Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зрительная коммуникация






 

Этот тип коммуникации между домашними собаками принято описывать в тех же терминах, что и сигналы, подаваемые волками при взаимодействиях доминирования‑ подчинения в стае. На фиг. 2.3 показано традиционное деление таких моделей поведения на категории доминирования и подчинения.

В описаниях поведения домашних собак неоправданно большое значение придается сигналам доминирования и подчинения. Одомашнивание сопровождается педоморфизмом (т.е. сохранением детских морфологических характеристик в зрелости), и с этим, возможно, связано видоизменение ряда структур, в частности морды, области вокруг глаз, ушей и хвоста, используемых для подачи сигналов (Goodwin etal., 1997). Наблюдения Гудвина позволяют сделать вывод о том, что чем меньше домашняя собака походит на волка, тем больше элементов волчьего языка тела у нее утрачено. Из этого следует, что собаки разных пород могут обладать несовместимыми сигнальными способностями, а в результате успешное взаимодействие между ними будет, скорее всего, мало зависеть от зрительной коммуникации.

Формы доминирующего поведения

• Вертикальная стойка: жесткая, высокая позиция, уши подняты или повернуты вперед, хвост вытянут или поднят, может стоять дыбом шерсть на загривке

• Рычание: низкие рокочущие звуки

• Пристальный взгляд: поддерживается прямой контакт глазами с противником

• Оскал: губы вертикально подняты, обнажая зубы

• Хватание за морду: доминирующая собака либо кусает, либо хватает подчиненную за морду, притягивает к земле и удерживает в таком положении

• Нависающая стойка: собака головой нависает над корпусом противника или встает на противника передними лапами

• Борьба корпусом: противники поднимаются на задние лапы и борются передними лапами

• Прикусывание: челюсти захватывают часть тела противника, но не полностью смыкаются

Формы подчиненного поведения

• Припадание к земле: собака опускает голову и туловище, обычно поджимая хвост между ног, прижимает уши, может отвести глаза в сторону или же не отводить взгляда

• Облизывание: касаясь либо не касаясь морды противника

• Оскал зубов: губы горизонтально оттянуты назад, обнажая зубы при сомкнутых челюстях

• Взгляд отведен: отводит глаза в сторону от агрессора, преувеличенно медленно поворачивая голову

• Положение животом кверху: падает на землю и поднимает заднюю ногу, обнажая паховую область; хвост при этом поджат, уши прижаты

• Посадка: сидит на задних лапах, прижав морду к груди, скребет или не скребет лапой, отведя взгляд и/или отвернув голову

Фиг.2.3. Описание поведения доминирования и подчинения при взаимодействии собак (по: Jenks, Ginsburg, 1987; Goodwin et al, 1997)

Вопреки указанному выводу, большинство хозяев, чьи собаки дерутся и кусаются, могли бы узнать в них многие характерные черты, свойственные поведению волка. Если бы хозяева научились понимать собачьи сигналы, они были бы поражены, как много поз и жестов, демонстрируемых их предположительно “доминирующими” собаками непосредственно перед укусом и сразу после него, относятся к поведению “подчинения”. Известно, что собака может укусить без предупреждения, если продолжать пристально смотреть на нее после того, как она отвела взгляд в сторону (Bradshaw, Nott, 1995). Известно также, что подчиненное животное станет обороняться, если демонстрация им подчинения не будет воспринята и встретит агрессию (Bernstein, 1981); другими словами, эскалация агрессии происходит тогда, когда поведение примирения не получает соответствующего ответа. Именно такие ситуации могут, видимо, в каких‑ то случаях приводить к постепенному переходу от поведения подчинения к поведению доминирования. Чтобы помочь хозяину понять и предупредить агрессивные эпизоды в поведении собаки, необходимо ему объяснить это кажущееся противоречивым ‑ по крайней мере, в рамках общепринятой терминологии ‑ изменение поведения.

