Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Социологический анализ общества (Объем - 38 часов)






Тема 5. Структура общества. Концепции строения общества

(Объем – 22 часа)

[1], гл. 4, 8-10, 13; [3], гл. 9-13; [4], гл. 7, 9, 12-14;

[5], гл. II, XII; [8]; [9], гл. 3, 6, 9-17; [11]

 

Общество как система: строение, функционирование. Принципы самоорганизации.

Строение общества как иерархия социальных групп. Статус как статическая характеристика, отражающая положение индивида в обществе и ожидания людей, связанные с выполнением присущей статусу основной функции; виды статусов. Социальная роль как динамическая характеристика, показатель различий в понимании прав и обязанностей, качества выполнения функций.

Социальные общности и группы. Классификация групп: большие и малые, первичные и вторичные, неформальные и формальные.

Стратификация общества как отражение неравенства людей. Исторические типы страт: касты, рабство, сословия, классы. П. Сорокин о формах стратификации: экономической, политической, профессиональной.

Марксизм о классовой структуре общества: собственность на средства производства как критерий социальной стратификации.

Социальные институты: происхождение, сущность, функции, структура. Типы социальных институтов, их взаимодействие. Социальные организации: понятие, основные признаки, функции и виды.

 

Тема 6. Социальная динамика и пути социального развития. Типы современных обществ (Объем – 8 часов)

[1], гл. 11, 14; [3], гл. 14-16; [4], гл. 1, 7, 16-20;

[5], гл. II, X, XIII; [7]; [8]; [9], гл. 18-20; [10]; [11]

 

Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества. Экономический материализм как основа представлений о линейном социальном прогрессе. Понятия базиса и надстройки общественно-экономической формации. К. Маркс о характерных чертах ОЭФ, путях перехода от одной формации к другой, ограниченности формационной теории.

Концепции циклического развития обществ. Цивилизация: понятие и характерные черты. Цивилизация как синоним культуры. Концепция развития как смены культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Эволюция представлений о цивилизации О. Шпенглера, А. Тойнби, С. Хантингтона. Современный взгляд на мировую и локальные цивилизации: сочетание линейного и циклического процессов.

Демографический рост, миграция, урбанизация как факторы социальной динамики. Социальная мобильность и ее формы. Вертикальная мобильность: общие принципы, проблемы преодоления социальных перегородок, связь с экономическим и политическим устройством общества. Причины и механизмы горизонтальной мобильности.

Эволюционный и революционный пути развития общества. Эволюционистская традиция в социологии, роль конкуренции в развитии общества. Концепции социальной революции. Роль и место революции в марксистской социологии. Факторы социальной революции. Социальные движения.

Глобальные революции и социальный прогресс. Неолитическая революция и ее значение в историческом развитии общества. Научно-техническая и информационная революции: сущность, основные черты. Концепция глобализации.

Глобальные проблемы современности: ядерная угроза, технологический риск, опасность экологической катастрофы, терроризм. Механизм разрешения противоречий.

Техногенный подход к развитию общества (Д. Белл, У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт). Типологизация обществ по уровню культурно-экономического развития.

Аграрное (примитивное, традиционное, доиндустриальное) общество – характерные черты, критерии периодизации.

Индустриальное общество. Индустриализация как социальный прогресс. Типы модернизации: органический, «догоняющий». Содержание и особенности российских модернизаций. Место менеджмента и рационализации в индустриальном обществе. Собственность как критерий стратификации. Институционализация классового конфликта.

Постиндустриальное общество: социальная структура, роль элиты, знания как критерий стратификации, границы применения концепции.

 

Тема 7. Проблемы управления обществом как системой. Промышленная социология. Социальная политика государства (Объем – 8 часов)

[1], гл. 12; [3], гл. 12; [4], гл. 5, 10, 13, 15, 18;

[5], гл. XI; [8]; [9], гл. 10, 13-17; [10]; [11]

 

Социальная сфера общества, ее взаимосвязь с материально-производственной, культурной и политической сферами. Социальная инфраструктура.

Социальная политика как целенаправленная деятельность по регулированию отношений между социальными группами, индивидами и обществом, сочетанию социальной справедливости и экономической эффективности. Социология труда.

Социология политики и права.

Структура этнического состава населения. Этносоциология как институт анализа и управления межнациональными отношениями. Причины межнациональных конфликтов, пути их преодоления.

Заключение.

 

Тематический план дисциплины

для студентов очной формы обучения

 

№ п/п   Наименование раздела, (отдельной темы) Кол-во часов по дневной форме обучения Виды занятий и контроля
лекции ПЗ (С) ЛР Самостоятель­ная работа Тесты Контрольные работы ПЗ (С) ЛР Курсовые работы (проекты)
аудит. ДОТ аудит. ДОТ аудит. ДОТ
ВСЕГО                          
I. I. Введение в социологию                   №1        
1. Предмет и метод социологии                          
2. История и основные направления развития социологии                            
II. Социология личности                 №2        
3. Личность как субъект и объект социологии. Социальное взаимодействие                            
4. Культура: ценности и нормы. Социализация личности.                          
III. Анализ общества                          
5. Структура общества                          
6. Социальная динамика                          
7. Управление обществом. Социальная политика                          

 

Тематический план дисциплины

для студентов очно-заочной формы обучения

 

№ п/п   Наименование раздела, (отдельной темы) Кол-во часов по дневной форме обучения Виды занятий и контроля
лекции ПЗ (С) ЛР Самостоятель­ная работа Тесты Контрольные работы ПЗ (С) ЛР Курсовые работы (проекты)
аудит. ДОТ аудит. ДОТ аудит. ДОТ
ВСЕГО                          
I. II. Введение в социологию                 №1        
1. Предмет и метод социологии                          
2. История и основные направления развития социологии                          
II. Социология личности                 №2        
3. Личность как субъект и объект социологии. Социальное взаимодействие                          
4. Культура: ценности и нормы. Социализация личности.                          
III. Анализ общества                          
5. Структура общества                          
6. Социальная динамика                          
7. Управление обществом. Социальная политика                          

 

Тематический план дисциплины

для студентов заочной формы обучения

 

№ п/п   Наименование раздела, (отдельной темы) Кол-во часов по дневной форме обучения Виды занятий и контроля
лекции ПЗ (С) ЛР Самостоятель­ная работа Тесты Контрольные работы ПЗ (С) ЛР Курсовые работы (проекты)
аудит. ДОТ аудит. ДОТ аудит. ДОТ
ВСЕГО                   №1      
I. III. Введение в социологию                          
1. Предмет и метод социологии                          
2. История и основные направления развития социологии                          
II. Социология личности                          
3. Личность как субъект и объект социологии. Социальное взаимодействие                          
4. Культура: ценности и нормы. Социализация личности                          
III. Анализ общества                          
5. Структура общества                          
6. Социальная динамика                          
7. Управление обществом. Социальная политика                          

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.