Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расчет на устойчивость усталостным деформациям дорожных одежд загородных дорог под нагрузки А1 и А2.






В монолитных слоях дорожной одежды напряжения, возникающие при прогибе дорожной одежды под действием кратковременных повторных нагружений, не должны вызывать нарушения структуры материала и приводить к образованию трещин. Для этого должно выполняться условие

 

k пртр R допr, (1.12.2)

где k пртр – требуемый коэффициент прочности с учетом заданного коэффициента надежности, принимаемый по таблицам 1.4.1 – 1.4.4;

R доп – предельно допустимое напряжение изгиба материала слоя с учетом усталости, определяемое расчетом, МПа;

σ r – наибольшее напряжение растяжения, определяемое расчетом, МПа.

Наибольшее напряжение растяжения σ р при изгибе в монолитном слое вычисляют с помощью номограмм.

В практике проектирования дорожных одежд встречаются два характерных случая:

а) монолитный слой или некоторая сумма смежных слоев из однотипных монолитных материалов находится в верхней части дорожной одежды – это асфальтобетоны и подобные им покрытия, асфальтобетонные основания, расположенные непосредственно под асфальтобетонным покрытием;

б) монолитный слой, расположенный в толщине дорожной одежды, – разного рода монолитные основания.

Однослойные монолитные покрытия рассчитывать на напряжение при изгибе с помощью номограммы (рисунок 1.12.1).

 

 

Рисунок 1.12.1 – Номограмма для определения растягивающего напряжения при изгибе от одиночного нагружения в верхнем монолитном слое дорожной одежды

 

Номограмма связывает относительную толщину покрытия h 1/ D (горизонтальная ось) и отношение модуля упругости материала покрытия к общему модулю на поверхности основания Е i/ Е общ (кривые на номограмме) с максимальным напряжением на растяжение при изгибе в материале покрытия от местного нагружения, равного 1 МПа (вертикальная ось). Номограмма построена для наиболее неблагоприятного случая, когда сцепление покрытия с основанием недостаточно.

При расчете на изгиб нижнего слоя двухслойного покрытия и слоев асфальтобетонного основания, подстилающего асфальтобетонное покрытие, необходимо весь пакет асфальтобетонных слоев принимать за один эквивалентный слой. В этом случае модуль упругости эквивалентного слоя толщиной, соответствующей общей толщине пакета, необходимо определять по формуле (1.11.10), а рассчитывать на выполнение неравенства (1.12.2) в нижнем слое асфальтобетонного основания, если он обладает наименьшей прочностью на растяжение при изгибе. Если минимальной прочностью среди асфальтобетонных слоев обладает один из вышележащих слоев, то в расчет принимаются средневзвешенные расчетные характеристики пакета слоев. Также средневзвешенные характеристики принимаются в расчет, если толщина плотных слоев асфальтобетона превышает более, чем в 1, 3 раза толщину слоев из пористого асфальтобетона и общая толщина слоев из плотного асфальтобетона более 0, 1 м.

Промежуточные монолитные слои оснований дорожной одежды необходимо рассчитывать с использованием номограммы 1.12.2.

Для этого многослойную конструкцию следует привести к трехслойной, где средним будет монолитный слой, который рассчитывается (см. слой 2 на рисунке 1.12.4). Номограмма связывает относительную толщину двух верхних слоев трехслойной системы (h 1+ h 2)/ D и растягивающие напряжения от растягивающего напряжения в нижней точке слоя, который рассчитывается, под центром нагруженной площади (где эти напряжения достигают максимального значения) при разных соотношениях модулей упругости слоев Е 1/ Е 2 (кривые на номограмме) и Е 2/ Е 3 (лучи на номограмме). Полное значение напряжений σ р вычисляется по формуле (1.12.6).

Допустимые растягивающие напряжения при изгибе асфальтобетона R доп определяют по формуле 1.12.3.