Предотвращение угрозы

Подобно тому как агрессию часто считают признаком доминантного поведения, термины “подчинение”, “уважение”, “примирение” некорректно используют как синонимы или взаимозаменяемые слова. Правильнее было бы использовать термин “предотвращение угрозы”: он более точно описывает функцию любого поведения, направленного на умиротворение того, кто является источником угрозы. На фиг. 2.4 показано, как изменяются позы животного в зависимости от предполагаемых эмоций и намерений; с положением доминирования или подчинения эти позы связаны в меньшей степени.

Чаще всего неправильно интерпретируют такие компоненты поз, как взъерошенный загривок и поднятый хвост (фиг. 2.4В), особенно если они сочетаются с лаем. Сами по себе эти сигналы означают просто сильное возбуждение, а не “доминирующее положение” или агрессию, как обычно считают. И напротив, следует с осторожностью интерпретировать положение “животом кверху” (К) как ‘“подчинение”: многие хозяева были покусаны именно в тот момент, когда трогали своего питомца, лежащего в этой позе. Следует также обратить внимание на сходство поз (Д) и (3): в обоих случаях их можно неправильно принять за “подчинение”, поскольку единственным отличием выпрашивающей что‑ нибудь собаки (фиг. 2.5) от желающей, чтобы ее оставили в покое, является еле заметный поворот головы. Все подобные позы изменяются под влиянием ситуации; быстрая смена поз полностью зависит от получаемого на них ответа.

 

“Лестница агрессивности”

 

Интерпретация большинства эпизодов агрессии будет реалистичнее, если все демонстративные поведенческие акты животного рассматривать не только с позиций доминирования или подчинения, но и как оборонительное поведение, проявляющееся в разных, ситуационно‑ обусловленных формах. Любая собака независимо от своего иерархического положения может прибегнуть к тем или иным формам оборонительного поведения, если ее к тому побуждают обстоятельства. В число демонстрируемых при этом поз и телодвижений входят не только сигналы примирения (см. ниже), но

и целый ряд других, различающихся по степени выраженности сигналов. Из них можно составить так называемую “лестницу агрессивности”, которая служит хорошей иллюстрацией того, как слабые сигналы постепенно ‑ по мере подъема по лестнице ‑ переходят в сигналы явной агрессии (фиг.2.6). Если тот, на кого они направлены, их замечает и отвечает правильно, любая из указанных поз должна привести к немедленному устранению имеющейся угрозы, а тем самым – и потенциального конфликта. Поэтому слабо выраженные оборонительные сигналы сохраняются в поведенческом репертуаре собак как ценные стратегии. Однако если их игнорируют или понимают неправильно, животное может прибегнуть к более жестким стратегиям, вплоть до агрессии. Иногда такая эскалация происходит в пределах одного инцидента, в других случаях ‑ в течение длительного периода времени.

Следует иметь в виду, что агрессия является частью нормального поведения любой собаки (Wickens, 2001), а распространенное утверждение: “такая‑ то собака не кусается” ‑ объясняется генетической селекцией общительных и терпеливых животных, какими, вообще говоря, и оказывается большинство собак в различных обстоятельствах.

Средние ступени лестницы соответствуют тем моделям поведения, которые чаще всего неправильно понимаются человеком и в результате ведут к эскалации агрессии у собак. Сюда относится классический “виноватый” взгляд, описываемый почти всеми хозяевами, когда их собака “знает, что плохо себя вела”.

При этом многих сбивает с толку и огорчает, когда “покорная” собака встречает агрессией казалось бы справедливое наказание или выговор за проступок. С позиций же собаки, она получила негативный ответ на все свои жесты примирения (не имеющие ничего общего с подчинением), что и привело ее к генетически запрограммированной эскалации оборонительного поведения вплоть до явной агрессии. Эта последовательность поведенческих реакций прямо противоположна тому, как собака отвечает на действия хозяина в процессе установления иерархических отношений, когда поощряется ее подчиненное поведение (см. ниже). При том, что поведение примирения имеет непреходящее практическое значение для взаимосвязи собаки с человеком, собака в соответствующих ситуациях может его не демонстрировать, если она усвоила, что оно не приводит к нужному результату, а часто и усугубляет угрожающую ситуацию. В таких случаях она немедленно выбирает стратегию, которая обеспечивает успех, ‑ так называемую “непредсказуемую” или “неспровоцированную” агрессию.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.