумаги с намерением продать их, когда они подорожают, или осуществить вообще выгодную покупку впрок при благоприятной т.д. Во всех подобных случаях движущей силой накопления денег тоже есть мотив.

Сформированный за этим мотивом запас денег является запасом покупательной способности, и с этой точки зрения он подобен операционного запаса, т.е. имеет Трансформационное назначение - обеспечить непрерывную реализацию товаров и услуг. Поэтому его можно рассматривать как составную трансформационного запаса. Одновременно запас денег за мотивом более длительный, чем операционный запас, и поэтому может использоваться для получения дополнительного дохода путем размещения в долгосрочные депозиты, ценные бумаги и т.д.

51. Налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей.

Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Главные принципы налогообложения — равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а также равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, поэтому размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство также определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой-либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт, составляющих их юридическую характеристику.

Принципы налогообложения, сформулированные А. Смитом в форме четырех положений, с которыми, как правило, соглашались последующие ученые-экономисты:

Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Принципы А. Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали «аксиомами» налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени:

уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (т.е. чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм);

необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации;

обязательность уплаты налогов, налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа;

система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги;

налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям;

налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

Налоги бывают «прямыми» и «косвенными». Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Их объектом выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т. п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земли, дачи, дома, машины). Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги.

Византийская империя была весьма изобретательной по части прямых налогов. Их было около двадцати: поземельный налог, совмещенный с подушной податью, налог на рекрутов, на оружие для солдат и далее на взвешивание продуктов и контрольное измерение тканей. Во Флоренции XIV столетия, помимо такт прямых налогов, как дорожные, береговые сборы, складские и рыночные пошлины, существовал, например, такой экзотический налог, как «витринный», который уплачивали владельцы магазинов, мастерских. Поскольку летом было очень жарко, витрину затеняли занавеской. За это тоже надо было платить налог. Стремление у клониться от уплаты «витринного» налога привело к поискам выразительных архитектурных деталей, способных сообщить, какие товары и услуги можно получить в этом доме (ножницы и игла показывали, что здесь можно купить или заказать одежду, чаша со змеей — лекарства, башмак — обувь и т. п.). Россия была не менее изобретательной по части налогов. Введение налога на дым из трубы заставило топить избы «по-черному». Налог на бороду — тем больший, чем она длиннее, — введенный Петром I, призван был помочь боярам избавиться от бороды.

Способ взимания налога, срок и сумма платежа должны определяться государством таким образом, чтобы его удобно было платить, чтобы он был легок, а способ его начисления позволял каждому произвести расчеты самостоятельно, не прибегая к помощи тех, кто имеет специальное образование. Во всяком случае эти требования относятся к прямым налогам, связанным с размерами доходов плательщика.

В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны с размерами доходов или стоимостью имущества налогоплательщиков. Косвенные налоги выступают в трех видах: «акцизы», «фискальные», «монопольные налоги», «таможенные пошлины».

 

52. Государственный бюджет и его функции

Под бюджетом можно понимать денежную сумку государства и её содержимое.

Государственный бюджет можно рассматривать с двух позиций: как экономическую категорию и как финансовый план.

Как экономическая категория бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетных средств.

Как финансовый план государственный бюджет состоит из доходов и расходов. Являясь основным финансовым планом государства, он даёт органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает объёмы необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Государственный бюджет выполняет следующие функции: распределительную; стимулирующую; социальную; контрольную.

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных денежных средств по уровням государственной и территориальной власти. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей и регионов.

Регулируя финансово-экономические отношения, государство усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или ослабляет рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и потребления. В этом проявляется стимулирующая функция бюджета.

Социальная функция бюджета состоит в аккумуляции средств в бюджете и использовании их на осуществление социальных программ, направленных на развитие здравоохранения, культуры, образования, поддержку малоимущих.

Контрольная функция бюджета предполагает возможность и обязательность государственного контроля над поступлением и использованием бюджетных средств.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные и одновременно происходящие стадии:

1) образование доходов бюджета;

2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозвратном порядке в распоряжение органов государственной власти Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Доходы бюджета носят налоговый и неналоговый характер. Источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость, доходы, полученные в результате распределения (прибыль, заработная плата, ссудный процент, рента, дивиденды и т.д.), а также накопления.

Неналоговые доходы образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо путём перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы. Неналоговые доходы включают: доходы от продажи государственной и муниципальной собственности; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от реализации государственных запасов.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы государственного бюджета включают следующие основные группы: на национальную оборону, на развитие экономики, социально-культурные нужды, содержание государственного аппарата управления, на обслуживание государственного долга.

