Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Курсовых работ






Предложенные темы и планы написания курсовых работ являются именно примерными, и студент, безусловно, вправе самостоятельно выбрать в этом отношении иные варианты, но в рамках учебной программы и по согласованию с преподавателем.

Курсовая работа представляет собой письменную работу на листах формата А4. Объем работы - до 35 (но не менее 25) страниц. Текст желательно выполнить на пишущей машинке или компьютерным способом.

Курсовая работа должна характеризоваться как творческий, самостоятельный труд и отражать результат активной, глубокой и заинтересованной работы студента над выбранной темой. Выбор темы - это начальная стадия выполнения курсовой работы, от которой также зависит общий успех. Избрать тему - значит уже составить хотя бы самое общее представление о сути проблемы, с учетом прослушанного лекционного материала, работы на практических (семинарских) занятиях и сведений, самостоятельно почерпнутых из учебной и научной литературы. После выбора темы студент приступает к составлению плана и обязательно согласовывает окончательный вариант с преподавателем. Затем начинается обстоятельное знакомство с рекомендованной и иной, связанной с темой работы, литературой.

Начинать изучение литературы целесообразно с учебников, полагая объем содержащейся в них информации минимальным уровнем раскрытия темы, а затем, на этой основе, вести поиск дополнительного материала. Обычно рекомендуется следующая последовательность изучения научных монографий:

· общее ознакомление с произведением по его оглавлению;

· беглый просмотр всего содержания;

· выборочное чтение разделов и частей, непосредственно связанных с вопросами курсовой работы;

· выписка имеющих принципиальное значение для работы материалов;

· критическое осмысление записанного.

Изучение литературы нельзя сводить к поиску и компоновке «фрагментов» будущей работы, тем более недопустимо прибегать к сплошному заимствованию авторских текстов. Можно посоветовать и такой способ работы с литературой. Страницу тетради делят пополам вертикальной чертой. С левой стороны делают выписки из прочитанного, подчеркивая особо важные места, а с правой - свои замечания. Информация должна обдумываться и, по возможности, критически анализироваться. К тому же, далеко не всю содержащуюся в таких источниках информацию можно использовать без «поправок» на конкретно исторические обстоятельства её опубликования: для правильного восприятия многих положений работ советского периода от студента потребуется адекватное представление о перипетиях новейшей отечественной политической истории. По возможности, следует отбирать для изучения наиболее поздние по времени публикации.

Особое место в курсовой работе занимают цитаты, которые должны включаться в её текст по возможности органично и последовательно. Цитаты служат для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника. Отталкиваясь от их содержания, сопоставляя позиции различных авторов, студент может показать свой уровень понимания проблемы. Число используемых цитат должно быть оптимальным, т.е. определяться целями и общим объемом работы. Избыточное цитирование создает впечатление компилятивной работы, а недостаточное - свидетельствует, как правило, о её поверхностном, неглубоком характере. Существуют обязательные требования оформления цитат. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике. Цитирование (фрагмента) должно быть полным, без произвольных сокращений и без искажения мысли автора. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, оформленной по требованиям библиографических стандартов. Наряду с прямым цитирование используется пересказ текстов монографий и научных статей. При подобном непрямом цитировании следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и также давать соответствующие ссылки на источник. Если студент намерен выразить свое отношение к отдельным словам и мыслям цитируемого текста, допустимо использовать восклицательный знак или знак вопроса, которые заключают в круглые скобки.

Подстрочные ссылки (сноски) фиксируют с красной строки (абзацного отступа) арабскими цифрами без скобки и отделяют от основного текста сплошной чертой. Ссылки нумеруют в последовательном порядке в пределах каждой страницы. На каждой следующей странице нумерацию начинают сначала.

Выполнение курсовой работы предполагает определенную композицию материала, традиционно сложившуюся в высшей школе. Основными элементами такой композиции в порядке их расположения являются следующие:

1. Титульный лист

2. Оглавление

3. Введение

4. Главы работы (с разбивкой на параграфы или без таковых)

5. Заключение

6. Библиографический список

Титульный лист заполняется по определенным правилам с указанием полного наименования учебного заведения, факультета и кафедры, по которой выполняется работа; фамилии, имени и отчества студента; номеров его курса и учебной группы. В центре листа дается тема работы, которая не заключается в кавычки. Далее указывается фамилия и инициалы научного руководителя, а также его ученое звание и ученая степень. В нижнем поле помещается место выполнения работы и год ее написания (без слова «год»). Непосредственно на кафедре студент может ознакомиться с образцом оформления титульного листа.

