Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Твердая позиция






«У тебя нет своего лица. Посмотри на себя: еще вчера ты была в зеленых листьях, сегодняв легкомысленных белых цветочках, а завтра, глядишь, и вообще выйдешь голышом. У тебя то цветочки, то ягодки! Какая беспринципность! Какая аморфность жизненной позиции! Ты перекрашиваешься, ты подлаживаешься под обстоятельства и пляшешь под чужую дудку! Надо не метаться из крайности в крайность, а в любой ситуации оставаться самим собой!»

Все это говорил с жарким пылом убеждения старый трух­лявый пень цветущей яблоне.

А.Кнышев

Тренинговый процесс организуется таким образом, чтобы интенсифицировать общение разных видов: индивидуальное (самоанализ), парное, микрогрупповое, макрогрупповое. В начале тренинга производятся стандартные процедуры знакомства участников и работа по созданию комфортной психологической атмосферы.

Мы хотим предложить несколько вариантов знакомства, которые можно выбирать в зависимости от специфики группы.

Упражнение «САМОПРЕДСТАВЛЕНИЕ». Ведущий предлагает каждому участнику представиться, рассказать о себе то, что он считает возможным, — возраст, род занятий, увлечения, личностные способности. Если ведется работа по микро-группам, то можно предложить составить усредненный портрет члена группы: какие проблемы или рубежи развития у него есть, какие задачи он перед собой ставит и при каких условиях он будет считать, что время, проведенное на тренинге, будет потрачено зря. Данное упражнение лучше использовать, если группа слишком разнородна и ведущему необходимо совместить заказ на тренинг в крупные блоки. Также это упражнение позволяет лучше диагностировать индивидуальные особенности участников. Вместе с тем, его лучше использовать в небольших группах, а также если тренер уверен в отсутствии сопротивления группы его персоне.

Упражнение «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПАРТНЕРА». Группа разбивается на пары. В паре каждый рассказывает о себе. Затем участники представляют того человека, с которым работали в паре. По итогам представления тренеру имеет смысл произвести процедуру взаимооценивания говоривших людей. Для этого он может задать следующие вопросы:

Ø Насколько было комфортно слушать другим рассказ о себе?

Ø За счет чего достигалась комфортность?

Ø Какие моменты в сообщении запоминались наиболее ярко?

Ø Какие моменты в сообщении вызывали настороженность?

Ведущему тренинга необходимо особо остановиться и от­метить те моменты, в которых удавалось наиболее хорошо создавать образ другого, поскольку это напрямую определяет механизмы социальной презентации. Чаще всего такими моментами являются;

Ø достижение участниками явно выраженного личностного контакта (взгляд, прикосновение, выражение личного отношения и т.д.);

Ø эмоциональная заинтересованность говорящего человека;

Ø подчеркивание полезности данного человека всем остальным;

Ø контроль контакта с другим («Я правильно говорю?»).

Ошибки могут заключаться в:

Ø эмоциональной нейтральности, затянутости рассказа;

Ø оценочных суждениях в рассказе;

Ø использовании другого как фона собственной самореали­зации;

Ø поведенческой зажатости и демонстрации дискомфорта в

Ø ситуации представления партнера;

Ø игнорирование реакций человека, которого представляет,

Ø ориентация только на выполнение задания.

Ситуации проведенных презентаций имеет смысл разобрать в контексте барьеров общения, которые впоследствии могут выполнить роль «провокаторов» в запуске конфликтной ситуации.

Упражнение «АССОЦИАТИВНЫЙ ОБРАЗ». Предлагается вытащить из кармана (сумки) 1-2 предмета, которые чем-то дороги или интересны, и рассказать, что эти предметы могут сообщить об их хозяине, что они символизируют. Можно, наоборот, раздать чужие предметы и попросить спрогнозировать характер их хозяина. В качестве разновидности выполнения заданий можно предложить участникам тренинга нарисовать символически себя в виде чего угодно: предметов, цветов, фигур — и объяснить, почему они ассоциируют себя именно с этим образом. Возможно также просто зафиксировать эмоци­ональное состояние людей и попросить их описать свое самочувствие, настроение, ожидание в терминах Гидрометеоцентра. Основной принцип данного подхода заключается во включении людей в процесс изобретательства, образного видения себя. К этому умению можно будет вернуться при разборе тактик защиты от эмоционально напряженных ситуаций в конфликте.

Наконец, можно просто назвать имена по кругу, а затем для запоминания провести несложное упражнение «ДУЭЛЬ». Его правила таковы: люди начинают перемещаться внутри какого-либо круга, глядя себе под ноги. Как только в поле зрения попадают ноги другого, необходимо назвать его имя так, как он представился, и коснуться его плеча рукой. Тот, кто сделал это медленнее другого, считается «убитым» и садится на стул. Упражнение проходит достаточно быстро, до опреде­ления победителей, с которых и начинается другая процедура.

