Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биографическая справка






Теория локальных цивилизаций. Н.Я. Данилевский

 

 

Не сразу человечество осознало, что есть особый феномен «культура». Не сразу было понято и принято, что есть разные равноценные культуры, обладающие каждая своим особым путем развития, а не одна культура, на которую все должны равняться (эллинская, римская, европейская). Существование множества культур со своим специфическими законами развития обосновывается в теории локальных цивилизаций, или в культурно-цивилизационном подходе.

С концепциями основных представителей этого подхода Вы ознакомитесь в данной и нескольких следующих лекциях.

 

 

Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1885) и его концепция культурно-исторического процесса

 

Важный вклад Данилевского в развитие циклических теорий отмечал Питирим Сорокин[1], считавший Н.Я. Данилевского одним из основателей культурно-цивилизационного подхода.

Хотя концепция Данилевского оригинальна, можно указать ряд авторов, оказавших на него влияние: в частности, это ранние славянофилы, особенно Алексей Степанович Хомяков, который в очерках по истории попытался выяснить основную идею всемирной истории.

В свою очередь концепция Данилевского оказала влияние на концепции развития культуры К.Н. Леонтьева, А.Дж. Тойнби, А. Вебера, П.А. Сорокина, Л.Н. Гумилева и др.

 

 

Биографическая справка

Н.Я. Данилевский родился в дворянской семье (отец его был генералом). Образование в раннем возрасте получил в частных пансионах, в 14 лет поступил в Царскосельский лицей (1836-1842), после Лицея устроился вольным слушателем на факультете естественных наук в Санкт-Петербургском университете. В университетские годы вместе с друзьями изучал социалистические системы Ш. Фурье, Сен-Симона, Р. Оуэна и др.

Начиная с 1853 г. Данилевский командируется для участия в научных экспедициях для исследования рыболовства, флоры и фауны по Волге, Каспийскому морю, Белому морю, Северному Ледовитому океану и др. краям России[2]. Занимался Данилевский и административной деятельностью.

По результатам своих экспедиций Н.Я. Данилевским было написано множество научных исследований в области ботаники и зоологии, самые известные из которых: «О климате Вологды» (1854) и «Дарвинизм» (1885). Кроме того, Данилевский опубликовал немало этнографических и статистических исследований и публицистических статей.

Современникам Данилевский прежде всего был известен по работе «Дарвинизм», в которой он критиковал теорию Дарвина. Но в памяти потомков он остался другой своей книгой – «Россия и Европа»

 

 

Профессиональная научная и практическая деятельность Н.Я. Данилевского в сфере ботаники, зоологии и ихтиологии оказала влияние на его исторические и культурные исследования. Данилевский, как и многие его современники, считал, что гуманитарные науки в своей методологии должны ориентироваться на естественные науки, и, конечно такой наукой №1 для него была биология. Поэтому подход Данилевского к истории культуры является натуралистическим: теория культуры строится им с помощью натуралистических аналогий и метафор, типологию культур он выстраивает по типологизации, развитой в биологии.

 

2. «Россия и Европа»: концепция культурно-исторических типов

Основная работа Данилевского – книга «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому» (1869 г.) [3]. Получила она известность лишь на рубеже XIX – XX вв.

В этом сочинении Данилевский сформулировал концепцию многолинейного и замкнутого развития культур.

 

Против каких представлений о культуре и истории направлена концепция Данилевского:

1. Исходный посыл к этой концепции – отказ от термина «человечество» для анализа всемирной истории. По мнению Данилевского, эта категория – перенесение понятия о правах отдельного человека на всех ему подобных. Поэтому критически он относится и к понятию «общечеловеческая цивилизация» - это конструкт, созданный человеческим умом: «Общечеловеческой цивилизации не существует и не может существовать», а существуют только отдельные самостоятельно развивающиеся культуры.

2. Поэтому и деление истории на историю древнего мира, средних веков и нового времени – это искусственная схема, выработанная европейцами.

3. Данилевский не принимал европоцентристских установок в истории. Европоцентризм, считал он, ведет к утверждению позиции, согласно которой «нет спасения вне прогрессивной, европейской всечеловеческой цивилизации», «вне ее даже никакой цивилизации быть не может, п.ч. вне ее нет прогресса».

4. Отрицая линейность развития он считает, что и прогресс, и застой – это всего лишь «признаки того возраста, в котором находится народ».

 

Данилевский предложил новую, как он называет, «естественную систему» всемирной истории:

1. Эта новая схема заключается в различении культурно-исторических типов (КИТов) как главного основания деления истории. Т.е. история распадается на ряд параллельных процессов культурного развития, которые присущи независимым друг от друга КИТам. «Формы исторической жизни человечества, как формы растительного и животного мира, как формы человеческого искусства, как формы языков, < …> не только не изменяются и совершенствуются повозрастно, но еще и разнообразятся по КИТам».

2. А вот внутри одного и того же типа уже можно, по Данилевскому, выделять те исторические этапы, которые обозначаются словами «древняя», «средняя», «новая» история. Только для каждого КИТа временные рамки данных периодов будут своими.

3. Каждый КИТ для Данилевского специфический организм, отличный, независимый от другого, живущий по законам живого организма.

4. Невозможно оценивать КИТы: «лучше – хуже». Ни одна цивилизация не может представлять высшую точку развития, всякая хороша, интересна, прекрасна по-своему. «Прогресс состоит не в том, чтобы идти всем в одном направлении (в таком случае он скоро бы прекратился), а в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, во всех направлениях».

 

*Данилевский использует как синонимы выражения: «культурно-исторический тип» (КИТ), «культурный тип», «тип», «культура», «цивилизация».

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.