Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос. Роль ППИ






Осуществление опытно-экспериментальной исследовательской работы представляется очень важным средством целенаправлен­ного поиска эффективных путей обучения и воспитания. Выпол­нение этой работы призвано способствовать решению основных практических задач образования на современном уровне. Кратко охарактеризуем главные составляющие такой работы.

 

1. Диагностика ситуации обновления и развития в школе, се­мье, микросоциуме на данный момент, педагогический анализ до­стижений и недостатков, степени реализации возможностей, эф­фективности используемых подходов и средств.

 

2. Прогнозирование, психолого-педагогическое проектирование и
опережающее экспериментирование.
Такая работа бывает необхо­
дима при составлении перспективных и текущих планов, при оп­
ределении направлений и ориентиров практической деятельно­
сти. Она нужна для того, чтобы придать прогностическо-проекти-
ровочной деятельности научную состоятельность и обоснованность.
Особо нужно сказать об опережающем педагогическом экспери­
ментировании. Его суть заключается в том, что оно позволяет по­
лучить определенную прогностическую информацию, увидеть чер­
ты возможного будущего. Такое экспериментирование позволяет
создать свою модель развития в конкретных условиях выполнения
деятельности и воплотить ее в жизнь, создавая образец для более
широкой практики.

3. Формирование личности творческого педагога с явно выра­
женным индивидуальным стилем деятельности. Известно, что
характер и содержание совместно выполняемой деятельности,
складывающиеся в группе, характер межличностных и другого
рода отношений в конечном счете формирует личность.

4. Развитие инициативы и творчества воспитанников. Понятно,
что содержание и направленность творческой деятельности пе­
дагога и воспитанника чаще всего не совпадают. Педагог занима­
ется педагогическим творчеством, воспитанник — предметным
(художественным, техническим и т.д.). Однако общий дух твор­
чества, уважение к поиску, поощрение инициативы и нестан­
дартной мысли — все это развивается лучше всего в ищущем
педагогическом коллективе. Ну а там, где предмет поиска педа­
гога и его воспитанника совпадает, что бывает нередко (совмест­
ная художественная самодеятельность, диспуты, составление про­
ектов, в том числе и педагогических, и т.д.), условия для со­
творчества, взаимного обогащения становятся еще более благо­
приятными.

5. Преодоление мифов, стереотипов, инертности и иждивенчества.
Поиск способствует наиболее эффективному очищению от рути­ны, возбуждает энергию, укрепляет веру в свои силы. Успешнее
идет процесс пересмотра многих мифических представлений и
суждений типа: идеальный школьник — это удобный, послуш­
ный ученик; слово педагога — закон; хорошая учеба — показатель
благополучия в развитии личности; чем больше воспитательных
мероприятий, тем интенсивнее воспитание.

Освоение опытно-поисковой работы стимулирует психолого-педагогическое творчество, включающее педагогов и психологов в общий инновационный поток.

Собственная потребность в обновлении образования и всей социальной сферы требует особого внимания к инновационным процессам, к тому, что мешает и что способствует возникнове­нию и распространению психолого-педагогических нововведений, к тому, какую роль играют и должны играть в этом процессе педа­гогическая и психологическая науки. Особое значение для пони­мания и стимулирования обновления образования имеют катего­рии: новое, новаторство, новация, нововведение, инновация, инновационный процесс, а также противоположные категории и понятия: отжившее, рутинное, консерватизм, прожектерство и др. Задача, разумеется, заключается не в том, чтобы приклеивать ярлыки и клеймить консерваторов, а в том, чтобы разобраться в диалектике взаимодействия нового и старого, в механизмах и ус­ловиях замены устаревшего новым, в способах и возможностях позитивного влияния на эти процессы. Конечно, следует научить­ся отличать подлинное новаторство от его имитации, от прожек­терства (необоснованных проектов, якобы решающих сложные педагогические проблемы).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.