Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Музыкально-ритмическое воздействие на детей, подростков и взрослых






Музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания человека. Она способствует формированию и развитию его двигательных навыков, ритмических способностей.

На значение музыки в эстетическом воспитании детей уже раннего возраста указывал В. М. Бехтерев. Дети задолго до развития экспрессивной речи реагируют на музыку, звуки песни. С возрастом на ребенка действует то или иное изменение высоты тонов или мелодии звуков, ибо ребенок на одни мелодии реагирует сосредоточением и успокоением, а на другие — плачем. Еще позднее начинает влиять на ребенка тембр или музыкальная окраска, так как в это время он различает тон речи. Но недостаточно руководствоваться одним сосредоточением ребенка на музыкальные пьесы Следует учитывать саму реакцию ребенка, вызываемую музыкой у одних маленьких детей музыка вызывает плач и раздражение, у других — радостную эмоцию и успокоение.

У детей необходимо развивать слух, тщательно подбирая для прослушивания музыкальные произведения, детские и народные песни. В. М. Бехтерев утверждал, что от детальной разработки вопроса о музыкальном воспитании с раннего детского возраста в значительной мере зависит эстетическое, а следовательно и нравственное развитие человеческой личности.

Музыка учит воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать.

У подростков и взрослых эстетическое кредо сформировано в той или иной степени. Специально направленные музыкальные произведения укрепляют положительные нравственные чувства человека. Музыка помогает самому взрослому (подростку, школьнику) выявить то положительное в своей личности, что в дальнейшем способствует при содействии логопеда, психотерапевта преодолению речевого и неречевого расстройств. Беседы о музыке, прослушивание музыкальных произведений, обсуждения той или иной темы и ее воплощения в разных видах искусства (в музыке, живописи, балете, поэзии и т. п.) помогает специалисту содержательно строить коррекционное занятие. С одной стороны, материал


подобных обсуждений становится образовательной основой занятия, с другой — тренируется сам процесс речи, общения. Музыка или занятия по поводу музыки оказывают положительное влияние на весь психический облик человека, поскольку довольно часто именно с помощью музыки человек познает решение ранее трудных для него проблем, именно с помощью музыки актуализируются творческие начала личности, а иногда просто разрешаются трудные и конфликтные жизненные ситуации. В коррекционной работе со взрослыми и особенно с подростками создание правильных (требовательных и одновременно щадящих) отношений с окружающими является одним из важных факторов эффективности логотерапевтического воздействия.

Музыка способствует формированию морального облика ребенка. Музыкальные произведения, песни о Родине, о В. И. Ленине, о Москве пробуждают чувство любви к нашей стране. Хороводы, песни разных народов вызывают интерес к ним, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, веселый юмор и задорные плясовые мелодии. В коллективных песнях, танцах, играх, когда дети охвачены общими переживаниями, укрепляются чувства дружелюбия, общности, сопереживания.

Музыка является средством активизации умственных способностей детей, поскольку ее восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Беседа по поводу прослушанной музыки учит делать первые обобщения и сравнения.

О влиянии музыки на детей, о ее значении в эстетическом, \ умственном, физическом воспитании писали М. Я. Басов, Н. Г. Александрова, Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, Е. И. Зоткина и др.

Музыкально-ритмическое воздействие на школьников, подростков и взрослых проявляется в дальнейшем совершенствовании личности человека, его функциональных систем. Речевая и двигательная системы человека к указанным возрастам в целом сформированы, но их функционирование может совершаться на основе патологических условных рефлексов. Логопедическая ритмика помогает разрушить «почву», на которой возникло речевое расстройство, и содействует нормализации рече- и общедвигательной функций.

Музыка тесно связана с движением. Музыка и движение — основные средства формирования двигательных навыков, ритмической тренировки. Художественный образ, развиваясь во времени, передается с помощью сочетания и чередования средств музыкальной выразительности. Движение также располагается во времени: изменяется его характер, направление, развертывается рисунок построения. Контрастность и повторность в музыке вызывают по аналогии контрастный характер движения и его повторность. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение,


которое, в свою очередь, придает движению особую выразительность. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение.

Психолог М. Я. Басов указывал, что изучение личности ребенка было бы неполно, если бы оно не распространялось на такую специальную форму двигательной деятельности, когда движение в известном смысле реализуется музыкальным процессом. Оно проигрывало бы от такого упущения не только в отношении изучения движений, как таковых, но и в отношении изучения процессов регуляции, которые при этих условиях обнаруживаются очень ярко и с таких сторон, какие во всех других формах двигательной деятельности не выступают так отчетливо. Наиболее эффективны ритмические музыкальные и двигательные упражнения

Школьники, подростки и взрослые усваивают общие закономерности ритма осознанно. В отличие от дошкольников они вместе с педагогом анализируют ритмический рисунок музыки и его возможное двигательное воплощение. При осознанном восприятии музыки и двигательном ее выражении не исключается влияние музыки и движения на эмоционально-волевую сферу человека, поскольку чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. На эмоции человека оказывают влияние содержание музыкального произведения, его мелодия и гармония. Естественно, что мелодия и гармония музыкального произведения, пробуждая эмоции, создают основу для их двигательного ритмичного выражения. Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, тем больше движений, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно, в свою очередь, способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный аппараты. Выполняя движения под музыку, взрослые (подростки, школьники) мысленно представляют тот или иной образ, воспроизводят его по-своему, в новых, необычных связях, комбинируя элементы танца, характерные движения персонажа. Так рождается и проявляется творческое воображение. Музыкально-ритмические движения требуют своевременной, осознанной реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое, умения быстро и точно его тормозить. Таким образом, передача в движении ритма сменяющихся разнохарактерных тем — основной метод ритмической тренировки взрослых (подростков, школьников).

