Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тойнби: роль религии в развитии цивилизаций






Тойнби одним из определяющих факторов развития живых цивилизаций называл религию. В процессе рождений и гибели цивилизаций церковь играет роль личинки или «куколки». В основе каждой цивилизации имеется универсальная церковь. Религия – главная объединительная сила общества. И единую линию поступательного развития человечества Тойнби усматривал в религиозной эволюции от примитивных анимистических верований через универсальную религию к единой синкретической религии будущего.

 

 

По Тойнби, даже импульсы вызова и ответа развертываются в двух исторических слоях: мирском и сакральном:

 

В сакральном слое каждый вызов является стимулом к осуществлению людьми абсолютно свободного выбора между добром и злом, который предоставил им Бог.

 

В мирском слое вызов – это любая проблема, с которой сталкивается цивилизация на пути своего развития: ухудшение природных условий, экономические противоречия и т.д. Ответ на вызов является движущей силой в развитии любой цивилизации. Если нужный ответ не найден, то в социальном организме появляется аномалия, накопление которых приводит к преждевременному надлому цивилизации, ее упадку и гибели. Однако, по мнению Тойнби, этот финал можно предотвратить с помощью разумной и взвешенной политики правящего класса.

Решение других проблем в мирском слое в масштабах всего мира возможно при соблюдении двух условий:

1. Единение в духе – создание универсальной вселенской религии на основе объединения всех существующих культов.

2. Помощь сверхдержав слабым государствам, богатых бедным и т.д.

Тойнби полагал, что вызовы и ответы могут быть явлены в разных формах, но все ответы, по существу, сливаются в один. Этот универсальный ответ он дает в виде цитаты из «Деяний Апостолов»: «Доверяй зову Господа чувствовать и находить вслед за Ним».

В этой идее мы снова видим отличие концепции Тойнби от теории О. Шпенглера. У Шпенглера и всемирно-исторический процесс не имеет смысла. Тойнби, как христианин, видит этот смысл в грядущем торжестве Христа и Церкви Божией в мире, он ищет прочного основания для объединения человечества, пытается нащупать пути мирного перехода к «вселенской церкви» и «вселенскому государству». Вершиной земного прогресса явилось бы, согласно Тойнби, создание «общины святых». Ее члены были бы свободны от греха и способны, сотрудничая с Богом, хотя бы и ценой тяжких усилий трансформировать человеческую природу. Только новая религия, выстроенная в духе пантеизма, смогла бы, по Тойнби, примирить враждующие группы людей, сформировать экологически здоровое отношение к природе и тем самым спасти человечество от гибели.

 

 


[1] Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) – основатель русской и американской социологических школ.

[2] Понятия «общество и «цивилизация» у Тойнби практически идентичны.

[3] Анри Бергсон (1859 – 1941) – один из наиболее значимых философов XX века, представитель интуитивизма и философии жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.