Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метасознание в контексте возрастных различий






Термин метасознание был введен Флавеллом как описание «самосознания личности и изучения собственных когнитивных процессов и стратегий» (Flavell, 1979). Метасознание относится к уникальной способности человека к саморефлексии, к способности не просто знать и думать, но и обдумывать то, как люди мыслят и что они знают.

Психолог Уильям Джеймс (1890), подчеркивал важность «интроспективного наблюдения»; Выготский (1962) стал одним из первых, кто установил, что сознательный рефлексивный контроль и намеренное овладение знаниями являются важнейшими факторами обучения в школе. Исследователь утверждал, что существуют два фактора в развитии знаний: первый – автоматическое неосознанное приобретение знаний, за которым следует второй - постепенный рост активного осознанного контроля над ходом этих знаний, что, в сущности, становится разграничением между когнитивными и метакогнитивными аспектами деятельности. Флавелл и другие (1995) считали, что в случае перенесения процесса обучения на осознанный уровень, мы сможем помочь детям лучше понимать собственный мыслительный процесс и помочь им контролировать или овладевать организацией собственного обучения. Однако, эффективное обучение, не является простой манипуляцией информацией в целях ее интегрирования в существующую базу знаний; оно нацеливает внимание на то, что было ассимилировано; на понимание взаимосвязи между новой информацией и уже известной; на понимание процессов, стимулирующих подобное понимание и на знание того, что нового и когда было изучено.

Кроме того, Флавелл и его коллеги (1995) утверждали, что способность к метасознанию изменяется по мере взросления, и ученики старшего школьного возраста обучаются более успешно, поскольку ими уже усвоено большое количество метакогнитивной информации. Неспособность к использованию подобных стратегий, однако, объясняется не столько возрастными особенностями, сколько имеющимся опытом, в связи с чем, компетентное вмешательство педагога может оказать помощь даже ученикам младшего школьного возраста в развитии отдельных компонентов метасознания, служащих в качестве стратегий для успешного обучения.

Ученики, испытывающие сложности в обучении, обычно не используют эффективно имеющиеся знания и навыки, что вероятно, объясняется их неспособностью к планированию и незнанием стратегии: предпринимая попытки решения задач, они не отслеживают динамику своего развития. Имеющиеся результаты исследований показывают, что подобная категория учащихся обычно нуждается не только в соответствующем преподавании, но и в метакогнитивной помощи в целях улучшения саморегулирования и мониторинга обучения. Одной из отличительных особенностей способных и одаренных учеников является их достаточная метакогнитивная осведомленность, в отличие от менее способных сверстников (Sternberg, 1983): они более отчетливо осознают объем имеющихся и отсутствующих у них знаний, а также – что они в состоянии и не в состоянии узнать. Подобная категория учеников знает, что поможет им получить те знания, в которых они нуждаются. При этом, их креативность не всегда сопровождается скоростью мышления. Более того, имеющиеся результаты исследований в данной области позволяют предположить что ученики с высоким IQ, вероятнее всего, будут мыслить медленнее, а не быстрее тех, у кого более низкий IQ в области решения творческих задач, но в итоге продемонстрируют более глубокое их понимание и высокую результативность (Davison, Deuser & Sternberg, 1996).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.