Со взрослыми изучаются такие характеристики музыкального ритма, как темп, характер, форма, динамическая насыщенность музыкального отрывка, затем — своеобразие фразировки, детали ритмического рисунка, размер тактов. На занятиях даются примеры темпа музыкального произведения: быстрый, умеренный и совсем медленный и их обозначения (на итальянском языке): largo — очень медленно, широко, протяжно; adagio — медленно, мягко, спокойно; lento — медленно; andante — довольно медленно, не спеша; moderato — умеренно; allegretto — довольно оживленно; vivace — очень скоро, живо; presto — очень скоро, торопливо. Воспитывается (особенно у школьников) устойчивость в темпе,


поскольку это умение довольно трудно усваивается — после прекращения музыки у занимающихся наблюдается тенденция к ускорению движения. Необходимо также воспитывать переключение с одного темпа на другой, работать над движениями, постепенно ускоряющимися или замедляющимися. Затем усваиваются динамические оттенки музыки и соответствующая терминология: forte — громко, сильно; mezzo-forte — средней громкости; piano — тихо, слабо; fortissimo — очень громко и т. д.

От динамических колебаний музыкального звучания зависят различные степени напряжения или расслабления движения, разный объем движений, постепенное или внезапное ускорение или замедление движения; музыка подсказывает и подчеркивает энергичный бодрый характер марша или гимнастического упражнения, легкость и изящество танцевального движения, спокойствие и плавность жеста в упражнении, протекающем под медленную и плавную музыку. Полезно одно и то же упражнение провести под музыку разного темпа и характера.

В музыкальной форме имеются часть, период, предложение, фраза. При построении движения одна и та же часть музыки должна быть связана с одним и тем же рисунком движения или с движениями, тесно объединенными каким-то общим признаком. Если часть музыки представляет собой одну, вполне законченную музыкальную мысль, понятие части совпадает с понятием периода. Более крупные подразделения внутри периода называются предложениями, более мелкие — фразами. Фразы, связанные между собой, представляют логическое продолжение одна другой. Выделение этих кусков при построении движения на основе структуры музыкальной темы называется фразировкой. Деление музыкальной речи на крупные и мелкие куски определяет и расчлененность движения, построенного на основе музыкального ритма. Форма и фразировка музыкальных произведений дают богатые возможности для работы над расчленением и распределением действия и движения. Начало и конец музыкального произведения должны соответствовать началу и концу движения. На занятиях надо научить пациента умению расчленять свои действия на куски, фразы, устанавливать пространственную и временную протяженность этих кусков, их соотношение. Для этого вначале даются для прослушивания музыкальные примеры, не имеющие расчленения внутри себя. Задача — точно связать начало и конец своего действия с началом и концом музыкального примера, уложиться во времени, ограниченном течением музыкальной мысли. Затем даются примеры с ясно выраженными расчленениями внутри периода. В движении требуется отразить расчленение внутри музыкальной мысли таким образом, чтобы каждому предложению или фразе отвечало какое-то одно движение, совпадающее с началом и концом данного музыкального отрезка.

Работа над музыкальной формой и фразировкой дает возможность планировать движения в пространстве, устанавливая связь между временным распределением частей и фраз музыки и про-


странственным распределением передвижения отдельных лиц или групп.

Акценты расчленяют музыкальную речь на ряд равных по величине отрезков — метров. Метрическое деление музыкальной речи не всегда совпадает с ее внутренним, логическим, смысловым расчленением. Строгий рисунок метрической периодичности в музыке позволяет произвести точный расчет движения, добиться полной согласованности коллективного действия, поставить задачу на одновременное исполнение нескольких разнородных движений. Метрические ударения делят музыкальную речь на такты, которые бывают разного размера. Чтобы определить размер такта, нужно установить основную единицу движения, т. е. длительность, наиболее характерную для данного музыкального движения, и затем отсчитать число таких единиц от одного акцентированного момента до следующего. Так, если мы примем четверть за основную единицу

движения и отсчитаем две такие единицы, то размер будет 2/4. Если таких единиц будет 3, то размер (такт) будет в 3/4 и т. д. Размеры бывают простые и сложные. Простые имеют только одну ударную или сильную долю такта2/4, 3/4, 3/8. Сложные состоят

из объединенных двух или нескольких тактов: 4/4это объедине-

ние двух тактов в 2/4.

Указанные выше сведения даются на занятиях с занимающимися старшего возраста. После их усвоения работа на тему метр начинается с определения размера музыкального произведения. Сначала выясняется единица музыкального движения, отмечается начало такта шагом или хлопком, отсчитываются доли такта, определяется размер. Затем занимающиеся учатся вступать в действие, начиная свое движение на такт позднее своего соседа; определяют размер знакомых мелодий; выполняют в соответствии с размером движения.

На последующих занятиях педагог объясняет, что звуки в музыкальном произведении разные: одни более длинные, другие — более короткие, и они находятся между собой в кратных отношениях (2; 4; 8). Различные сочетания и группировки коротких и длинных звуков, составляющие мелодию, носят название ритмического рисунка мелодии.

Ритмический рисунок музыкальных произведений способствует выполнению движений разного объема и разной продолжительности. Его можно передать хлопками, шагами, бегом, поворотами туловища, взмахами рук и другими движениями. По мере усвоения ритмического рисунка музыки он передается гимнастическими, танцевальными и, наконец, свободными движениями. Мелкий ритмический рисунок музыки при переводе на движение укрупняется, так как само движение устанавливает свой собственный ритмический рисунок, совпадающий лишь в основных чертах с ритмическим рисунком музыки.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.