Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели предприятия и их классификация






Постановка целей деятельности является отправной точкой управления предприятием. Выбор цели является также одним из наиболее ответственных моментов в процессе выработки и реализации управленческих решений. В соответствии с выбранной целью формируется стратегия развития предприятия, тактика, разрабатываются прогнозы и планы действий. Иными словами, цель является тем стержневым моментом, вокруг которого формируется управленческая деятельность.

Существует множество определений целей /5/:

- цель - идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния управляемой системы,

- цель указывает общее направление достижения лучшего результата,

- цель определяет желаемое состояние объекта управления,

- цель – конкретные результаты, которые хотела бы добиться группа людей, работая вместе,

- цель – конкретное состояние отдельных характеристик предприятия, достижение которых является желательным и на достижение которых направлена его деятельность.

Для упорядочения всего множества целей применяется их группировка (классификация) по определенным критериям, приведенная в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Классификация целей предприятия

 

Критерии классификации Группа целей
   
Период времени Стратегические, тактические, оперативные

Продолжение табл. 4.1

   
Содержание Экономические, социальные, организационные, технические, научные, политические, экологические
Приоритетность Особо важные, слабо приоритетные, остальные
Деловая среда Внутренние, внешние
Организационная структура Цели предприятия, цели подразделения
Функциональные подсистемы Маркетинг, инновации, производство, финансы, персонал, менеджмент, качество, конкурентоспособность
Стадии жизненного цикла Создание, разработка, зрелость, завершение
Повторяемость Постоянно решаемые, новые

 

Ключевая роль принадлежит целям стратегического развития, определяющим главные целевые установки предприятия в длительном периоде. Важным моментом разработки стратегических целей является ориентация на потребности клиента, которая непосредственно предопределяет успех предприятия в конкурентной борьбе.

Деятельность предприятия объективно очень разнообразна, поэтому, как указывает известный специалист по менеджменту П.Ф. Друкер, управление на предприятии не может сосредотачиваться на одной цели, необходимо определять несколько наиболее значительных ориентиров действий /6/. Выделяются следующие ключевые пространства, в рамках которых предприятие определяет свои цели: положение на рынке, инновации, производительность, ресурсы, доходность, управленческие аспекты, персонал, изменения на предприятии, работа с потребителями, социальные аспекты.

На любом крупном предприятии складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. На практике для этого используется построение модели в виде древовидного графа – дерева целей, которое позволяет описать упорядоченную иерархию целей и задач, полученную в результате декомпозиции главной цели предприятия. Количество уровней зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой на предприятии структуры управления.

В результате на предприятии формируется определенная система целей, в рамках которой цели должны быть упорядочены, сбалансированы и ранжированы, то есть распределены по важности, первоочередности достижения. Цели можно ранжировать по вкладу в развитие предприятия, по возможности достижения в заданный срок в условиях ограниченности ресурсов, по числу возникающих проблем при их реализации.

В зависимости от особенностей предприятия постановка целей может происходить централизованно и децентрализовано. В первом случаи общие цели формирует высшее руководство, но для низших уровней управления они оказываются навязанными, что может привести к сопротивлению исполнителей при их реализации. Во втором случае эти проблемы отсутствуют, но высшему руководству приходится согласовывать цели подразделений с общими целями предприятия.

Децентрализованное установление целей, в свою очередь, может осуществляться двояко: как конкретизация на низовых уровнях управления общих установок, поступивших «сверху», и как формулировка своих собственных целей. В последнем случае высшее руководство определяет общую цель предприятия на основе обобщения целей подразделений, но процессы постановки целей контролируются централизованно.

Стратегическое планирование и его роль






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.