Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К религиозной философии относились патристика (особенно учения Августина), томизм, т.е. философия Фомы Аквинского и др.






Современная религиозная философия представлена широким спектром философских учений. Пожалуй, главными из них являются неотомизм и персонализм.

Неотомизм возник во второй половине ХIХ в., когда в 1879 г. папа Лев Х111 обратился с энцикликой (посланием) «О восстановлении в католических школах христианской философии в духе ангельского доктора святого Фомы Аквинского». В самом Ватикане, затем в Бельгии и других странах были созданы центры и кафедры и даже институты по развитию томизма. Границы влияния неотомизма охватывают католические страны: Италию, Испанию, Бразилию и др.

Содержание неотомизма – это развитие основных положений томизма применительно к современным достижениям науки, социальной и духовной жизни. Основная идея – гармоническое единство веры и знания, религии и науки, рационализма и эмпиризма. В этом смысле для них характерно отрицание диалектики как учения о борьбе противоположных начал и утверждение их гармонии, образующей целостность (аналектика). Соответственно этому они признают две истины – истины разума и истины веры.

Центральной проблемой в неотомизме остается проблема Бога и доказательства его бытия в мире. Бог постигается как бесконечная, вечная, несотворенная совершенная личностная реальность. Он сотворил все, что существует вне его, он трансцендентен по отношению ко всему сущему, но сохраняет действенное присутствие в мире. Все эти положения присущи любой форме теизма.

Но, вместе с тем, неотомизм провозглашает высокое значение человеческой личности, т.е. он представляет собой антропологически ориентированную философию. Ж. Маритен, например, считал, что личность является наиболее совершенным и благородным проявлением природы. Бог, создав человека, не придал ему совершенный, конечный вид. Личность рождается свободной и сама совершенствуется и развивается. В связи с этим самым близким Маритену философским направлением оказывается экзистенциализм. Человеческое существование («экзистенция») в его конечности становится исходной предпосылкой движения к Богу.

Философия Маритена, касающаяся человеческой свободы, стала основой многих программ современных христианских демократий. Фашизм и коммунизм, согласно ему, преследуют конечную цель – искоренение божественной свободы. Маритен выдвинул концепцию интегрального гуманизма, который рассматривает человека в его целостности, как одновременно природное и сверхприродное бытие.

Представители неотомизма Ж. Маритен, Г. Веттер, И. Бохенский, В. Маркони и др. подчеркивают, что в неотомизме сохраняются все исходные принципы томизма. Следуя заветам своего учителя, они отстаивают постулат о гармонии веры и разума. Назначение разума они видят в том, чтобы доказывать основные положения христианского вероучения - существование бога, бессмертия души и др. В то же время они подчеркивают ограниченность разума, а значит научного познания. Свету разума недоступны глубокие тайны религиозного учения: тайна троичности бога, идея сотворения мира из ничего и т.п. Эти и другие сокровенные истины можно постичь с помощью веры. Задачу философии они видят в том, чтобы добиться обоснования христианского вероучения, используя все средства философской методологии и достижения современной науки.

Философское учение неотомизма представляет собой систему различных дисциплин, охватывающих метафизику, гносеологию, натурфилософию, этику, эстетику, философию истории и другие разделы. Ядро неотомисткой философии составляет метафизика, включающая учение о бытии как таковом, учение о боге, о мире и человеке. При этом неотомисты не только восстанавливают доказательства бытия бога, систематизированные еще Ф. Аквинским. Опираясь на теории «тепловой смерти Вселенной», «разбегающейся Вселенной» и др., они стараются привести новые аргументы в пользу существования бога. В учении о человеке неотомисты упорно придерживаются мнения, что бытие личности заключается в ее отношении к богу. Главное в человеке это его душа. Она создается богом в момент рождения человека. Она должна быть предметом особой заботы во время жизни человека, так как после его смерти она несет на себе весь груз ответственности за его земные деяния.

Важное место в неотомизме занимает теодицея, т.е. оправдание явного противоречия между верой во всемогущего, всемудрого и благого бога и существующими в мире зле и несправедливости. Главным аргументом теодицеи является апеллирование к свободе воли человека. Сама по себе свобода воли признается как величайшее благо, источник нравственности как свободного волеизлияния (духовности). Но это благо содержит в себе возможность злоупотребления им. И в этой возможности корень всего зла в мире. Таким образом с бога снимается вся ответственность за царящее в мире зло. Надежды на мир, свободный от зла, объявляются не только иллюзорными, но и богохульными. Они не возвеличивают, а только умоляют бога и не совместимы с христианством, поскольку основаны на убеждении, что мир мог бы быть устроен лучше, чем устроил его создатель.

Итак, мир не может быть изменен, ибо бог не может быть изменен. Отсюда требование католической церкви - нужно принять мир таким, каким он есть, восхваляя его творца. В этой формуле заключена квинтэссенция всего томизма, в том числе и неотомизма.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.