Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная поддержка учащейся и студенческой молодежи.






 

В Законе «Об основах государственной молодежной политики» от 7 декабря 2009 г. № 65-З в статье 17 «Государственная поддержка молодежи в получении образования» прописаны гарантии и поддержка молодежи в этой области.

Социальная поддержка обучающихся в учреждениях профессионально-технического (далее – ПТО) и среднего специального образования (далее – ССО) включает:

- бесплатное обеспечение учебниками и учебными пособиями предоставляется учреждением образования на период обучения;

- обеспечение питанием (учащиеся учреждений ПТО, обучающиеся более 10 месяцев, обеспечиваются бесплатным горячим одноразовым питанием);

- охрана здоровья (в учреждениях ПТО и ССО работают здравпункты и стоматологические кабинеты, предназначенные для проведения лечебной и оздоровительной работы среди обучающихся; созданы социально-педагогические и психологические службы в целях оказания психологической помощи и социально-педагогической поддержки обучающимся, организована работа телефонов доверия);

- обеспечение местами для проживания в общежитиях (при невозможности предоставления места в общежитии иногородним учащимся возмещаются расходы по найму жилья: в Минске - в размере 3 базовых величин в месяц, в других населенных пунктах – 2 базовые величины).

Справочно: Местами в общежитиях обеспечено 100 % обучающихся в учреждениях ПТО и 98% учащихся, обучающихся в учреждениях ССО, подчиненных Министерству образования (в общежитиях УПТО - около 25 тыс. учащихся, в УССО – проживает более 14 тыс.).

- стипендии (учебные, социальные и специальные);

Справочно: Стипендии получают около 90% обучающихся в учреждениях среднего специального образования (подчиненных Министерству образования) на дневной форме обучения за счет средств бюджета.

- оказание материальной помощи (материальная помощь на проезд оказывается иногородним учащимся, среднедушевой доход семьи которых не превышает 100% величины бюджета прожиточного минимума).

- обеспечение одеждой, обувью и другими необходимыми средствами и предметами первой необходимостипри прохождении производственного обучения, практики обеспечиваются специальной одеждой, специальной обувью и другими необходимыми средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами по нормам, установленным для работников соответствующих отраслей, и в порядке, установленном законодательством;

- поддержка выпускников (выпускникам УПТО и УССО гарантировано предоставление первого рабочего места, а также гарантий и компенсаций в связи с распределением);

- отпуска ( академический, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; для прохождения военной службы, по состоянию здоровья).

Государство социально поддерживает и поощряет молодых людей, стремящихся получить высшее образование, создает условия для стимулирования их интеллектуальной и творческой деятельности. Так, студенты, получающие образование в дневной форме, получают стипендию, компенсацию за проезд на транспорте, при необходимости проживают в общежитиях учреждений образования.

Количество студентов и магистрантов учреждений высшего образования (далее – УВО) системы Министерства образования, которые проживают в общежитиях, составляла в 2013 году 81 024 человека или 67, 8% от общего количества студентов и магистрантов, которые нуждаются в общежитиях. Обеспеченность иногородних студентов и магистрантов общежитиями по УВО республики составляет 73, 3%.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 06.09.2011 № 398 «О социальной поддержке обучающихся» все виды стипендий определены в размерах, кратных тарифной ставке первого разряда, установленной Советом Министров Республики Беларусь для оплаты труда работников бюджетных организаций. При повышении тарифной ставки первого разряда стипендии автоматически увеличиваются. Так, в связи с повышением тарифной ставки первого разряда все виды стипендий увеличивались в 2013 г. трижды. В 2013 г. средний размер стипендий по сравнению с 2012 г. увеличился на 118, 5%.

В настоящее время стипендиями обеспечены около 90% обучающихся, имеющих право на получение стипендий.