2. Общая часть работы

Мы не будем предлагать программу, заранее разбитую на отдельные содержательные блоки. На наш взгляд, гораздо целесообразнее выстраивать логику тренингового процесса, ориентируясь на потенциал группы. Поэтому в данном разделе предлагается просто описание хода всего процесса, возможные упражнения, их цели, различного рода общий комментарий к тренингу.

В начале работы участникам тренинга предлагается разбиться на микрогруппы и нарисовать групповую картину на темы «Конфликт в семье», «Конфликт на работе», «Портрет конфликтного человека», «Неожиданный конфликт», «Внутриличностный конфликт»

Упражнение «РИСУНОК» хорошо тем, что люди очень быстро включаются в работу, создается положительный эмо­циональный фон групповой деятельности. Непременное условие, что в рисовании должны принять участие все. В процессе создания рисунка быстро налаживается межличностное взаимодействие внутри групп. По окончании упражнения (максимум 10 минут на выполнение) тренер просит представителя от группы прокомментировать итог. В деталях рисунка обычно используются все те смысловые единицы, которые затем вводятся тренером как теоретическая часть понятия «Конфликт». В дальнейшем процессе можно прибегать к созданным груп­повым рисункам как наглядному комментарию происходящих событий.

На примерах, которыми члены группы могут сопроводить свои рисунки, обсуждаются особенности каждого источника конфликта. Ведущим предлагается первичная теоретическая информация по теме тренинга, в том числе вводится понятие об источниках и механизме перевода конфликтов из ценностных в ресурсные.

Для целей индивидуальной включенности участников в процесс тренинга можно посоветовать упражнение «ЛЕСТНИЦА ОЦЕНОК», которое помогает выстроить заказ участников на работу со своим собственным ресурсом. Данное упражнение происходит следующим образом. Группа участников тренинга делится поровну, и люди располагаются друг против друга сидя на стульях. Расстояние между рядами — не более метра. Каждому из участников выдается бланк следующей формы.

Твои сильные стороны Твои уязвимые стороны
   
   
   
   
   

Каждый участник подписывает свой бланк. По команде ведущего участники меняются бланками и пишут характеристику на соседа, сидящего напротив, в обеих графах бланка. На это отводится не более 20-30 секунд. После этого бланк переворачивается «рубашкой» вверх и по команде ведущего возвращается владельцу. Затем вся группа пересаживается (сдвигается на один стул). При этом перед каждым участником появляется новый человек, после чего процедура повторяется. По итогам выполнения участник получает заполненный бланк, содержащий первичные впечатления о нем, сложившиеся у людей за это время. Ведущий предлагает ознакомиться с со­держанием и проклассифицировать высказывания других уча­стников соответствующими значками:

Ø согласен, такое качество у меня есть;

Ø не понял, почему люди меня так воспринимают;

Ø хотел бы поработать (усилить или уменьшить) с данным качеством.

В перерыве ведущий, просматривая заполненные бланки участников, может спланировать усиление какой-либо смысловой части тренинга.

Практическое упражнение «СОЦИАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ» рассчитано на обострение взаимодействия между группами. Каждой группе предлагается в начале оценить потенциальную конкурентоспособность групп, образовавшихся на тренинге с точки зрения их возможности организовать эффективное внутригрупповое взаимодействие. Оценка и ее обоснование сообщается ведущему и остальным группам. Оценка должна также содержать сообщение, с какой из групп оценивающая сторона хотела бы конкурировать, а с кем кооперироваться вплоть до сотрудничества.

После этого ведущий дает установку на то, что умение осуществлять конструктивную оценку, «не закрывать за собой двери, которые могут пригодиться», — один из основных позитивных навыков бесконфликного общения. Для подтверж­дения этого и предлагается следующая инструкция взаимодействия групп в упражнении: «Сейчас каждая из групп получит по три карточки: белую, черную и цветную. Они в данном случае выражают некоторый социальный рейтинг отношения к нам и нашим поступкам со стороны окружающих. В течение нескольких раундов (обычно количество раундов определяется по числу групп) вы раздаете эти карточки другим группам в зависимости от вашего отношения к группе. Получение белой карточки группой означает плюс 20 баллов, черной — минус 20 баллов, цветной — 0 баллов. Понятно, что уже после первого раунда создастся неравновестность в распределении этих карточек и соответственно условных социальных дивидендов. Люди начнут пользоваться какими-то способами воздействия друг на друга, для этого после каждых двух раундов будет специально отводиться время на переговоры. Группа, которая после окончания всех раундов и подсчета общей суммы бал­лов окажется на последнем месте, — наказывается».

После выполнения упражнения ведущий анализирует с группами причины победы или неуспеха, вскрывая на конкретных примерах феноменологию процесса общения и выводя общие правила успешного взаимодействия в конкурентной, а следовательно, и потенциально конфликтной среде.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.