Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статистика слуЖб






К сожалению, репрезентативной статистики о состоянии заводской соци­ологии и психологии в 60—80-е гг., впрочем как и в 90-е, не существовало. Возможно, сказалось общее положение в статистической науке, которая на всех этапах недопоставляла социологии нужных данных, не питала ее необ­ходимой информацией. Обобщением информации занимались энтузиасты. Попытки институтских подразделений, в частности, одна из них предпри­нималась сектором информации Института социологических исследований АН СССР в самом начале 80-х гг., успеха не принесли.

Среди энтузиастов-одиночек необходимо выделить усилия заводского соци­олога А.А. Грачева и сотрудницы Института психологии АН СССР Н.В. Кры­ловой, проанализировавших в 1986 г. сведения о 139 социально-психологичес­ких службах (источником информации служили учебные карточки, куда выно­сились все основные сведения: выборка неслучайная, смещенная). По их данным, самым распространенным среди различных типов служб оказалась небольшая лаборатория социологических исследований (51%). Чаще всего она подчинялась либо начальнику отдела НОТ (26%), либо заместителю руководи-

теля по кадрам (25%). Обычно службу возглавлял психолог (27%) или социоло (20%), иногда — философ (15%). Около половины (46%) служб существовал! больше восьми лет. Как правило, численность типичной службы — 1—5 чело век (60%), большую численность (6—8 человек) имели лишь 20% служб.

«Клеточкой» зарождения будущей службы является, как правило, социолог одиночка. Если он зарекомендовал себя грамотным проведением исследования дельными рекомендациями и консультацией, хорошо поставленной лекторско! пропагандой, то со временем он «обрастает» помощниками, добавляются шта ты, численность службы увеличивается. Если предприятие крупное, то у служ бы не только более высокий управленческий статус, но и более сложная, иног да иерархическая, организационная структура.

На КамАЗе, например, действовала многоуровневая социологическа; служба: 1) отдел социального развития и планирования (22 сотрудника в со ставе генеральной дирекции объединения с тремя подразделениями — бюр(социального планирования, бюро социологических исследований, бюро ста билизации кадров), его задача — разработка плана социального развития кол лектива объединения в целом, координационное руководство социологиче скими группами в подразделениях; 2) социологические группы на завода; (1—5 специалистов) с задачей социального планирования в своих коллекти­вах, проведения микроисследований, консультирования; 3) общественные актив и специально подготовленный штат — помощники начальников uexoi по кадрам, мастера и бригадиры, инженеры-организаторы, обеспечивающие реализацию задач социального планирования в первичных коллективах.

География заводской социологии: более всего служб на Украине (22%), i Москве и Московской области — 9%, Ленинграде и Ленинградской облас­ти — 8%. С точки зрения отраслевой принадлежности основное количестве служб действовало в наиболее «богатых» отраслях — машиностроении (35%) электронной промышленности и приборостроении (20%). Кадровый состав социологов — 79%, психологов — 64%17.

Известно, что приращению новых знаний в науке способствуют не толькс повседневная поисковая и внедренческая деятельность, но также научные кон­ференции, симпозиумы, семинары и совещания. А.А. Грачев и Н.В. Крылова провели анализ протоколов и решений нескольких научно-практических кон­ференций заводских социологов и психологов (1985—1987 гг.) и выяснили, чте выработанные на них рекомендации давно уже реализованы службами. Таким образом, конференции определяли не перспективу, а фиксировали вчерашний день науки. Рекомендации носили даже более поверхностный и абстрактный характер, чем то, что делалось службами на местах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.