Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рассуждения в контексте возрастных различий






В данном разделе будут рассмотрены три вида рассуждений: рассуждение по аналогии, моральные суждения и теория разума.

Рассуждения по аналогии

Способность мыслить по аналогии крайне важна для формирования сознания человека и реализации им процесса обучения. Рассуждения по аналогии представляют собой навыки более высокого порядка, позволяющие успешно работать с проблемами; способность переносить знания в новую ситуацию и обучение с использованием разнообразной информации, полученной в разном контексте (Chen et al., 1997; Gentner & Holyoak, 1997; Goswami & Brown, 1990; Richland et al., 2006).

Исследователи, чьи работы были рассмотрены в предыдущих разделах, предполагали, что ученики не умеют рассуждать по аналогии. Например, Ж. Пиаже утверждал, что до этапа формальной оперативности ученики не обладают когнитивными способностями для установления связей, необходимых для решения классической проблемы аналогий (Inhelder & Piaget, 1958). Пиаже обнаружил, что в случае предоставления ученикам иллюстрированной проблемы A: B:: C:?, с необходимостью определения D в иллюстрированном наборе, ученики, как правило, полагались на взаимосвязь более низкого порядка для решения проблемы: выбор картинок, связанных с С, или походивших на С (Piaget et al., 1977). Пиаже сделал вывод о том, что установленная неспособность к определению взаимосвязи более высокого порядка между А-В и C-D свидетельствует о неспособности учеников к рассуждению по аналогии для достижения стадии формальной оперативности (около 11 лет). Однако, несмотря на то, что предыдущие исследования ставили под сомнение способность учеников рассуждать по аналогии, более поздними исследованиями было опровергнуто данное сомнение: дети трехлетнего возраста успешно смогли расставить классическую аналогию A: B:: C: D, при условии, если им знакома соответствующая взаимосвязь и необходима для решения реально существующей проблемы (Goswami & Brown, 1989). Чен и его коллеги (1977) доказали, что младенцы в возрасте 13 месяцев могут использовать обучение, направленное на решение задачи по извлечению игрушки, которая недоступна, если им в начале показали смоделированную стратегию, предполагающую, что рассуждение по аналогии может стать одним из важных этапов, достигнутых в течение первого года жизни.

Моральные суждения

Нравственное развитие - одна из основных тем в психологии и педагогике. Пиаже описал двуэтапный процесс нравственного развития, в то время как в аналогичной теории Кохлберга определены шесть этапов на трех различных уровнях. Кохлберг развил теорию Пиаже, предположив, что нравственное развитие представляет собой системный процесс, который происходит в течение всей жизни. Кохлберг обосновал свою теорию в рамках исследования и на основе опроса групп детей младшего возраста. Участникам опроса были представлены моральные дилеммы, а также - предложено определить характер рассуждений, которые легли в основу их размышлений по каждому из сценариев.

Ниже предлагается пример дилеммы Кохлберга, которую он предложил детям и назвал «дилемма Ганса».

«Ганс ворует лекарства»

В Европе одна женщина находилась при смерти от заболевания особой формой рака. Необходимое для ее выздоровления, по мнению врачей, лекарство продавалось в аптеке: разновидность радия, которую фармацевт, живший в этом же городе, не так давно изобрел. Производить такое лекарство было дорого, к тому же аптекарь выставил за производство десятикратную цену: заплатив 200 долларов за радий, он оценил малую дозу лекарства в 2000 долларов. Супруг больной женщины, Ганс, просил всех, кого знал, одолжить требуемую сумму, но смог собрать только половину - 1000 долларов. Ганс обратился к аптекарю и рассказал ему, что его жена умирает, попросив продать лекарство подешевле либо разрешить ему оплатить оставшуюся сумму позднее, но аптекарь ответил отказом: «Я открыл это лекарство и намерен зарабатывать на нем деньги». Ганс впал в отчаянии, ворвался в аптеку и украл лекарство для своей жены. Должен ли был он так поступать?? (Kohlberg, 1963).

Кохлберга интересовал не столько ответ на вопрос о том, правильно ли поступил Ганс, сколько рассуждения детей, на основе которых они принимали свое решение. Полученные ответы были разделены на различные этапы рассуждения в разработанной им модели нравственного развития, включающей шесть этапов, поделенных на три уровня, каждый из которых, в свою очередь, состоит из двух этапов:

Уровень 1. Донормативное моральное суждение

Этап 1 - Послушание и наказание

Самый ранний этап нравственного развития, наиболее распространен среди детей младшего возраста. На данном этапе дети считают правила абсолютными и нерушимыми. Подчинение правилам важно, поскольку означает избежание наказания.

Этап 2 – индивидуализм и взаимодействие

На данном этапе нравственного развития дети учитывают индивидуальные точки зрения, а о поступках судят, исходя из того, насколько они служат личным потребностям. В дилемме Ганса, дети настаивали на том, что наилучшим способом действий является тот, который в большей степени служит потребностям Ганса. Взаимопонимание возможно в данной точке нравственного развития, но только в том случае, если оно служит собственным интересам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.