Рисунок 1.12.2 – Номограмма для определения растягивающего напряжения

в промежуточном монолитном слое дорожной одежды

Rдоп = Ru·(1 – 0, 1·t)· kM · kкн · kT, (1.12.3)

где Ru – прочность асфальтобетона на растяжение при изгибе с учетом повторности действия напряжений (см. раздел 7).

t - коэффициент нормированного отклонения, принимаемый по таблице 1.12.1;

Таблица 1.12.1 - Коэффициент нормированного отклонения t

kн 0, 85 0, 90 0, 95 0, 98
t 1, 06 1, 32 1, 71 2, 19

kM – коэффициент учета снижения прочности во времени от действия природно-климатических факторов, принимаемый по таблице 1.12.2;

kT – коэффициент учета снижения прочности материала в конструкции в результате температурных воздействий, принимаемый по таблице 1.12.2;

 

Таблица 1.12.2 – Значения коэффициентов kM и kT

Материал покрытия kM kT
Асфальтобетон на модифицированном вяжущем Асфальтобетон плотный: 1 марки 2 марки 3 марки Асфальтобетон пористый 1 марки 2 марки Асфальтобетон высокопористый 1, 00   1, 00 0, 95 0, 85   0, 85 0, 80 0, 70 1, 00   0, 90 0, 85 0, 80   0, 90 0, 80 0, 70

 

Ккн – коэффициент учета кратковременности и повторности нагружения на дорогу, определяемый по формуле

Ккн = α ·∑ Nр , (1.12.4)

где α – коэффициент, учитывающий повторность нагружения в нерасчетный период года по приложению 4;

m – показатель усталости материала по приложению 4;

Nр – суммарное расчетное число приложения приведенной расчетной нагрузки к расчетной точке на поверхности дорожной конструкции за расчетный срок службы, осей.

Для прочих монолитных оснований R доп определяют по форму

R доп = Ru (1.12.5)

Полное растягивающее напряжение σ r (МПа) определяют по формуле

σ r = · р · К б, (1.12.6)

где - растягивающее напряжение в рассматриваемом слое, МПа;

К б - коэффициент, учитывающий особенности напряженного состояния покрытия под колесом автомобиля со спаренными баллонами (Кб = 0, 85) и однобаллонными колесами (К б = 1, 0).

Расчет покрытия по 1.12.2 или его эквивалентного монолитного слоя на изгиб осуществляют в следующей последовательности:

а) вычисляют h 1/ D при однослойном покрытии или ∑ h i/ D (асфальтобетонное покрытие на асфальтобетонном основании) и по формуле (1.11.10) находят средний модуль упругости асфальтобетонных слоев;

б) общий модуль упругости Е общ на поверхности основания, подстилающего асфальтобетон, приводят к эквивалентному полупространству с модулем упругости Е общ, определяемому путем последовательного вычисления общих модулей упругости каждой пары смежных слоев по методике раздела 1.10.

в) по отношениям Е i/ Е общ основания и h 1/ D с помощью номограммы (рисунок 1.12.2) определяют растягивающее напряжение в рассматриваемом слое от разового нагружения. Полное растягивающее напряжение σ r определяют по формуле (1.12.6).

г) вычисляют допустимые растягивающие напряжения по формуле (1.12.3). Далее вычисляют соотношение R допr, и если оно больше или равно К пр, то конструкцию считают соответствующей требованиям прочности на растяжение при изгибе. В противном случае необходимо откорректировать толщину слоев.

Промежуточные монолитные слои рассчитывают в следующем порядке:

а) по формуле (1.11.10) вычисляют средний модуль упругости конструктивных слоев, которые расположены выше рассчитываемого монолитного слоя (слой h 1, на рисунке 1.12.2).

Расчетный модуль упругости слоев из материалов, содержащих органическое вяжущее принимают при температуре 0 0С.

Слои, подстилающие монолитный слой, приводят к эквивалентному жесткому полупространству с модулем упругости Е 3, определяемым путем последовательного вычисления общих модулей упругости каждой пары смежных слоев по методике раздела 1.10.

б) по номограмме (рисунок 1.12.2) находят растягивающее напряжение в расчетном слое от одиночного нагружения. Для этого из точки на верхней горизонтальной оси, которая соответствует отношению ∑ hi / D, проводят вертикаль до кривой с соответствующим отношением Е 1/ Е 2, а из точки пересечения проводят вертикаль до луча, который соответствует отношению Е 2/ Е 3, откуда опускают вертикаль на нижнюю горизонтальную ось, где находят соответствующее значение . Расчетное значение σ r находят по (1.12.6) при К б=1, 0. Далее вычисляют соотношение R допr, и если оно больше или равно К пр, то конструкцию считают соответствующей требованиям прочности на растяжение при изгибе.

В противном случае необходимо откорректировать толщину слоев основания и повторить расчет.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.