Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периоды развития культурно-исторического типа






 

Отталкиваясь от аналогии с «многолетними многоплодными растениями», Данилевский устанавливает периодизацию жизни КИТа. По мнению ученого, КИТ имеет четыре стадии развития:

1. Древний (этнографический, подготовительный) период, характеризующийся выделением КИТа от сродственных с ним племен и накоплением сил для будущей сознательной деятельности, формирование особенностей языка, мифического мировоззрения, эпоса, фольклора, быта, психологического строя тех или иных народов. Т.е. закладывается самобытность людей будущего КИТа.

Это наиболее длительный по продолжительности период жизни КИТа – около 1000 лет.

Во время этой стадии народ получает воспитание, которое, как правило, связано с временным внешним завоеванием. Прежде, чем народ создаст свое государство, он должен пройти стадию «исторического воспитания», когда часть его свободы отнимается. Народы должны пожить некоторое время в условиях зависимости, для того чтобы получить привычку к дисциплине. И Данилевский выделяет три таких формы зависимости:

- рабство. Рабство не способствует развитию сознательной дисциплины и не приводит к поставленной цели – созданию собственного государства.

- - данничество (платить дань: русские во время монголо-татарского ига). Данничество, являясь формой коллективного рабства, не налагает больших ограничений на внутреннюю жизнь, и потому народы, его испытывающие, сохраняют свой внутренний устой, позволяющий им достичь в будущем состояния гражданской свободы.

- - феодализм. При феодализме подчиненный народ не сохраняет своей отдельности, смешиваясь с преобладающим. В результате свержения гнета государство переходит к следующему периоду своего развития.

 

2. Период государственности/государства. В этот период происходит расцвет культуры. Государство создается для охраны жизни, чести и имущества граждан и позволяет народу укрепиться в борьбе с окружающими его народами. Прежде чем образовать свое государство, народ должен выработать представление о самом себе. Создать свой политический идеал. При потере этого идеала государство, созданное однажды, распадается. Государство позволяет стать народу активным участником исторического процесса, но не всякий народ имеет право на свое национальное государство. Отсутствие самосознания и понимания своей исторической роли приводит к неспособности возвыситься над состоянием дикости и племенной раздробленности. Есть народы, которые еще «не созрели» для своего государства; а есть которые уже «перезрели»: они когда-то имели свое государство, но потом его потеряли; эти народы переросли свое историческое состояние и более не претендуют на политическое единство, несмотря на сохранение своего этнографического сходства. Период государственный постепенно переходит в следующий этап.

 

3. Период цивилизации (цивилизационный, или культурный). Это последний этап исторической жизни народов. Цивилизованным может стать только тот народ, который имеет достаточно прочное государство, позволяющее ему вести независимое историческое существование. Цивилизация является важным периодом в развитии КИТа. Собственно цивилизация есть высший уровень развития КИТа, раскрывающий весь его духовный и творческий потенциал: создаются своеобразные, характерные для этого КИТа религиозные и философские мировоззрения, государственно-правовая система, искусство.

Период цивилизации каждого типа исторически краток. Примерно 300 лет.

Но расцвет цивилизации КИТа имеет и обратную сторону: этот период характеризуется растратой собранных запасов и сил и проявлением человеческой деятельности в духовной и физических сферах. Поэтому вслед за цивилизационным этапом следует:

 

4. Период иссякания творческой деятельности, который проявляется в двух формах: либо в форме апатии самодовольства, либо в форме апатии отчаяния.

Апатия самодовольства характеризуется успокоением на достигнутом и почитанием заветов старины в качестве вечного идеала для будущего (ср. Китай)

Апатия отчаяния характеризуется накоплением неразрешимых антиномий и противоречий, доказывающих, что их идеал был неполон, ошибочен, что приводит к разочарованием во всем. Так было, например, в Римской империи времен ее заката, в эпоху распространения христианства.

 

 

Данилевский делает важные примечания, касающиеся этапов развития КИТов:

 

А) Эти четыре стадии развития проходят не все КИТы:

- культуры, развитие которых было насильственно прервано, не смогли осуществить полный жизненный цикл;

- точно так же, не прожили весь цикл культуры, не достигшие исторической индивидуальности и послужившие лишь этнографическим материалом для истории.

 

Б) Не все КИТы проходят этапы своего развития одинаково. Жизнь одного КИТа конечна, но культура в целом бесконечна.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.