С 01.09.2013 года размеры учебных стипендий (в зависимости от профиля специальности и среднего балла успеваемости) составляли:

· для студентов первой ступени высшего образования – от 488, 8 до 1130, 3 тыс. руб. (в долларовом эквиваленте по курсу Нацбанка на 03.05. 2014 г. – от 52 до 120 долларов США);

· для студентов второй ступени высшего образования (магистратура) – от 738, 4 до 1010, 6 тыс. руб. (в долларовом эквиваленте по курсу Нацбанка на 03.05. 2014 г. – от 78 до 107 долларов США).

С 01.09.2013 года размеры учебных стипендий (в зависимости от успеваемости) составляли:

· для учащихся учреждений среднего специального образования – от 408, 2 до 744, 6 тыс. руб. (в долларовом эквиваленте по курсу Нацбанка на 03.05. 2014 г. – от 43 до 79 долларов США),

· для учащихся учреждений профессионально-технического образования – от 408, 2 до 653, 1 тыс. руб. (в долларовом эквиваленте по курсу Нацбанка на 03.05. 2014 г.– от 43 до 69 долл. США).

С 01.09.2013 года размеры социальной стипендии составляли:

· для студентов – 387, 4 тыс. руб. (в долларовом эквиваленте по курсу Нацбанка на 03.05. 2014 г.– 41 долл. США);

· для учащихся учреждений среднего специального образования и профессионально-технического образования – 312, 0 тыс. руб. (в долларовом эквиваленте по курсу Нацбанка на 03.05. 2014 г. – 33 доллара США).

С 01.09. 2013 года аспирантам выплачивались стипендии в размере 1983, 8 тыс. руб. (в долларовом эквиваленте по курсу Нацбанка на 03.05. 2014 г. – 210 долларов США), докторантам в размере 2693, 6 тыс. руб. (в долларовом эквиваленте по курсу Нацбанка на 03.05. 2014 г. – 285 долларов США).

Размер учебной стипендии студентов по отношению к бюджету прожиточного минимума для студентов (с 01.05.2014 - 1236, 24 тыс. руб.) составляет от 96, 5% до 125, 5 %.

За высокие достижения в учебе, научной и общественной работе могут назначаться специальные, персональные стипендии Совета вуза, именные, а также, при особых успехах, стипендии Президента Республики Беларусь.

Размер специальных стипендий с 01.09.2013 г. составлял:

· для студентов – 777, 4 тыс. руб. (в долларовом эквиваленте по курсу Нацбанка на 03.05. 2014 г.– 82 доллара США);

· для учащихся учреждений среднего специального образования и профессионально-технического образования – 642, 2 тыс. руб. (в долларовом эквиваленте по курсу Нацбанка на 03.05. 2014 г. – 68 долларов США).

Размер персональных стипендий Совета высшего учебного заведения с 01.09.2013 г. составлял для студентов – 855, 4 тыс. руб. (в долларовом эквиваленте по курсу Нацбанка на 03.05. 2014 г.– 91 доллар США);

Размер именных стипендий с 01.09.2013 г. составлял:

· для студентов – от 1128, 4 до 1466, 9 тыс. руб. (в долларовом эквиваленте по курсу Нацбанка на 03.05. 2014 г.– от 120 до 155 долл. США);

· для учащихся учреждений среднего специального образования и профессионально-технического образования – 873, 6 тыс. руб. (в долларовом эквиваленте по курсу Нацбанка на 03.05. 2014 г. – 93 доллара США).

Размер стипендий Президента Республики Беларусь с 01.09.2013 г. составлял:

· для студентов – 780, 0 тыс. руб. (в долларовом эквиваленте по курсу Нацбанка на 03.05. 2014 г.– 83 долл. США);

· для аспирантов – 2886, 0 тыс. руб. (в долларовом эквиваленте по курсу Нацбанка на 03.05. 2014 г.– 306 долл. США).

Обучающимся, получающим стипендии из средств стипендиального фонда могут устанавливаться надбавки за особые успехи в учебе, общественной и научной работе, а также может оказываться материальная помощь в следующих случаях: смерть члена семьи, вступление в брак, рождение ребенка, компенсация за оздоровительную путевку, тяжелое материальное положение, стихийные бедствия, болезнь, связанная с амбулаторным лечением и хроническими заболеваниями.