Государственный бюджет - это главное звено финансовой системы и один из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование. Он даёт политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, на ход общественного воспроизводства. Именно посредством бюджета государство стимулирует развитие приоритетных отраслей экономики, регулирует объём совокупного спроса и тем самым влияет на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры.

Бюджетный механизм служит важным инструментом долгосрочной структурной политики. Он используется для проведения крупных структурных сдвигов, более быстрого развития наукоёмких производств, осуществления перспективных научно-технических программ в национальном хозяйстве, подъёма отстающих в экономическом отношении регионов.

В современном мире бюджет превратился в мощный регулятор макроэкономики. Ныне в западных странах через бюджет перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВВП. Возросшая регулирующая роль бюджета даёт основание рассматривать его в качестве финансового плана, который служит средством экономической стабильности.

Бюджетный дефицит и государственный долг

Одним из острейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита и государственного долга. Дефицит бюджета и величина государственного долга - это термометры состояния здоровья экономики. Поэтому данной проблеме уделяется значительное внимание со стороны как государства, так и населения.

Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определённые изменения в процессе воспроизводства и фиксирует результат этих изменений. Источниками покрытия бюджетного дефицита являются государственные займы и эмиссия бумажных денег.

Государственный долг - это сумма накопленных в стране за определённое время бюджетных дефицитов за вычетом имеющихся за то же время положительных сальдо (профици- тов) бюджетов. Различают государственный долг внешний и внутренний.

Внешний государственный долг, т.е. долг иностранным государствам, организациям и лицам, ложится на страну наибольшим бременем, так как она вынуждена отдавать ценные товары, оказывать определённые услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Надо помнить и то, что кредитор обычно диктует те или иные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.

Внутренний долг государства вызывает, прежде всего, перераспределение доходов среди населения внутри страны. Выплаты государственного внутреннего долга приводят к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоёв переходят к более обеспеченным, так как обычно именно последние являются держателями государственных облигаций. Не менее опасно и другое последствие: подняв ставки налогов (как средство выплаты государственного долга), можно снизить интерес к вложению средств в новые рискованные предприятия, сферу НИОКР и т.д., а также усилить социальную напряжённость в обществе.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Во-первых, государственные займы - важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. Во-вторых, определить, насколько опасен дефицит бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга.

Следует отметить, что бездефицитность бюджета вовсе не отражает здоровье экономики. Надо чётко представлять, какие процессы протекают внутри воспроизводственного цикла.

Рост государственного долга влечёт за собой следующие последствия.

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно, кто владеет облигациями, станет ещё богаче.

Во-вторых, повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или его уменьшению может подорвать действие экономических стимулов.

В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного продукта за рубеж.

В-четвёртых, когда правительство берёт займ на рынке капиталов для погашения долга или уплаты процентов по государственному долгу, это приводит к увеличению ставки процента на капитал. Но рост процентной ставки обусловливает сокращение инвестиций.

Можно отметить ещё и чисто психологический аспект: с ростом государственного долга отмечается нарастание чувства неуверенности населения страны в завтрашнем дне.

53. Совокупный спрос…

Функцию совокупного спроса, обычно, представляют в виде суммы четырех основных источников спроса:

где

- потребление или потребительские расходы,

- инвестиции,

- государственные закупки,

- чистый экспорт.

Основные параметры

Потребительские расходы (обозн. С) —- расходы домохозяйств на товары и услуги. Потребительские расходы могут быть как автономными (то есть не зависящими от уровня дохода), так и, наоборот, зависящими от заработка и величины предельной нормы потребления (mpc) (насколько увеличиваются расходы при каждой дополнительной единице располагаемого дохода (Yd)).

Совокупный выпуск (обозн. Y) —- сумма всех статей расходов, которая определяет ВВП. формула совокупного выпуска для открытой экономики, определяющая функцию совокупного спроса, выглядит следующим

Если, согласно определению, субъекты рынка имеют намерения покупать-продавать, то почему не реализуют их, а если предположить, что намерения реализуются, то возникает справедливый вопрос Оккама: зачем изучать намерения, если налицо реальность? Ответ очевиден: если изучать реальность, тогда её можно было бы измерить, а значит, можно было бы проверить домыслы теоретиков метода «спроса-предложения»;

Понятия совокупных спроса-предложения нарочито размыты и, таким образом, не подпадают под модель «научной абстракции» — доведение представления о реальности до такого состояния (свободного от существенных особенностей), когда его можно легко формализовать, сделать однозначными и тем самым определить. Заметим, что на научной абстракции держится не только математика, но и теоретическая физика и вообще всё то, что называют наукой. Хотя модель «научной абстракции» заведомо отличается от реальности, но предполагает, что разработаны способы перехода от абстракции к реальности;

