Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порошки






Цель. Уметь изготавливать порошки и оценивать их качество в соответствии с требованиями НД, на основе теоретических поло­жений и с учетом физико-химических свойств лекарственных и вспомогательных веществ.

Работа в лаборатории. Изготовить по индивидуальным пропи­сям порошки:

• с ингредиентами, имеющими приблизительно одинаковые физические свойства;

• с ингредиентами, значительно отличающимися по физическим свойствам;

• с легкораспылящимися веществами;

• с ядовитыми и сильнодействующими веществами;

• с экстрактами;

• с трудноизмельчаемыми ингредиентами.

Оценить качество изготовленных порошков.

Оснащение. Ступки фарфоровые № 1 – 7; весы ручные (ВР, ВСМ), тарирные; целлулоидные пластины (скребки), совки для дозирования; размельчители тканей (РТ-1, РТ-2), аппарат Ис-ламгулова, кофейные мельницы; дозаторы ТК-3, ДПР-2; капсу­лы бумажные (простые, вощеные, пергаментные), целлофан, по­лиэтиленовая пленка, капсулы желатиновые; флаконы, пробки, картонные коробки, бумажные пакеты; этикетки: «Порошки», «Внутреннее», «Наружное»; предупредительные этикетки: «Дет­ское», «Обращаться с осторожностью», «Хранить в прохладном месте»; сургуч, нить для обвязки упаковки, сигнатуры.

Остальное оснащение см. темы 3, 4.

Практические умения. После самоподготовки и выполнения заданий в аудитории уметь: устанавливать состав официнальных порошков, используя НД; выявлять соответствие выписанной мас­сы наркотического или иного вещества, находящегося на предметно-количественном учете, установленной норме выписыва­ния в одном рецепте, проводить при необходимости коррекцию; рассчитывать общую массу порошка, массы лекарственных и вспо­могательных веществ на все дозы; проверять дозы веществ спис­ков А и Б в порошках для внутреннего применения, вагиналь­ных и ректальных вдуваниях; проводить при необходимости кор­рекцию; рассчитывать массу развески (т.е. одной дозы); изго­тавливать сложные порошки с учетом физико-химических свойств лекарственных и вспомогательных веществ и технических харак­теристик аппаратуры; оценивать качество порошков на всех эта­пах изготовления, готового препарата и при отпуске его из апте­ки.

Способы выписывания рецептов порошков. Согласно ГФ «По­рошки – твердая лекарственная форма для внутреннего и наруж­ного применения, состоящая из одного или нескольких лекар­ственных веществ и обладающая свойством сыпучести».

В прописях сложных дозированных порошков массы ингреди­ентов могут быть выписаны двумя способами: распределительным и разделительным. При распределительном способе массы лекар­ственных и вспомогательных веществ выписывают из расчета на одну дозу и указывают, сколько таких доз следует изготовить (Дай такие дозы числом...).

При разделительном способе массы лекарственных и вспомо­гательных веществ выписывают на все дозы и указывают, на сколь­ко доз следует разделить выписанную в прописи массу порошков (Раздели на равные части числом...).

Чаще порошки выписывают распределительным способом. По­рошки для изготовления инъекционных растворов, как правило, выпускаются промышленностью в однодозовой упаковке.

При изготовлении лекарственного препарата специалисты вы­полняют профессиональные действия в строго установленной по­следовательности, в соответствии с ориентировочной основой профессиональной деятельности, осуществляя:

• фармацевтическую экспертизу прописи рецепта;

• выбор оптимального варианта технологии с учетом массы и физико-химических свойств, входящих в состав порошка компо­нентов;

• расчет ингредиентов прописи и определение развески по­рошков;

• технологический процесс;

• контроль качества препарата на стадиях изготовления, гото­вого продукта и при отпуске из аптеки.

Методические рекомендации по этой и последующим темам лабораторного курса будут излагаться в соответствии с этапами профессиональной деятельности технолога – ориентировочной основой профессиональной деятельности.

 

Фармацевтическая экспертиза прописи рецепта. Проверка совме­стимости. Несовместимые сочетания ингредиентов в порошках бывают реже, чем в лекарственных формах с жидкой дисперсной средой. Встречаются случаи увлажнения порошковой смеси в ре­зультате: повышенной гигроскопичности исходных ингредиентов и их смесей; выделения воды из кристаллогидратов в процессе измельчения или в результате химической реакции в смеси, увлаж­нившейся вследствие ее высокой гигроскопичности.

Возможно плавление порошков в точке эвтектики (резкое сни­жение температуры плавления смеси порошков по сравнению с температурой плавления исходных компонентов). Все перечислен­ные явления приводят к нарушению сыпучести и однородности порошков. Кроме того, во влажной среде возможны процессы хи­мического взаимодействия.

Может наблюдаться потеря активности лекарственных веществ (антибиотиков, витаминов, ферментов) под действием солей тяже­лых металлов и других факторов. Фармацевтическая несовмести­мость может проявиться во времени, после отпуска препарата из аптеки, или вообще не иметь внешних проявлений, поэтому при проверке прописи рецепта на совместимость ингредиентов от про­визора требуется высокий уровень профессионализма.

При изучении технологии изготовления разных лекарственных форм студентам в учебных целях предлагают прописи, содержа­щие совместимые компоненты, а проблемы фармацевтической не­совместимости обсуждаются при завершении изучения основного курса.

Проверка соответствия массы наркотического вещества норме единовременного отпуска. Проверку проводят, сравнивая выпи­санную в прописи общую массу вещества на все дозы с нормой соответствующего приказа Минздрава (Минздравсоцразвития) России (см. прил. 2). Если выписанная в прописи рецепта масса лекарственного вещества превышает норму отпуска по одному рецепту и нет соответствующих отметок на рецепте, уменьшают число доз без изменения концентрации веществ и соотношения ингредиентов.

Проверка доз веществ списков А и Б. Разовые и суточные дозы веществ списков А и Б (ядовитых и сильнодействующих лекар­ственных веществ) проверяют в порошках для перорального и ректального применения с учетом возраста больного, пути введе­ния и способа выписывания препарата. Для детей в ГФ имеется специальная таблица высших разовых и суточных доз в зависи­мости от возраста (иногда от массы) ребенка. Если вещества нет в таблице детских доз, то дозы проверяют согласно примечанию к таблице высших доз для взрослых. Там же приведены указания к проверке доз лекарственных веществ, выписанных пациентам в возрасте старше 60 лет (прил. 6, 7).

При распределительном способе выписывания выписанную в рецепте дозу (разовую) сравнивают с высшей разовой дозой, ука­занной в НД. Суточную дозу рассчитывают, умножая разовую дозу на число приемов в сутки, и сравнивают с высшей суточной до­зой, указанной в НД.

При разделительном способе определяют разовую дозу путем деления общей массы вещества, выписанного в рецепте, на чис­ло доз, а далее так же, как при распределительном способе. В слу­чае завышения разовой и суточной доз веществ списков А или Б, при отсутствии специальных пометок врача массу веществ пере­считывают исходя из половины дозы, указанной в фармакопее, как высшая.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.