Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перекрестки исторические






К концу XIX века Великие Луки, город с более чем 700-летней на тот момент историей, оказался в стороне от транспортных путей. Промышленность постепенно стала приходить в упадочное состояние. Проблема стала настолько очевидной, что в 1893 году уездное собрание рещает ходатайствовать о строительстве железной дороги через город. Правда, решение такое родилось в спорах и основным аргументом «за» стало согласие богатого купечества на выплату стоимости 60 десятин земли под постройку станции и железнодорожных мастерских. Эти десятины позже, когда Московско-Виндаво-Рыбинская дорога начала прокладку дороги Москва – Виндава, решили вопрос о появлении станции Великие Луки. Первоначально дорога должна была пройти в стороне от города, но комиссия дороги резко изменила свое мнение после того, как стало известно, что упомянутые десятины бесплатно передаются дороге под мастерские в безвозмездное пользование. И вот летом 1898 года на дальней окраине города, на засыпанном Волчьем болоте был заложен первый камень в фундамент зданий будущих мастерских и, одновременно, началось строительство прилегающего к городу участка дороги Москва – Виндава.


Техническое училище. Из коллекции автора статьи.

Первый поезд пришел на станцию Великие Луки 24 сентября (здесь и далее все даты по новому стилю) 1901 года, а уже 28 сентября прибыл первый пассажирский поезд. Надо отметить, что это было местное пассажирское сообщение. Дальнее пассажирское сообщение началось 11 ноября 1904 года, когда открылось регулярное сообщение Москва – Виндава. Приход железной дороги существенно изменил жизнь города. Железная дорога надолго становится «градообразующим предприятием», говоря современным языком. Число работающих в мастерских до революции 1917 неуклонно повышалось, а ведь в 1907 еще выделилось и локомотивное депо, а затем и вагонное депо. Почти сразу после открытия дороги возникла необходимость в специалистах, поэтому уже в 1902 открывается техническое училище. Оно существует и сейчас, как техникум, и, что самое уникальное, в том же старом здании (оно только «подросло» на один этаж). Потребность в образовании разрешалась, например, и организацией технической библиотеки мастерских. Так в 1909 году начальнику мастерских для этого было выделено 50 рублей.
События 1905 года показали важность станции и мастерских для железных дорог. 3 февраля 1905 года началась забастовка рабочих мастерских и станции. Требования выдвигались, в основном, экономические – повышение зарплаты, улучшение социальных условий, увольнение неугодного рабочим мастера. Забастовка парализовала движение на дороге, что повлекло и существенные финансовые для нее потери. Уже на следующий день в Луки прибыл из Москвы чиновник для проведения переговоров. Итогом переговоров явилось удовлетворение следующих требований: повышение зарплаты, оплата сверхурочных и увольнение мастера. Конфликт был, таким образом, исчерпан уже 4 февраля. Впрочем, ячейкой большевиков был сформирован специальный комитет, который призывал бастовать и дальше, видимо, «за идею». Комитет добился своего позже: забастовки еще проходили в октябре и декабре. Но даже проведенные в ответ на забастовки репрессии не смогли существенно уменьшить количество работающих на железной дороге. Только в мастерских в 1914 году работало уже около 1000 человек.
В 1908 году в Великие Луки пришла и вторая дорога: Бологое – Полоцк. Так образовался очень важный треугольник дорог Новосокольники – Великие Луки –Невель. До конца существования императорской России, а затем СССР этот узел был одним из важнейших на западе России в стратегическом плане, поэтому во время всех военных событий XX века он становился объектом притязаний противоборствующих сторон.
Но, отвлекаясь немного от военной темы, надо сказать, что железная дорога в Луках с трудом, как и все страна, пережила революционные события 1917 года и «пришла в себя» только к концу 1920-х. В 1927 году мастерские, к тому времени уже ремонтировавшие несколько десятков паровозов и около сотни вагонов в год, становятся паровозовагоноремонтным заводом (ПВРЗ). Самыми частыми «гостями» мастерских были паровозы серий «Щ», «С», «Ов», но попадали и паровозы других серий. Несколько ранее (1925) район станции и мастерских, наконец, вошел в черту города (до этого формально этот район относился к пригороду).
В 1930-х годах количество отремонтированных паровозов в год уже исчисляется на сотни, а в 1940 году благоустраивается привокзальная площадь и асфальтируются перроны. В 1941 году начинается война...






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.