Размытости понятий, присущей неоклассической экономической школе, противостоит конкретность Марксова определения спроса-предложения. Однако это определение «пустое»: оно ничего не добавляет к пониманию экономических отношений;

Не заостряя внимания на базовых определениях, метод «совокупных спроса-предложения» используют для логического и механистического анализа динамики взаимодействия разных сторон национального хозяйства, выраженных в таких макроэкономических показателях как: реальный ВВП, уровень цен, денежная масса вне Центрального банка, процентная ставка по кредитам и депозитам, уровень безработицы, норма банковского резерва, уровень налогообложения.

Базируясь на неопределимых понятиях, этот метод даёт противоположные результаты в зависимости от названия экономической школы и теоретического направления;

В массовой экономической литературе (как описательной, так и исследовательской) каждый автор толкует эти понятия на свой лад, по большей части далёкий от базовой теории. Нередко под этими терминами понимают те или иные статистически определённые макропоказатели, предлагая, обычно в неявном виде, собственное видение экономических отношений.

55.Общее макроэкономическое равновесие

общее экономическое равновесие (ОЭР) - такое состояние национальной экономики, когда существует равновесие между ресурсами и их использованием; производством и потреблением; материальными и финансовыми потоками.

В общем виде экономическое равновесие - это соответствие между имеющимися ограниченными ресурсами (землей, трудом, капиталом, деньгами), с одной стороны, и возрастающими потребностями общества - с другой. Рост общественных потребностей, как правило, опережает увеличение экономических ресурсов. Поэтому обычно равновесие достигается либо посредством ограничения потребностей (платежеспособного спроса), либо расширением мощностей и оптимизацией использования ресурсов.

Различают частичное и общее равновесие.

Частичное равновесие -равновесие на отдельных рынках, входящих в систему национальной экономики. Это, например, равновесие производства и потребления, доходов и расходов бюджета, спроса и предложения и т.п.

Общее экономическое равновесие означает соответствие и согласованное развитие всех сфер экономической системы. Наиболее важные предпосылки ОЭР следующие:

соответствие общенациональных целей и имеющихся экономических возможностей;

использование всех экономических ресурсов - рабочей силы, денег, основных фондов, т.е. обеспечение нормального уровня безработицы и оптимальных резервов мощностей;

приведение структуры производства в соответствие со структурой потребления;

соответствие совокупного спроса и совокупного предложения на всех четырех типах рынков - товаров, труда, капитала и денег.

Модели ОЭР будут различаться для закрытой и открытой экономики, в последнем случае учитывая внешние по отношению к данной национальной экономике факторы - колебание валютных курсов, условия внешней торговли и т.п.

Общее экономическое равновесие является идеальной ситуацией для экономической системы, поскольку означает полное удовлетворение потребностей без излишне затраченных ресурсов и нереализованного продукта.

В действительности происходят постоянные отклонения от желаемого устойчивого равновесия под воздействием различных факторов - как объективного, так и субъективного характера. К их числу относятся инерционность экономических процессов (неспособность экономики мгновенно реагировать на изменение рыночных условий), влияние монополий и излишнее вмешательство государства, деятельность профсоюзов и др. Эти факторы препятствуют свободному перемещению ресурсов, осуществлению законов спроса и предложения и других неотъемлемых условий рынка.

Общество заинтересовано в том, чтобы отклонения от идеального равновесия экономических интересов были минимальными, поскольку слишком большие колебания могут привести к необратимым последствиям - к разрушению системы как таковой. Поэтому соблюдение условий макроэкономического равновесия является основой социально-экономической стабильности того или иного государства.

Вопрос 56: «Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления. Циклический характер экономического развития и его причины. Экономический цикл и его фазы»

Циклические колебания в экономике. Экономический цикл и его фазы

Цикличность — это движение от одного макроэкономического равновесия в масштабах, как минимум, национальной экономики к другому.

В рыночном хозяйстве цикличность проявляется, прежде всего, в форме экономических кризисов перепроизводства.

В разное время разные экономисты предлагали различные теории, объясняющие циклические колебания в экономике: политическими и случайными событиями, монетарными факторами и др. Несмотря на такую множественность точек зрения, большинство современных экономистов считают, что фактором, непосредственно определяющим уровни производства и занятости, является уровень общих, или совокупных, расходов.

Следующие один за другим подъемы и спады уровней экономической активности в течение нескольких лет называют ЭКОНОМИЧЕСКИМ ЦИКЛОМ. Схематично он представлен на рис






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.