Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объем дисциплины и виды учебной работы. Федеральное агентство по образованию






Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра социально-гуманитарных наук

 

СОЦИОЛОГИЯ

 

Учебно-методический комплекс

 

 

Направления подготовки высшего профессионального образования:

080000 – Экономика и управление

140000 – Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

150000 – Металлургия, машиностроение и материалообработка

190000 – Транспортные средства

200000 – Приборостроение и оптотехника

210000 – Электронная техника, радиотехника и связь

220000 – Автоматика и управление

230100 - Информатика и вычислительная техника

240000 – Химическая и биотехнологии

261000 – Технология художественной обработки материалов

280200 – Защита окружающей среды

 

Санкт-Петербург

Издательство СЗТУ

 

 

Утверждено редакционно-издательским советом университета

УДК 316

ББК 60.5

Социология: учебно-методический комплекс (информация о дисциплине, рабочие учебные материалы, информационные ресурсы дисциплины, блок контроля освоения дисциплины) / сост. И.Н. Лопушанский. – СПб.: Изд-во СЗТУ, 2007. - 86 с.

 

 

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

Дисциплина посвящена изучению общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы; личности как субъекта социальных взаимодействий; истории развития социологической мысли; методов социологических исследований.

 

 

Рассмотрено на заседании кафедры социально-гуманитарных наук СЗТУ 7 мая 2007 г.; одобрено на заседании методической комиссии Ин-та управления производственными и инновационными процессами (предс. д.и.н., проф. Б.В. Павлов) 7 мая 2007 г.

 

Рецензенты: кафедра социально-гуманитарных наук СЗТУ (зав. кафедрой Б.В.

Павлов, д-р ист. наук, проф.);

Е.Л. Кантор, д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой экономики и

управления предприятий СЗТУ.

 

 

Составитель: И.Н. Лопушанский, канд. ист. наук, доц., Почетный работник

высшего профессионального образования Российской Федерации.

 

Ó Северо-Западный государственный заочный технический университет, 2007

 

ИНФОРМАЦИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ

Предисловие

Данный учебно-методический комплекс предназначен для всех специальностей и форм обучения в СЗТУ.

Изучаются следующие разделы дисциплины: Предмет и история социологии; социология личности; социологический анализ общества.

Программа реализуется в течение одного семестра II-III курсов в форме аудиторных занятий: лекции, семинарские занятия – для очной и очно-заочной форм обучения (соответственно 16+4 часа и 8+4 часа); лекции, групповая консультация – для заочной формы обучения (6+2 часа), а также самостоятельной работы студентов. Контроль самостоятельной работы осуществляется в ходе индивидуальных консультаций, семинарских занятий, проверки контрольных работ (заочная форма обучения), тестирования и завершающего курс зачета.

Курс социологии ставит своей целью:

- дать студентам знание теоретических основ и закономерностей социологической науки с учетом специфики ее предмета и методов;

- помочь им овладеть этими знаниями на фоне многообразия социологических направлений, школ и концепций, зарубежных и отечественных;

- готовить образованных, творчески и критически мыслящих специалистов, способных к социальному анализу и прогнозированию, а также овладению методикой проведения социологических исследований.

В заочном техническом вузе курс социологии излагается в иной методической постановке, чем в обычном институте: в его преподавании приходится отходить от предметного и опираться на проблемный подход, ограничиваться центральными вопросами социализации личности, структуры и динамики современного общества, управления малыми и крупными группами и общностями. Это позволяет также дополнять данный курс спецкурсами по отраслевым социологическим теориям.

В результате изучения курса студенты должны иметь представление:

- об истории развития социологической мысли,

- об окружающих социальных явлениях и процессах,

- о роли личности в социальных изменениях,

- о причинах и последствиях социального неравенства,

- о корнях межэтнических, экономических и политических конфликтов и возможностях их урегулирования,

- о неотложных задачах социальной политики государства

- о методах проведения социологических исследований.

Студенты должны знать:

- содержание понятия общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы;

- из чего состоит структура общества, что собой представляют его институты, группы, статусы, страты и как они функционально взаимодействуют;

- о значении культуры как важнейшего социообразующего института и критерия сравнения общностей; сущность понятий «ценности» и «нормы»;

- содержание понятия «личность» как субъекта социального действия и взаимодействий, сущность процессов социализации и социального контроля;

- основные типы социальных групп; особенности межличностных отношений в таких группах, как семья, молодежь, трудовой коллектив;

- исторические типы социальной стратификации, особенности и проблемы стратификации современного российского общества;

- механизм возникновения и разрешения социальных конфликтов, в том числе между этническими общностями и нациями;

- о значении социальной мобильности, об основных составляющих общественной динамики и различных путях социального прогресса.

После изучения курса студенты должны уметь:

- сравнивать различные социальные модели по их целям и средствам достижения;

- различать конформное и девиантное поведение индивидов;

- выделять причины межличностных и социальных конфликтов;

- различать социальные общности на основе анализа их культур.

Студенты обучаются владеть:

- элементарными методами проведения социологических исследований (под руководством специалиста-социолога);

- приемами краткосрочного и среднесрочного прогнозирования.

Место дисциплины в учебном процессе:

Дисциплина «Социология» изучается на базе вузовских курсов истории, культурологии, философии. Приобретенные студентами знания будут востребованы при изучении политологии, экономики и права, а также курсов специализации для экономического направления.

Содержание дисциплины и виды учебной работы

Содержание дисциплины по ГОС

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки; социологический проект О.Конта; классические социологические теории; современные социологические теории; русская социологическая мысль.

Общество и социальные институты; мировая система и процессы глобализации; социальные группы и общности; виды общностей; общность и личность; малые группы и коллективы; социальные организации; социальные движения.

Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность; понятие социального статуса.

Социальное взаимодействие и социальные отношения; общественное мнение как институт гражданского общества.

Культура как фактор социальных изменений; взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Личность как социальный тип; социальный контроль и девиация; личность как деятельный субъект.

Социальные изменения; социальные революции и реформы; концепция социального прогресса; формирование мировой системы; место России в мировом сообществе.

Методы социологического исследования.

 

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов
форма обучения
очная очно-заочная заочная
Общая трудоемкость дисциплины  
Работа под руководством преподавателя (включая ДОТ)      
В т.ч. аудиторные занятия: лекции практические занятия (ПЗ) лабораторные работы (ЛР) семинары (С) другие виды аудиторных занятий - консультации      
Самостоятельная работа студента      
Промежуточный контроль, количество      
В том числе: курсовой проект(работа)      
контрольная работа (реферат)      
тестирование      
Вид итогового контроля зачет

 

Перечень видов практических занятий и контроля:

- тесты (по разделам; для очной и очно-заочной форм обучения);

- одна контрольная работа или реферат (для заочной формы обучения);

- семинары – (для очной и очно-заочной форм обучения);

- зачет.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.