В течение учебного года кураторами учебных групп ведется работа по сбору сведений о социальном положении обучающихся в профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях для дальнейшей работы с ними. Кураторы учебных групп, педагоги-психологи, представители профсоюзных организаций учебных заведений консультируют учащихся и студенческую молодежь по вопросам оказания различных форм социальной поддержки, а именно: охране здоровья, обеспечения местами для проживания в общежитиях, материальной помощи и т.п. В целом можно констатировать, что в Республике Беларусь разработана серьезная законодательная база по вопросам социальной защиты учащейся и студенческой молодежи.

Особое внимание уделяется работе со студентами, находящимися в социально опасном положении, а также с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.В учреждениях высшего образования, где среди обучающихся есть студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, еженедельно актуализируется и по мере необходимости обновляется банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. В установленные сроки соответствующая информация предоставляется в контролирующие органы.

По состоянию на начало 2013 года среди студентов дневной формы обучения 1 584 детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей (431 из них поступили в 2012/2013 учебном году). В 2012 году количество таких студентов составляло 1 736.

1 339 студентов с особенностями психофизического развития (в том числе инвалидов I, II, III группы, детей-инвалидов), из них поступили в
2012/ 2013 учебном году – 344 (в 2012 году количество студентов, относящихся к данной категории, составляло 1 328).

Студентов из многодетных семей – 5 520 (поступивших в 2012/2013 учебном году – 1 475). В 2012 году число студентов из многодетных семей составляло – 5 226.

14 552 студентов, имеющих другие категории льгот (ЧАЭС и др.), 3 229 из них поступили в УВО в 2012/2013 году. (13 646 студентов, имеющих указанные льготы, обучалось в УВО республики на 2012 год.)

Среди наиболее эффективно реализуемых форм, по мнению респондентов, - социальная поддержка талантливой и одаренной молодежи (это подтверждается и данными таблицы 1, где «поддержка талантливой и одаренной молодежи» занимает второе место), а так же учащихся и молодых специалистов из многодетных семей и из числа детей-сирот (детей, оставшихся без попечения родителей). В меньшей степени эффективными молодежь считает «социальную поддержку молодых семей», «льготное кредитование жилья».

Наибольшее расхождение во мнениях учащейся и работающей молодежи выявлено относительно трудоустройства молодых специалистов и социальной поддержки молодых семей. Так 15, 0 % работающих респондентов говорят об эффективности трудоустройства молодых специалистов, а среди учащихся так считают 9, 8 %. Это можно объяснить неуверенностью учащихся в помощи государства при трудоустройстве(20, 8 % рассчитывают на распределение, 4, 3 % - на помощь государственной службы занятости). В то же время 19, 9 % учащихся считают, что государство эффективно реализует социальную поддержку молодых семей, а среди работающих эта цифра наполовину меньше (10, 3 %). Те же тенденции прослеживаются в ответах респондентов о наиболее необходимых направлениях социальной поддержки.

 

Таблица 1. Наиболее эффективно реализуемые формы социальной поддержки молодежи, по мнению респондентов (в %)

Формы социальной поддержки В целом по массиву Область Минск
Брестская Витебская Гомельская Гродненская минская Могилевская
Организация мероприятий, направленных на выявление талантливой и одаренной молодежи (олимпиады, конкурсы и т.д.) 23, 3 25, 2 22, 2 27, 7 19, 8 24, 4 22, 4 21, 8
Социальная поддержка учащихся и молодых специалистов из многодетных семей и из числа детей-сирот (детей, оставшихся без попечения родителей) 20, 2 29, 2 18, 8 18, 3 17, 8 10, 4 25, 9 19, 6
Организация мероприятий, направленных на поддержку талантливой и одаренной молодежи (выплата стипендий, премий, выделение грантов и т.д.) 18, 2 21, 3 17, 9 23, 8 15, 7 16, 5 16, 4 16, 2
Социальная поддержка молодых семей 14, 9 20, 3 15, 5 13, 9 12, 7 18, 3 18, 4 8, 1
Льготное кредитование жилья 13, 2 15, 3 11, 1 19, 8 11, 2 11, 6 16, 4 8, 5
Трудоустройство молодых специалистов 12, 5 13, 4 16, 9 15, 8 9, 6 10, 4 12, 9 9, 2
Трудоустройство учащейся молодежи 6, 9 5, 0 5, 8 4, 0 11, 2 3, 0 10, 9 7, 4
Нет ответа, затрудняюсь ответить 33, 7 19, 8 35, 7 30, 2 36, 0 40, 9 27, 9 43, 2

