Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поведенческий диагноз






Использование функциональных поведенческих ярлыков — другой альтернативный вариант стратегии оценки и диагностирования. Во время этого процесса поведение, характерное именно для этого клиента, описывается при помощи выразительного, иллюстративного и индивидуального языка не только для того, чтобы консультант мог понять, над чем именно нужно работать, но и для того, чтобы помочь самому клиенту понять как, где, когда и с кем проявляются его обреченные на провал паттерны поведения. Таким образом, существуют психотерапевтические преимущества в использовании функциональных поведенческих ярлыков:

1. Клиенты обучаются методам определения и описания сложных, абстрактных и неоднозначных процессов при помощи точных, полезных терминов.

До: «Ну, я точно не знаю. Кажется, я просто больше не могу сосре-

доточиваться».

После: «Я испытываю сложности с планированием времени занятий

в выходные, особенно когда я позволяю своей девушке и брату меня отвлекать».

2. Клиенты понимают, что они уникальные люди со своими проблемами, отличными от проблем других людей.

До: «Мне сказали, что я наркоман».

После: «Как только в школе начинает увеличиваться давление на меня,

я превращаюсь в человека с повышенной тягой к марихуане и

кокаину».

3. Клиенты описывают свое поведение таким образом, что подразумевается возможность его изменения.

В то время как личностные особенности стабильны, инвариантны и постоянны, поведение можно изменять.

До: «Я застенчива. И я всегда была такой».

После: «Да, иногда я становлюсь застенчивой, когда встречаю нового

парня, которого нахожу привлекательным».

4. Клиенты определяют характерное для них поведение в ситуациях, в которых они испытывают сложности.

До: «Я подавлен».

После: «Я чувствую подавленность в отношении моей работы и брака,

в которых чувствую свою беспомощность что-либо изменить».

5. Клиенты берут на себя ответственность за свое деструктивное поведение, а не перекладывают ее на что-то, что находится вне зоны их контроля, например, на плохие гены.


Глава 8. ОЦЕНКА, ТЕСТИРОВАНИЕ И ПРОЦЕСС ДИАГНОСТИКИ □ 225

«Я пассивна. В моей семье все такие. Чего же другого можно ожидать в таком случае?»

«В некоторых новых для меня ситуациях я веду себя пассивно, так как приучена позволять другим людям брать ответственность на себя. Но в других ситуациях, где я чувствую себя более комфортно, я веду себя вовсе не пассивно».

В рамках процесса оценки существуют несколько методологий, которые можно использовать для сбора ценных данных, постановки рабочих диагнозов и формулирования отдельных поведенческих заданий. В этом отношении стандартизованное тестирование является бесспорно полезным. Однако все усилия, прилагаемые к проведению оценки и тестирования, являются эффективными лишь в контексте психотерапевтических отношений.

Резюме

В этой главе мы представили краткий обзор основных тем, имеющих отношение к тестированию и оценке. Эта область достаточно обширна, ее содержание противоречиво, а потребность в технической экспертной оценке и в убедительных заключениях огромна. С точки зрения этики, консультанты не могут обойти стороной процесс оценки; ведь их работа состоит в том, чтобы наблюдать, оценивать, диагностировать и проводить вмешательства. Оценка является предметом наших споров, и мы надеемся на ваше растущее осознание того, что использование как можно большего числа серьезных процедур оценки, включая и стандартизованные измерения, обеспечит и клиента, и консультанта максимальным количеством потенциально полезной информации. Единственный вопрос заключается в том, будет ли оценка будет проведена на надежной теоретической основе?

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Каким образом в вашей жизни те или иные тесты или процедуры оценки повлияли на принятые вами решения?

2. Вспомните о случае, когда вас кто-то оценивал. Каким был для вас этот опыт? Что в нем вы хотели ли бы изменить? Исходя из своего опыта, что вы собираетесь делать по-другому с позиции оценивающего?

3. Используя все то, что вы узнали и поняли о различных диагностических ярлыках, используемых консультантами и психотерапевтами, проведите собственную диагностическую оценку. Заимствуйте как можно больше слов из профессионального жаргона, как если бы вы составляли подробный отчет о своем клиенте.

4. Кроме медицинской модели, используемой в предыдущем задании, существует также ряд других диагностических моделей (развития, феноменологическая, поведенческая, системная), которые также иногда применяются в работе. Опишите один из аспектов своей жизни на языке одной из этих альтернативных моделей.

До: После:


226 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

Модель развития — текущий уровень функционирования в терминах норм, соотнесенных со стадиями и возрастом.

Феноменологическая модель — сущность вашего опыта с использованием минимального количества ярлыков.

Поведенческая модель — конкретное описание наблюдаемого поведения. Системная модель — акцент на факторах, определяющих особенности взаимодействия внутри вашей семьи и между людьми вашего круга. 5. Приведите три примера тестовых вопросов, которые, как вы полагаете, в точности оценят ваши знания о процессе оценки, полученные при работе над этой главой. Опишите сложности, с которыми вы столкнулись, создавая методики оценки собственной успешности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.