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки курсовой работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют пунктиром (отточием) с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Во введении к работе принято обосновывать актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач. Введение должно быть немногословным: достаточно в пределах 1 - 2 страниц текста. В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т.е. дать перечень её элементов и обосновать последовательность их расположения.

Содержание глав (параграфов) курсовой работы должно возможно более точно соответствовать их заголовкам.

Заключительная часть курсовой работы предполагает форму синтеза изложенной в тексте информации, предполагает наличие обобщенных итоговых оценок и выводов студента по существу рассмотренных проблем. При этом выводимые положения нельзя подменять чисто механическим суммированием итоговых выводов в конце глав.

После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в тексте работы. И напротив: не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте и которые фактически не были использованы.

Курсовая студенческая работа является элементарной (простейшей) формой научной работы, и поэтому студент должен стремиться приблизить язык и стиль своего сочинения к нормам академического этикета. Характерными особенностями научного языка являются смысловая законченность, цельность и связанность. Стиль характеризуют формально-логические средства направленные на реализацию прагматической установки. Использование эмоциональных языковых элементов и публицистических приемов должно быть максимально ограничено. Употребляя научные термины, следует твердо помнить, что это не просто слова, а понятия, призванные выражать сущность явления. Неправильно выбранный термин может принципиально исказить смысл написанного. Студенту вообще не стоит «щеголять» научной лексикой, а стараться излагать свои мысли по возможности просто и понятно, помня, впрочем, о том, что нельзя отождествлять простоту и примитивность. Обязательным условием объективности изложения материала является указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль.

Оформление машинописного текста (в том числе и в компьютерной версии) также предполагает соответствие ряду технических требований. Вокруг текста должны быть поля. Размер левого поля 30 мм, правого - 10 мм, верхнего - 20 мм, нижнего - 20 мм. Каждая страница должна содержать приблизительно 30 строк. Все страницы нумеруются начиная с титульного листа. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы. Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим структурным элементам работы. Расстояние между название главы и последующим текстом должно быть равно трем машинописным интервалам. Точку в конце заголовка не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается. Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатают с абзацным отступом от начала строки, равным пяти пробелам.

После перепечатки работу следует тщательно вычитать. Студент не может ссылаться на неграмотность или некомпетентность технического исполнителя, спешку или простую невнимательность. Все ошибки и опечатки имеют равную «цену» и их необходимо исправить. Число исправлений на странице не должно превышать пяти исправлений черного цвета.

 

Примерная тематика и планы курсовых работ

 

Тема 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНЫХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Примерный план

1. Теория государства и права как наука о праве и человеке.

2. Теория государства и права и философия, религия, социология, психология.

3. Теория государства и права и философия права, отраслевые и прикладные юридические науки.

Тема 2. ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ГЕНЕЗИС И СУЩНОСТЬ ЯВЛЕНИЯ

Примерный план

1. Государство как историческое и социально-политическое явление: понятие и общая характеристика.

2. Генезис государства: основные концептуальные версии.

3. Сущность государства: проблема и решения.

Тема 3. ПРАВО: ПОНЯТИЕ, ГЕНЕЗИС И СУЩНОСТЬ ЯВЛЕНИЯ

Примерный план

1. Многообразие понятий права.

2. Право и исторические предшествующие принципы социального регулирования.

3. Сущность права: основные концептуальные версии.

 

Тема 4. ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Примерный план

1. Форма государства в соотношении с его сущностью и содержанием.

2. Формы правления в государстве.

3. Формы территориально-государственного устройства.

4. Форма государства и политический режим.

 

Тема 5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

Примерный план

1. Функции государства и его механизм.

2. Государственный аппарат: структура, элементы, принципы организации и деятельности.

3. Бюрократия и бюрократизм.