При всем многообразии форм и методов социальной поддержки молодежь выделяет круг наиболее необходимых для себя. Распределение ответов на вопрос «Какие из форм и методов социальной поддержки наиболее необходимы молодежи?» представлено на рисунке 1.

Рисунок 1. Наиболее необходимые формы и методы социальной поддержки, по мнению респондентов (в %)

Полученные данные показывают, что наиболее необходимыми формами являются:

· льготное кредитование жилья,

· трудоустройство молодых специалистов,

· социальная поддержка молодых семей,

· льготное кредитование получения образования.

Все эти формы социальной поддержки затрагивают основные сферы жизнедеятельности молодежи (семья, работа, образование) и представляют витальные ценности молодого поколения. Следовательно, государство должно обратить особое внимание на перечисленные выше четыре формы социальной поддержки молодежи, не ограничиваясь при этом сугубо количественными показателями. Например, одной из реальных форм решения жилищной проблемы в стране является создание государственного фонда арендного жилья, где молодежь могла бы иметь ряд преференций (первоочередное выделение, скидки на аренду, возможность сменить квартиру при рождении ребенка). Наряду с финансовой поддержкой семьи, респонденты считают необходимым заключать с семейными людьми бессрочные трудовые контракты, что будет способствовать повышению престижа семейного человека, его уверенности в будущем.

Данные в разрезе областей представлены в таблице 2.

Таблица 2. Наиболее необходимые формы и методы социальной поддержки молодежи, по мнению респондентов (в %)

  Формы и методы социальной поддержки Область Минск
Брестская Витебская Гомельская Гродненская минская Могилев-ская
Льготное кредитование жилья 84, 2 84, 5 79, 7 74, 6 72, 6 78, 6 74, 9
Трудоустройство молодых специалистов 62, 4 55, 6 59, 9 57, 4 62, 8 59, 7 52, 0
Социальная поддержка молодых семей 54, 5 49, 8 53, 5 43, 1 53, 7 60, 2 51, 3
Льготное кредитование получения образования 42, 1 42, 5 30, 7 41, 1 36, 6 37, 8 41, 0
Социальная поддержка учащихся и молодых специалистов из многодетных семей и из числа детей-сирот (детей, оставшихся без попечения родителей) 17, 8 10, 1 14, 4 14, 2 15, 2 16, 4 13, 7
Трудоустройство учащейся молодежи (студенческие и волонтерские отряды и т.д.) 11, 4 10, 1 12, 4 13, 7 9, 8 13, 4 7, 7
Организация мероприятий, направленных на поддержку талантливой и одаренной молодежи (выплата стипендий, премий, выделение грантов и т.д.) 8, 9 11, 1 13, 4 11, 2 10, 4 11, 9 11, 1
Льготное кредитование потребительских товаров 3, 5 8, 7 4, 5 12, 7 6, 1 3, 0 7, 4
Создание социально-психологических центров для работы с молодежью 3, 5 5, 8 3, 5 8, 1 7, 9 3, 5 10, 0
Организация мероприятий, направленных на выявление талантливой и одаренной молодежи (олимпиады, конкурсы и т.д.) 3, 5 5, 8 6, 4 6, 1 4, 9 4, 5 8, 9

Таким образом, в настоящее время самого пристального внимания со стороны государства требуют два ключевых направления социальной поддержки учащейся и студенческой молодежи: льготное кредитование жилья и получения образования; социальная защита молодых семей.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.