Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Академическая и заводская социология: статус и структура






К началу 80-х гг. методологические позиции заводской социологии, ее ста­тус и место в системе научного знания в общем и целом определились. В спе­циальной литературе понятия «академическая социология» и «заводская со­циология» употреблялись как постоянные элементы научного разговорного языка. Под ними подразумевались два уровня социологического знания: пер­вый был максимально приближен к общетеоретическому знанию, второй — к практическим внедрениям. Академическая социология, по мнению ново­сибирских ученых, «охватывает исследования и разработки, которыми зани­маются коллективы академических институтов, кафедр общественных наук и лабораторий вузов»2'.

Развитие прикладной социологи немыслимо в отрыве академической. Между этими двумя ветвями социологии всегда существовало активное вза­имодействие. Так происходило и в 20—30-е гг. и в 60—80-е гг. в СССР, так было на протяжении XX в. США, где крупные прикладники занимали даже посты президентов Американской социологической ассоциации.

Учреждения большой науки — научны? подразделения Академии наук СССР, республиканских академий, вузов страны, крупных отраслевых и реги­ональных центров (например, Уральский научный центр) призваны были осу­ществлять комплексное управление всеми нижестоящими подразделениями в масштабе всей страны. Но как оказывают академические институты реальную помощь заводским службам? Анализ деятельности социологических служб по­казал, что наибольшую помощь оказывают Институт социологии Академии наук СССР и ССА (37% служб), затем отраслевые НИИ (31 %) и вузы страны (25%). Институт психологии АН СССР оказывает Помощь лишь 14% служб: часто (в 20% случаев) помощь не оказывает никто. Однако в отличие от ИСАН и ССА, которые оказывают помощь практически всем, ИПАН помогает только тем службам, в составе которых есть социологи или психологи22.

В их задачу входило прежде всего проведение фундаментальных исследо­ваний, в ходе которых выявлялись объективные закономерности и тенденции становления «развитого социалистического общества», анализ социальной и экономической ситуации в стране на данный период, изучение социальных по­следствий научно-технического прогресса, определение перспектив и разра­ботка долгосрочных прогнозов общественного развития.

К типу фундаментальных научных исследований обычно относят всесоюз­ные и межрегиональные либо лонгитюдные исследования, охватывавшие боль­шие совокупности людей на длительных отрезках времени и позволявшие от­слеживать крупномасштабные сдвиги в социальной структуре или социальных институтах. На разработку теоретической программы и методического инст­рументария, организацию полевого обследования и сбор первичной инфор­мации, анализ полученных результатов, их апробацию и опубликование ухо­дило несколько лет, иногда более 10.

Напротив, заводские социологи обычно в течение одного года проводи­ли 2—3 исследования, выявляя скоротечные социальные процессы, затраги-

21 Герчиков В.И., Рывкина Р.В. Социологический «треугольник» // ЭКО. 1983. № 3. С. 81. Служба социального развития предприятия: Практическое пособие. М.: Наука, 1989. С. 20.

вающие небольшие совокупности людей на небольших отрезках времени Информация о долговременных тенденциях, на которую тратились десяти­летия, сохранила свою ценность до сегодняшнего дня. Напротив, информа­ция о скоротечных процессах, собранная за 1—2 месяца, устаревала уже че­рез несколько месяцев. Но на большее она и не была рассчитана. Основнау задача заводского социолога — предоставить информацию для принятия эф­фективного управленческого решения. А решения, в зависимости от быстрс меняющейся обстановки, приходилось неоднократно пересматривать.

В середине 70-х гг. у одесского социолога И.М. Поповой появилась до­вольно оригинальная концепция деятельности заводской службы, согласие которой она не должна заниматься тем, чем она всю жизнь занималась, i именно собирать субъективную информацию. Почему? Такая информацш крайне ненадежна. Нет ничего страшного в том, что при отсутствии анкет­ных опросов потеряется часть информации: «Те потери, которые несут служ­бы информации, где отсутствуют данные о субъективных характеристиках

Врезка






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.