Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рисуночные тесты






Рисунки детей по своему содержанию многогранны. Очень ярко это проявляется при изучении внутрисемей­ного климата и характера межличностных отношений. Осо­бенностью рисуночных тестов является то, что ребенку не нужно вербализовывать характеристики этих отношений, а достаточно их изобразить. Другое важное преимущество рисуночных тестов заключается в том, что в любом детс­ком рисунке может быть отражено содержание межлично­стного и внутрисемейного конфликта. При этом ребенок может быть лишен художественного таланта или у него может страдать качество графического изображения. Во всех случаях рисунок ребенка отражает взгляд маленького че­ловека на взрослый мир.

В качестве психодиагностических методов чаще исполь­зуются следующие рисуночные тесты: «Рисунок челове­ка», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек». Эти методики применяются при обсле­довании детей в возрасте от 4-х лет. Для изучения особен­ностей отношения к ребенку в семье используют как все перечисленные выше методики, так и только одну мето­дику «Рисунок семьи», дополняя ее «Кинетическим ри­сунком семьи». Детям, страдающим выраженными эмоци­ональными нарушениями (аутичным детям) рекоменду­ется предлагать «Рисунок семьи животных».

Процедура проведения тестирования с помощью мето­дики «Рисунок семьи» довольно проста. В начале с ребен­ком проводят беседу о его семье, выясняют ее состав. За­тем перед ним кладут чистый лист бумаги, цветные ка­рандаши и просят нарисовать свою семью. На вопросы ребенка о том, кого рисовать, отвечают: «Рисуй тех, о ком сейчас рассказывал». После завершения рисования с ребенком продолжают беседу и просят рассказать, кого он изобразил на листе бумаги. При этом нельзя спраши­вать: «Это мама? А это папа?» Можно задавать только та­кие вопросы: «Кто это? А это кто?» В протоколе важно отметить последовательность изображения ребенком чле­нов семьи.

«Кинетический рисунок семьи» может использоваться для детей более старшего возраста, примерно с 5, 5—6 лет. Инструкцию вводят тем же способом, однако ребенка про­сят нарисовать семью так, чтобы каждый член семьи чем-то был занят.

В настоящее время психологическая диагностика распо­лагает большим количеством интерпретаций детских рису­ночных тестов, которые могут быть использованы специа­листами. Их перечень мы приводим в списке литературы. Однако на наш взгляд, наиболее удобным является вариант тестовых показателей, разработанных А.Л. Венгером (2002), качественные характеристики которых приводятся ниже.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.