Тема 6. ГУМАНИТАРНЫЙ ВЕКТОР ПРАВА

Примерный план

1. Духовная эволюция человека и генезис права.

2. Права и свободы человека и гражданина.

3. Правовое государство: сущность и принципы.

 

Тема 7. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Примерный план

1. Зарождение идеи правового государства: предпосылки и сущность поисков.

2. Современные представления о правовом государстве.

3. Правовое государство, гражданское общество и права человека в современной России.

 

Тема 8. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Примерный план

1. Понятие и виды социальных норм.

2. Право и гуманитарные нормы социального регулирования.

3. Право и обычаи, национальные традиции, деловые обыкновения: соотношение и взаимодействие.

 

 

Тема 9. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА.

Примерный план

1. Понятие и структура правовой системы общества.

2. Правовая система общества, система права и система законодательства: соотношение понятий и явлений.

3. Правовая семья: понятие и виды.

 

Тема 10. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Примерный план

1. Правосознание: понятие и место в системе форм общественного сознания.

2. Правовая культура: понятие, виды и функции.

3. Профессиональная культура и правосознание юриста.

 

Тема 11. ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Примерный план

1. Правовая социализация личности: понятие, необходимость и формы.

2. Правовое воспитание в соотношении с нравственным, духовным и политическим.

3. Правовое образование: цели, методы и критерии эффективности.

 

Тема 12. НОРМЫ ПРАВА

Примерный план

1. Норма как первоэлемент системы права.

2. Логическая структура нормы права.

3. Классификации правовых норм.

 

Тема 13. СИСТЕМА ПРАВА

Примерный план

1. Понятие системы права и ее элементы.

2. Критерии систематизации правовых элементов.

3. Система российского права: общая характеристика и основные элементы.

 

Тема 14. ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Примерный план

1. Понятие, виды и принципы правотворчества.

2. Законотворческий процесс: понятие и стадии.

3. Проблемы правотворчества в современной России.

 

Тема 15. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Примерный план

1. Нормативно-правовой акт как форма (источник) права.

2. Законы и подзаконные акты.

3. Систематизация нормативно-правовых актов: значение и виды.

 

Тема 16. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Примерный план

1. Понятие правового отношения как разновидности общественных отношений.

2. Состав правоотношения.

3. Юридические факты и правовые отношения.

 

Тема 17. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА

Примерный план

1. Понятие и основные формы реализации права.

2. Применение как особая форма (способ) реализации права.

3. Акты применения права: понятие, признаки, требования.

 

Тема 18. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА

Примерный план

1. Понятие и значение толкования в реализации права.

2. Виды и способы толкования права.

3. Акты толкования права.

 

Тема 19. ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Примерный план

1. Понятие и значение юридической техники.

2. Основные приемы юридической техники.

3. Техника правотворчества.

 

Тема 20. ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Примерный план

1. Правовое поведение как разновидность социального поведения.

2. Правомерное поведение: понятие, виды.

3. Правонарушение как разновидность асоциального поведения.

 

Тема 21. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Примерный план

1. Юридическая ответственность как форма социальной ответственности.

2. Позитивная и негативная юридическая ответственность.

3. Критерии и факторы эффективности применения мер юридической ответственности.

 

Тема 22. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Примерный план

1. Понятие механизма правового регулирования.

2. Элементы механизма правового регулирования.

3. Эффективность механизма правового регулирования.

 

Тема 23. ЗАКОННОСТЬ

Примерный план

1. Законность: понятие и принципы.

2. Система гарантий и требований законности в государствах с различным политическим режимом.

3. Деформации законности: причины и формы проявления.

Тема 24. ПРАВОПОРЯДОК

Примерный план

1. Понятие правопорядка в обществе.

2. Функции, структура и виды правопорядка.

3. Механизмы обеспечения и охраны правопорядка.

 

Тема 25. РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Примерный план

1. Особенности русского и российского государства досоветского периода.

2. Советская государственность: основные параметры и причины кризиса.

3. Государственность современной России: сущность, формы, соотношение с политической системой.

 

Тема 26. РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ОБЩАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Примерный план

1. Периодизация развития российского права и российской правовой системы.

2. Советское право и социалистическая правовая система.

3. Становление постсоветской российской правовой системы: тенденции и перспективы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.