Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 12. Исследовательские методы и методики






После того как определена логическая структура исследования (сформулирована тема, намечен объект и выделен его предмет, построена цепочка задач и т.д.), остается приступить к решению поставленных задач.

Исследователю, чтобы решить поставленные задачи, необхо­димо ориентироваться на использование определенной совокуп­ности способов, средств и приемов научного познания. Метод - Способ познания изучаемой реальности, который позволяет решить зада­чи и достичь цели поисковой деятельности, представляет собой метод научного познания действительности. Использование тех или иных методов познания действительности обусловлено мировоз­зренческой позицией исследователя — его взглядами на сущность предмета исследования, ориентацией на определение формы на­учного знания, разработанностью и возможностями существую­щих методов.

Прежде всего, при планировании и проведении психолого-пе­дагогических исследований необходимо ориентироваться на ме­тодологические принципы и конкретно-научные формы их про­явления в соответствии с теоретической позицией исследователя.

Для решения конкретных задач изучения особенностей психи­ки и поведения человека, их формирования в педагогическом процессе применяется множество исследовательских методов. Вы­бранные адекватно задачам, методы и способы поисковой дея­тельности позволяют воплотить идею и замысел, проверить гипо­тезы, разрешить поставленные проблемы. Они обычно специфич­ны на каждом из этапов исследования.

Исследовательские методы группируют по различным призна­кам. По назначению различают в одном случае методы сбора фактического материала, его теоретической интерпретации, направ­ленного преобразования. В другом случае выделяют методы диаг­ностики, объяснения, прогнозирования, коррекции, статистиче­ской обработки материала и др. По уровню проникновения в сущ­ность выделяют группу методов эмпирического исследования, осно­ванного на опыте, практике, эксперименте, методы обработки материалов и методы теоретического исследования, связанного с абстрагированием от чувственной реальности, построением мо­делей, проникновением в сущность изучаемого.

Основными исследовательскими методами являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение и эксперимент применяются во мно­гих других науках, и поэтому их можно считать общенаучными. Кроме этих методов используются и другие методы, которые спе­цифичны для социальных наук, в том числе для психологии и педагогики, и позволяют конкретизировать и реализовать в соот­ветствии с задачами исследования требования.методологических положений. Это следующие исследовательские методы: метод бе­седы, метод изучения процесса и продуктов деятельности, метод анкетирования, метод тестирования, оценивания и др.

При использовании исследовательских методов в зависимости от того, какие задачи необходимо решать, приходится выявлять и фиксировать условия возникновения и особенности протекания изучаемых психических явлений, определять процедуру проведе­ния исследования, снятия данных экспериментов, их анализа и интерпретации. Для решения подобных задач используются конк­ретные методики психологического исследования. Методика – это конкретная процедура для решения задач исследовательской работы. Их арсенал до­статочно широк, все они выступают как способы (средства) кон­кретизации и воплощения исследовательского метода. Например, если тестирование есть исследовательский метод, то в качестве методик, конкретизирующих и реализующих этот метод, высту­пают конкретные тесты (методики): тест Равена, опросник Кет-тела, Айзенка и др.

Чтобы выбрать тот или иной метод, и тем более для того, что­бы определить группу методов, позволяющих осуществить поис­ковую исследовательскую работу, полезно познакомиться хотя бы с краткой характеристикой отдельных методов, уяснить их воз­можности.

 

Методика

1- сознательные(опелируют к сознанию испытуемого – анкеты)

2- Бессознательные (направленные на неосознанные реакции испытуемых)

 

-Бланковые методики – серия вопросов, суждений, вопросов на стандартном бланке. (просты в использовании и обработке, но строгие требования к бланкам)

 

-Опросные методики(не требуют бланков, и позволяют исследователю вести себя гибко в отношении испытуемого, но субъективность в выборе вопросов и интерпретация ответов. Отсутствие высокой надёжности)

 

-Проективные методики – диагностируют личность в целом, испытуемому предлагают интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершить предложение, дорисовать или нарисовать что либо.

(наиболее валидны и информативны, но сложны в интерпретации)

 

-Методика объективно – манипуляционные – манипулирование с какими-либо объектами, конструирование.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.