Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные фазы исторического развития цивилизации






Цивилизации Тойнби уподобляет биологическому виду, имеющую свойственному только ему среду обитания (ареал). В полном соответствии с постулатами географического детерминизма, Тойнби утверждал, что неповторимый облик каждой цивилизации обусловлен исключительно природными условиями. Второй не мене важный фактор, оказывающий влияние на формирование цивилизации, - религия.

По мнению Тойнби, каждая цивилизация проходит цикл из пяти стадий:

1. Возникновение (Рождение).

2. Рост.

3. Расцвет

4. Надлом.

5. Упадок: Разложение и гибель.

Первые два этапа протекают за счет энергии т.н. «жизненного порыва» (здесь и в других местах, описывая основные фазы исторического развития цивилизации, Тойнби часто использует термины из «философии жизни» Анри Бергсона [3]). Остальные этапы характеризуются истощением жизненных сил.

Истинный показатель прогресса, роста, по Тойнби, использование закона упрощения: прогрессирующая система стремится переходит к простым элементам, но более высоким по своему качеству. Расширение территории цивилизации не является показателем развития цивилизации. Это скорее, признак внутреннего кризиса. Общество, переживающее упадок, стремится отодвинуть свою кончину, направляя всю свою жизненную энергию на материальные проекты гигантского размаха. Это самообман агонизирующего сознания. Технический прогресс, рост власти над природой, тоже не показатель культурного прогресса. Технический прогресс чаще всего ведет к пренебрежению духовной сферой жизни, т.е. также свидетельствует о надломе сил цивилизации.

 

И в этом пункте концепции Тойнби мы видим переклички с теорией Шпенглера. Но есть и отличия:

1. О. Шпенглер действительно воспринимал общество как живой организм. Тойнби рассматривает общество как поле действия индивидуумов, поэтому уподобление цивилизации живому организму для него всего лишь метафора.

2. Еще одно отличие заключается в том, что хотя в концепции Тойнби также имеет место цикличность в развитии цивилизаций, но нет фатальной предопределенности, которая присутствует в цикле цивилизации Шпенглера. Согласно Тойнби, гибель цивилизаций вероятна, но не неизбежна. Пройти весь указанный путь из пяти этапов, подчеркивает Тойнби, может далеко не каждая цивилизация. Все цивилизации прошли стадию становления; большинство достигли также расцвета, а немногие претерпели и процесс дезинтеграции, завершившийся окончательной гибелью. К примеру, Андская и Центрально-американская цивилизации прошли не все стадии цикла развития, погибли раньше времени. Но Тойнби допускает, что любая цивилизация способна сойти со своей исторической дистанции.

3. Исходя из того, что каждая цивилизация может сойти с пути своего развития, Тойнби считает, что время существования той или иной цивилизации нельзя заранее предопределить. Т.е. здесь он отвергает исторический фатализм Шпенглера: «Говорить догматически подобно Шпенглеру, что каждое общество обладает предопределенным временем развития, столь же глупо, как утверждать, что каждая написанная пьеса должна состоять из одного и того же количества актов». В отличие от Шпенглера, он не определяет для цивилизаций ни предельного, ни идеального возраста.

 

С позиций реализованности/нереализованности всех циклов развития Тойнби делит цивилизации на: получившие «полное развитие» и на «неудавшиеся».

 

 

Элита

На основании цикличности развития цивилизаций Тойнби выводил «эмпирические законы» повторяемости общественного развития, движущей силой которого является элита, творческое меньшинство.

В любой цивилизации, по Тойнби, существует часть населения, «свободного от задачи не только производить продукты питания, но и быть вовлеченным в какую-либо область экономической деятельности – промышленности и торговли. Это т.н. творческое меньшинство» - элита общества, состоящая из военных, администраторов и священников. Этих творческих личностей мало, но именно они создают необходимый для общества творческий послы, увлекают своим примером других. Здесь Тойнби полностью воспроизводит во многом элитаристскую трактовку общества О.Шпенглера.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.