Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выручка от реализации как основной источник доходов предприятия






 

Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности подразделяются на доходы от обычных видов деятельности, операционные доходы, внереализационные доходы и чрезвычайные доходы.

Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Это основной источник формирования собственных финансовых ресурсов предприятия, который формируется в результате деятельности организации по трем направлениям: основному, инвестиционному, финансовому. Выручка от основной деятельности выступает в виде выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Выручка от инвестиционной деятельности выражается в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг. Выручка от финансовой деятельности включает в себя результат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.

Операционными доходами являются поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы, другие виды интеллектуальной собственности; поступления от продажи основных средств и иных активов; поступления от участия в уставном капитале других предприятий; проценты за предоставленные в пользование денежные средства организации.

Внереализационными доходами являются штрафы, пени, неустойки за нарушение договорных обязательств; активы, полученные безвозмездно; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности; прочие внереализационные доходы.

Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии), страховое возмещение и т.д.

Установив цену на продукцию и реализуя ее, предприятие получает денежную выручку. Для определения финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами, которые принимают форму себестоимости. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприятие всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда получает ее. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции, работ, услуг. При затратах, превышающих выручку, предприятия получают убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Составные элементы выручки от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг представлены на рис. 5.1.

 
 

 


Рис. 5.1. Элементы выручки от реализации продукции, работ, услуг

 

Планирование выручки от реализации продукции (работ, услуг)

 

Коммерческое предприятие всегда должно формировать затратную часть в общем объеме выручки таким образом, чтобы иметь положительный финансовый результат своей деятельности, иначе говоря, «работать на прибыль». Чтобы достичь подобного, следует планировать выручку от реализации, чем и должны заниматься финансовые службы предприятий в процессе осуществления его финансово-хозяйственной деятельности.

Планировать выручку от реализации продукции, выполненных работ или оказанных услуг можно на предстоящий год, квартал или оперативно. Для годового планирования выручки необходима стабильная экономическая ситуация в экономике страны. Поэтому, целесообразней в странах с неустойчивой экономической системой применять квартальное планирование выручки. Кроме того, необходимо вести оперативный учет и контроль за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию или оказанные услуги на денежные счета предприятия.

На величину выручки от реализации продукции, работ, услуг, влияют следующие факторы, непосредственно зависящие от деятельности предприятия:

– в сфере производства: объем производства, его структура, ассортимент выпускаемой продукции, ее качество и конкурентоспособность, ритмичность производства;

– в сфере обращения: уровень применяемых цен, ритмичность отгрузки, своевременное оформление платежных документов, соблюдение договорных условий, применяемые формы расчетов.

К числу факторов, не зависящих от деятельности предприятия, можно отнести нарушения договорных условий поставки предприятию материально-технических ресурсов, перебои в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции вследствие неплатежеспособности покупателя.

 

Существуют два метода определения (планирования) выручки:

• метод прямого счета;

• расчетный метод.

Метод прямого счета применителен для предприятий-монополистов или организаций, имеющих долговременные прочные связи со своими покупателями, основанные на договорах. Здесь предполагается, что весь объем произведенной продукции или оказанных услуг предварительно оформлен заказом, то есть план выпуска и объем реализации заранее увязаны с потребительским спросом, известен необходимый ассортимент выпуска продукции или оказания услуг, известны цены. В данном случае выручку от реализации можно определить следующим образом:

 

В = Р х Ц, (5.5)

 

где Р – заданный (планируемый) объем реализованной продукции;

Ц – цена единицы реализованной продукции.

 

Когда предприятие не может точно определить в каком объеме оно сможет реализовать произведенную продукцию, применяется расчетный метод, при котором основой для расчета служат входные и выходные остатки продукции. Здесь используется следующая формула:

 

В = ОН + Т – ОК, (5.6)

 

где ОН – нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода;

Т – товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;

ОК – остатки нереализованной готовой продукции на конец планируемого периода.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.