Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение типа и формы государства. Многообразие форм правления в пределах одного типа государства.






Нет четкого различия между формой и типом государства. С одной стороны в пределах одного и того же типа государства могут быть разные формы организации и деятельности власти, а с другой- государства различного типа могут облекаться в одинаковую форму. Иначе, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Форма государства -это организация и устройство государственной власти, отражение особенности исторического, экономического, национального развития страны, уровень развития демократии и культуры населения.

Категория форма государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной особенности, характер взаимоотношений друг и с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.

Для рабовладельческого типа были характерны монархии (древневосточные, Египет, Вавилон и др.) и республики (например, Римская, Афинское государство); для феодального типа- монархии (раннефеодальная, монархия феодальной раздробленности и др.; буржуазного типа- демократические республики (парламентские, президентские, смешанные); капиталистические- (ограниченные) монархии; социалистические- Парижская Коммуна, советские республики (народной демократии).

Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содержание и форма, где определяющую роль играет содержание (т.е. тип государства).

17.Формы национально-государственного и административно-территориального устройства: понятие и виды. Унитарное государство. Россия- современное состояние.

Форма государственного устройства система территориальной организации государства и характер взаимоотношений между центральной, региональной и местными властями.

Две основные формы: простое (унитарное) и сложное (федеративное и конфедеративное) государство.

Унитарное государство имеет единую территорию и единую (центральную) систему государственной власти. Это единое цельное государственное образование, состоящее из административно –территориальных единиц, которые подчиняется центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Федерация (сложное союзное государство), состоящее из частей обладающее признаками государства. Добровольное объединение нескольких раннее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Конфедерация -это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Для него характерны: слабый уровень интеграции; наличие у них государственного суверенитета и иных признаков государства; отсутствие единых высших органов государственной власти; право свободного выхода из конфедерации.

Форма государственного устройства в России (современное состояние)

(ст.1 Конституции РФ). Главное здесь - соотношения федеральной и региональной властей. Усиление федеральной власти- путь к сверх централизму и унитаризму. Чрезмерная самостоятельность регионов – могут стать сепаратизмом, ослаблением и разрушением государственности. Найти форму устройства современной России, которая бы укрепила федерацию и все субъекты, пока такая форма не найдена.

В КРФ два противоречивых (на наш взгляд) принципа: национально- территориальный (республики, автономия, области, автономные округа); административно-территориальный (края, области, города федерального значения).

Закрепив в КРФ ч.1 ст.5 равенство всех субъектов РФ, в ч.2 той же статьи поделила субъекты на республики (государства) имеющие свою конституцию, все остальные субъекты имеют устав. Это ассиметрия.

В настоящее время существует противоречие между субъектами и Центром. Противоречие связано с уровнем социально-экономического развития российских регионов. Существуют дотационные регионы и регионы- доноры.

Границы субъектов РФ: они могут оформляться как на основе регионально-хозяйственной общности, так и с учетом этнического фактора.

В обновленной федерации, состоящей из более крупных единиц, должно быть соблюдено полное гражданское равноправие. А национальные власти будут более чувствительными к потребностям этнических групп.

Наряду с федерализмом существует национально-культурная автономия- не мене важная форма прав и интересов национальностей (этнических групп), проживающих в одном государстве.

Таким образом, в федеративном государстве отношения столь сложные, что требуют планомерности, комплексности, постепенности решения.

18. Политический (государственный) режим: понятие и виды. Режим современной России.

Политический режим - понятие более широкое (чем государственный), он включает в себя не только методы государственного властвования, но и способы, средства его обеспечения, а так же деятельность негосударственных политических партий, организаций[3].

В зависимости от особенностей набора средств, способов и методов государственного властвованияразличают, демократические и авторитарные режимы.

С древних времен известны деспотические и тиранические разновидности авторитарных режимов.

Авторитарные режимы отличаются тем, чтонарод фактически отстраняется от формирования государственной власти, контроля за его деятельностью; вся политическая власть концентрируется в руках правящей элиты; устраняется аппозиция; решения центральной власти осуществляется при помощи использования насилия, при опоре на военно-полицейский аппарат. Личность лишена гарантий безопасности, человек не может реализовать права и свободы, даже если они формально провозглашены.

Бюрократизация исполнительной власти, террор по отношению к населению.

Тиранические режимы - они основаны на произволе и жестокости правителей. Если деспот приходит к власти законным путем, то Тиран- с помощью захвата власти, государственного переворота. Если жестокость деспота в основном распространяется на ближайшее окружение, то тирания- на все общество.

При тоталитарном режиме господствует одна идеология, которая формируется правящей партией, возглавляемой вождем. Правящая партия сращивается с государственным аппаратом. Абсолютная концентрация власти, объединяющая и законодательную и исполнительную власти в одном орган. Крайний централизм в управлении, контроль над всеми сферами общественной и частной жизни.

Фашистский режим как крайняя форма авторитарного режима. Этот режим устранил буржуазно- демократические права и свободы, уничтожил оппозиции, широко использовал террористические методы правления.

Полицейский режим- складывается в рамках существования полицейского государства. Милитаризация экономики и люмпенизация населения.

Переходные режимы формируются в результате победы радикальных оппозиций, могут существовать десятилетия и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью.

Чрезвычайные государственно- правовые режимы устанавливаются при помощи государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, катастрофах, и др. ситуациях.

Демократический режим- складывается в правовых государствах. Методы: свободное развитие личности, защищенность прав, свобод и интересов развития, и др. признаки.

Демократические режимы отличаются от указанных выше тем, что в условиях этих режимов народ, как источник власти, прямо и непосредственно формирует представительные органы власти, активно участвует в управлении обществом, контролирует деятельность исполнительного аппарата. Управление обществом на принципах разделения властей. Устанавливаются демократические методы властвования.

Государство провозглашает и обеспечивает, гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус различных форм собственности, гибкую социальную политику, защиту личности от всех проявлений беззакония и т.д.

Как разновидность демократического режима: Президентский и парламентский, либерально-демократический и гуманистический режимы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.